Найти тему
Живописные истории

Ар-нуво. Часть 2. Истоки

Первая часть:

Англия: колыбель ар-нуво

В архитектуре дворцов, церквей и жилых домов Англии преобладал неоклассический стиль, основанный на греческих, римских и итальянских образцах.

Некоторым казалось абсурдным воспроизводить латинский купол римского собора Святого Петра в очертаниях собора Святого Павла, его протестантского аналога в дымном, туманном Лондоне, наряду с колоннадами и фронтонами в честь Греции и Рима, и в конце концов Англия восстала, благополучно вернувшись к английскому искусству.

Альфонм Муха "Сара Бернар в роли принцессы Луантен: Плакат для журнала La Plume,",
1897 г.
Альфонм Муха "Сара Бернар в роли принцессы Луантен: Плакат для журнала La Plume,", 1897 г.

Революция произошла благодаря её архитекторам, сначала Огастесу Пьюджину (1812–1852), который внёс свой вклад в проектирование зданий парламента, а позже целой группе художников-прерафаэлитов.

Огастес Пьюджин. Иллюстрация из книги "Апология возрождения христианской архитектуры"
Огастес Пьюджин. Иллюстрация из книги "Апология возрождения христианской архитектуры"

Главными сторонниками нового направления в декоративном искусстве были Джон Рёскин (1819–1900), для которого искусство и красота были страстной религией, и Уильям Моррис (1834–1896) — человек большого сердца и ума и одновременно замечательный художник и поэт, который создавал так много вещей и так хорошо — его обои и ткани преобразил отделку стен (что привело его к созданию производственного цеха).

Пример орнамента от Уильяма Морриса
Пример орнамента от Уильяма Морриса

Отдавая должное Рёскину и Моррису как одним из создателей, давайте не будем забывать лидеров нового движения: архитектора Филипа Уэбба (1831–1915) и Уолтера Крейна (1845–1915), самого креативного и привлекательного декоратора того периода.

Вокруг них и вслед за ними возникло и сформировалось целое поколение удивительных дизайнеров, иллюстраторов и декораторов.

Уолтер Крейн "Змей обвивается вокруг тела Евы"
Уолтер Крейн "Змей обвивается вокруг тела Евы"

В своем искусстве и технике орнаментации, ажурности, композиции и арабесках, а также благодаря своему уму и безграничной изобретательности английские дизайнеры в стиле ар-нуво напоминают удивительных мастеров-орнаменталистов эпохи Возрождения.

Но несмотря на то, что они часто вдохновлялись работами прошлого, английские дизайнеры в стиле ар-нуво никогда не копировали их робкой и подобострастной рукой, а по-настоящему наполняли их чувством и радостью нового творения.

Чтобы убедиться в этом достаточно заглянуть в старые художественные журналы, такие как Studio, Artist или the Magazine of Art.

-5
"Мозаичный дизайн ванны для Château Laurens", The Studio, выпуск 75, июнь 1899 г.
"Мозаичный дизайн ванны для Château Laurens", The Studio, выпуск 75, июнь 1899 г.

Наконец, именно английские архитекторы, используя природную изобретательность и артистизм, восстановили древние английские традиции, раскрыв простое очарование английской архитектуры периода королевы Анны и 16-18 веков в Англии.

Построенный по заказу герцогов Мальборо дворец Бленхейм (1705-1722) был спроектирован в стиле английского барокко. Фото с сайта https://www.designingbuildings.co.uk
Построенный по заказу герцогов Мальборо дворец Бленхейм (1705-1722) был спроектирован в стиле английского барокко. Фото с сайта https://www.designingbuildings.co.uk

Большинство этих архитекторов не считали зазорным быть одновременно и архитекторами, и декораторами, ведь достичь полной гармонии между внешним и внутренним убранством дома иными средствами было непостижимо.

Внутри они также стремились к гармонии, комбинируя мебель и гобелены, чтобы создать ансамбль новых согласованных форм и цветов, которые были мягкими, приглушенными и спокойными.

Среди наиболее уважаемых таких архитекторов были Норман Шоу (1831–1912), Томас Эдвард Коллкат (1840–1924) и фирма Эрнеста Джорджа (1839– 1922) и Гарольда Эйнсворта Пето (1854–1933).

Albion House. Архитектор Норман Шоу. Фото вязто из Википедии.
Albion House. Архитектор Норман Шоу. Фото вязто из Википедии.

Благодаря им по всей Англии возникло желание всё переделать, начиная с общего оформления дома и мебели, вплоть до самых скромных предметов домашнего обихода.

Из Англии движение постепенно распространилось на соседнюю Бельгию.

Продолжение: