«Можно спорить о достоинствах и будущем нового движения декоративного искусства, но нельзя отрицать, что в настоящее время оно триумфально царит во всей Европе и во всех англоязычных странах за пределами Европы; всё, что ему сейчас нужно, это управление, и это зависит от людей со вкусом».
Жан Лаор, Париж, 1901 г.
Модерн возник из крупного движения в декоративно-прикладном искусстве, которое впервые появилось в Западной Европе в 1892 году, но его рождение было не таким спонтанным, как принято считать.
Декоративный орнамент и мебель претерпели множество изменений между упадком стиля ампир около 1815 года и Всемирной выставкой 1889 года в Париже, посвященной столетию Французской революции.
Традиция (или, скорее, имитация) играла очень большую роль в создании стилей этих разных периодов. Тем не менее, в этот период были некоторые художники, которые стремились отличаться от своих предшественников, выражая свой собственный декоративный идеал.
Что же символизировало новое направление в декоративном искусстве?
Во Франции, как и везде, оно показывало, что люди устали от обычных повторяющихся форм и методов, от старых декоративных клише и банальностей, от вечного подражания мебели времен правления монархов по имени Людовик (Людовик XIII–XVI) и мебели эпохи Возрождения и готики.
То есть дизайнеры наконец-то признали искусство своего времени своим собственным.
Вплоть до 1789 года (конца Ancien Régime / Старого режима) стиль развивался благодаря господству; эта же эпоха хотела своего собственного стиля.
И (по крайней мере, за пределами Франции) было стремление к чему-то большему: перестать быть рабами чужой моды, вкуса и искусства.
Это было стремление, присущее эпохе пробуждающегося национализма, когда каждая страна пыталась отстоять независимость в литературе и искусстве.
Словом, везде чувствовалось стремление к новому искусству, которое не было бы ни рабской копией прошлого, ни подражанием чужому вкусу.
Была также реальная потребность в воссоздании декоративно-прикладного искусства, просто потому, что его не было с начала века. В каждую предшествующую эпоху декоративное искусство не просто существовало; оно славно расцвело.
В прошлом все, от одежды и оружия людей, вплоть до малейшего предмета домашнего обихода – от дров, мехов и дымоходов до чаши для питья – украшалось должным образом: каждый предмет имел свой орнамент и отделку, свое изящество и красоту.
Но 19 век мало чем занимался, кроме функциональности; орнамент, последние штрихи, элегантность и красота были лишними.
Одновременно величественный и несчастный XIX век был так же "глубоко разделен, как человеческая душа Паскаля".
Век, столь плачевно закончившийся грубым пренебрежением к справедливости между народами, открылся полным равнодушием к декоративной красоте и изяществу, сохраняя на протяжении большей части этой сотни лет своеобразный паралич, когда дело доходило до эстетического чувства и вкуса.
Преодоление этого паралича также способствовало появлению стиля ар-нуво.
Франция требовала воображения от своих декораторов, мебельщиков и даже архитекторов, прося всех этих художников проявить немного творчества и фантазии, немного новизны и аутентичности.
Окончательные тенденции, способные породить новое искусство, материализовались только на Всемирной выставке 1889 года.
Там англичане утвердили свой собственный вкус в мебели; американские мастера по серебру Грэм и Огастес Тиффани применили новый орнаментальный стиль к изделиям, изготовленным в их мастерских; а Луис Комфорт Тиффани произвел революцию в искусстве витражного стекла.
Элитный корпус французских художников и фабрикантов выставил работы, которые также продемонстрировали заметный прогресс: Эмиль Галле прислал мебель собственного дизайна и декора, а также вазы из цветного стекла, в которых он добился блестящих эффектов путем обжига; Клеман Массье, Альбер Даммуз и Огюст Делаэрш представили керамику фламбе в новых формах и цветах; а Анри Вевер, Бушерон и Люсьен Фализ представили серебро и ювелирные изделия, демонстрирующие необычайную изысканность.
Примеры, предложенные Всемирной выставкой 1889 года, быстро принесли свои плоды — произошла декоративная революция.
Свободные от предрассудков высокого искусства, художники искали новые формы самовыражения.
В 1891 году Французское национальное общество изящных искусств учредило отдел декоративного искусства, который, хотя и был небольшим в первый год своего существования, имел большое значение благодаря Салону 1892 года, где впервые были выставлены работы Жюля Дебуа, Александра Шарпантье и Жана Баффье.
И Французское общество художников, изначально сопротивлявшееся декоративному искусству, было вынуждено разрешить включение в Салон 1895 года специального раздела, посвященного предметам декоративного искусства.
22 декабря того же года Зигфрид Бинг, вернувшись из командировки в Соединенные Штаты, открыл магазин под названием Art Nouveau в своем таунхаусе на Rue Chauchat в Париже.
Расцвет стиля модерн был не менее заметен и в других странах.
В Англии были чрезвычайно популярны магазины Liberty, обои Essex, а также мастерские Merton-Abbey и Kelmscott-Press под руководством Уильяма Морриса (для которого Эдвард Берн-Джонс и Уолтер Крейн предоставляли эскизы).
Тенденция распространилась даже на лондонский Grand Bazaar (Maple & Co), который предлагал клиентам стиль ар-нуво в качестве своего дизайна, поскольку его собственный выходил из моды.
В Брюсселе первая выставка La Libre Esthétique открылась в феврале 1894 года, предоставив большое пространство для декоративных экспозиций, а в декабре того же года Maison dÊart (Дом искусства) открыл свои двери для покупателей в Брюсселе, собрав под одной крышей все европейское декоративное искусство, созданное как знаменитыми художниками, так и скромными захолустными мастерскими.
Более или менее одновременное распространение стиля ар-нуво в Германии, Австрии, Нидерландах и Дании (включая Королевский копенгагенский фарфор) привело к покорению даже самых разборчивых коллекционеров задолго до Салона 1895 года.
Выражение „Art Nouveau" с тех пор вошло в современный лексикон, но эти два слова не могли обозначить единое направление, способное породить определенный стиль.
На самом деле стиль ар-нуво менялся в зависимости от страны и преобладающего вкуса.
Как мы увидим, революция началась в Англии, где с самого начала она была действительно национальным движением.
Национализм и космополитизм — это два аспекта в искусстве, которые мы подробно обсудим.
Они очевидно находятся в противоречии друг с другом, и, хотя обе являются оправданными тенденциями, обе терпят неудачу, когда становятся слишком абсолютными и исключительными.
Например, что случилось бы с японским искусством, если бы оно не оставалось национальным?
Продолжение: