Найти в Дзене
Живописные истории

Ар-нуво. Часть 1. Истоки

«Можно спорить о достоинствах и будущем нового движения декоративного искусства, но нельзя отрицать, что в настоящее время оно триумфально царит во всей Европе и во всех англоязычных странах за пределами Европы; всё, что ему сейчас нужно, это управление, и это зависит от людей со вкусом».
Жан Лаор, Париж, 1901 г.

Модерн возник из крупного движения в декоративно-прикладном искусстве, которое впервые появилось в Западной Европе в 1892 году, но его рождение было не таким спонтанным, как принято считать.

Альфонс Муха "Зодиак", календарь для журнала «Перо» (фр. «La Plume»), 1896/97 гг.
Альфонс Муха "Зодиак", календарь для журнала «Перо» (фр. «La Plume»), 1896/97 гг.

Декоративный орнамент и мебель претерпели множество изменений между упадком стиля ампир около 1815 года и Всемирной выставкой 1889 года в Париже, посвященной столетию Французской революции.

Традиция (или, скорее, имитация) играла очень большую роль в создании стилей этих разных периодов. Тем не менее, в этот период были некоторые художники, которые стремились отличаться от своих предшественников, выражая свой собственный декоративный идеал.

Альфонс Муха "Голова византийки. Брюнетка"
Альфонс Муха "Голова византийки. Брюнетка"

Что же символизировало новое направление в декоративном искусстве?

Во Франции, как и везде, оно показывало, что люди устали от обычных повторяющихся форм и методов, от старых декоративных клише и банальностей, от вечного подражания мебели времен правления монархов по имени Людовик (Людовик XIII–XVI) и мебели эпохи Возрождения и готики.

То есть дизайнеры наконец-то признали искусство своего времени своим собственным.

Вплоть до 1789 года (конца Ancien Régime / Старого режима) стиль развивался благодаря господству; эта же эпоха хотела своего собственного стиля.

Альфонс Муха "Biscuits Champagne Lefèvre-Utile", 1896 г.
Альфонс Муха "Biscuits Champagne Lefèvre-Utile", 1896 г.

И (по крайней мере, за пределами Франции) было стремление к чему-то большему: перестать быть рабами чужой моды, вкуса и искусства.

Это было стремление, присущее эпохе пробуждающегося национализма, когда каждая страна пыталась отстоять независимость в литературе и искусстве.

Словом, везде чувствовалось стремление к новому искусству, которое не было бы ни рабской копией прошлого, ни подражанием чужому вкусу.

Альфонс Муха "Gismonda", 1894 г.
Альфонс Муха "Gismonda", 1894 г.

Была также реальная потребность в воссоздании декоративно-прикладного искусства, просто потому, что его не было с начала века. В каждую предшествующую эпоху декоративное искусство не просто существовало; оно славно расцвело.

В прошлом все, от одежды и оружия людей, вплоть до малейшего предмета домашнего обихода – от дров, мехов и дымоходов до чаши для питья – украшалось должным образом: каждый предмет имел свой орнамент и отделку, свое изящество и красоту.

Но 19 век мало чем занимался, кроме функциональности; орнамент, последние штрихи, элегантность и красота были лишними.

Одновременно величественный и несчастный XIX век был так же "глубоко разделен, как человеческая душа Паскаля".

Альфонс Муха "Сезоны: Лето", 1900 г.
Альфонс Муха "Сезоны: Лето", 1900 г.

Век, столь плачевно закончившийся грубым пренебрежением к справедливости между народами, открылся полным равнодушием к декоративной красоте и изяществу, сохраняя на протяжении большей части этой сотни лет своеобразный паралич, когда дело доходило до эстетического чувства и вкуса.

Преодоление этого паралича также способствовало появлению стиля ар-нуво.

Франция требовала воображения от своих декораторов, мебельщиков и даже архитекторов, прося всех этих художников проявить немного творчества и фантазии, немного новизны и аутентичности.

Альфонс Муха "La Dame aux camélias", 1896 г.
Альфонс Муха "La Dame aux camélias", 1896 г.

Окончательные тенденции, способные породить новое искусство, материализовались только на Всемирной выставке 1889 года.

Там англичане утвердили свой собственный вкус в мебели; американские мастера по серебру Грэм и Огастес Тиффани применили новый орнаментальный стиль к изделиям, изготовленным в их мастерских; а Луис Комфорт Тиффани произвел революцию в искусстве витражного стекла.

Витражный абажур от Тиффани
Витражный абажур от Тиффани

Элитный корпус французских художников и фабрикантов выставил работы, которые также продемонстрировали заметный прогресс: Эмиль Галле прислал мебель собственного дизайна и декора, а также вазы из цветного стекла, в которых он добился блестящих эффектов путем обжига; Клеман Массье, Альбер Даммуз и Огюст Делаэрш представили керамику фламбе в новых формах и цветах; а Анри Вевер, Бушерон и Люсьен Фализ представили серебро и ювелирные изделия, демонстрирующие необычайную изысканность.

Настольные часы в стиле готического возрождения с календарем, 1881 год, выставленные на Всемирной выставке 1889 года
Настольные часы в стиле готического возрождения с календарем, 1881 год, выставленные на Всемирной выставке 1889 года
Ваза из мастерской Огюст Делагерш, около 1889 г.
Ваза из мастерской Огюст Делагерш, около 1889 г.

Примеры, предложенные Всемирной выставкой 1889 года, быстро принесли свои плоды — произошла декоративная революция.

Свободные от предрассудков высокого искусства, художники искали новые формы самовыражения.

В 1891 году Французское национальное общество изящных искусств учредило отдел декоративного искусства, который, хотя и был небольшим в первый год своего существования, имел большое значение благодаря Салону 1892 года, где впервые были выставлены работы Жюля Дебуа, Александра Шарпантье и Жана Баффье.

Александр Шарпантье "Видение победы", конец 19 века
Александр Шарпантье "Видение победы", конец 19 века

И Французское общество художников, изначально сопротивлявшееся декоративному искусству, было вынуждено разрешить включение в Салон 1895 года специального раздела, посвященного предметам декоративного искусства.

22 декабря того же года Зигфрид Бинг, вернувшись из командировки в Соединенные Штаты, открыл магазин под названием Art Nouveau в своем таунхаусе на Rue Chauchat в Париже.

-11

Расцвет стиля модерн был не менее заметен и в других странах.

В Англии были чрезвычайно популярны магазины Liberty, обои Essex, а также мастерские Merton-Abbey и Kelmscott-Press под руководством Уильяма Морриса (для которого Эдвард Берн-Джонс и Уолтер Крейн предоставляли эскизы).

Тенденция распространилась даже на лондонский Grand Bazaar (Maple & Co), который предлагал клиентам стиль ар-нуво в качестве своего дизайна, поскольку его собственный выходил из моды.

Пример обоев от Уолтера Крейна
Пример обоев от Уолтера Крейна

В Брюсселе первая выставка La Libre Esthétique открылась в феврале 1894 года, предоставив большое пространство для декоративных экспозиций, а в декабре того же года Maison dÊart (Дом искусства) открыл свои двери для покупателей в Брюсселе, собрав под одной крышей все европейское декоративное искусство, созданное как знаменитыми художниками, так и скромными захолустными мастерскими.

Более или менее одновременное распространение стиля ар-нуво в Германии, Австрии, Нидерландах и Дании (включая Королевский копенгагенский фарфор) привело к покорению даже самых разборчивых коллекционеров задолго до Салона 1895 года.

Афиша La Libre Esthétique 1898 года работы Гисберта Комбаза
Афиша La Libre Esthétique 1898 года работы Гисберта Комбаза

Выражение „Art Nouveau" с тех пор вошло в современный лексикон, но эти два слова не могли обозначить единое направление, способное породить определенный стиль.

На самом деле стиль ар-нуво менялся в зависимости от страны и преобладающего вкуса.

Как мы увидим, революция началась в Англии, где с самого начала она была действительно национальным движением.

Национализм и космополитизм — это два аспекта в искусстве, которые мы подробно обсудим.

Они очевидно находятся в противоречии друг с другом, и, хотя обе являются оправданными тенденциями, обе терпят неудачу, когда становятся слишком абсолютными и исключительными.

Например, что случилось бы с японским искусством, если бы оно не оставалось национальным?

Продолжение: