В июле в Сепе на летней практике побывали студенты второго и третьего курсов Московского государственного института культуры. Вместе с руководителями практики, профессором кафедры народной художественной культуры МГИК, вице-президентом Европейской фольклорной культурной организации (EFCO) Еленой Борониной и доцентом кафедры народной художественной культуры МГИК Ольгой Федотовской в течение нескольких дней будущие организаторы этнокультурных центров и этнокультурологи знакомились с практиками центра местного сообщества Sep Community, сепскими жителями, маршрутами Секретной карты деревни Сеп. И даже создали собственный ночной маршрут по сепским быличкам!
Сегодня в Сепе мечтают побывать многие. Ученые, туристы, журналисты, художники, музыканты, представители культурных учреждений и организаций, те, кто просто очарован сепскими историями и желает убедиться собственными глазами в том, что все действительно так, как мы об этом рассказываем. А вот на студенческую практику целыми курсами, да еще из столичных вузов, пока приезжают нечасто. Московский государственный институт культуры стал первой такой «ласточкой», проявив культурно-образовательный интерес к сепскому феномену и многофункциональному центру местного сообщества Sep Community.
Преподаватели МГИК Ольга Александровна Федотовская и Елена Германовна Боронина, посовещавшись с нашим научным руководителем, этномузыкологом Верой Геоленовной Болдыревой и руководством Сепского ЦСДК, организовали практику в Сепе для своих студентов, чье основное направление подготовки – «народная художественная культура» с профилями «этнокультурология» и «руководство этнокультурным центром». Так случилось, что в эти июльские дни в Удмуртии проходил и грандиозный праздник – всероссийский фольклорный фестиваль «Высокий берег». Московские студенты, благодаря энтузиазму своих преподавателей, стали настоящими везунчиками, побывав и на фестивале «Высокий берег» в Сарапульском районе, и в Сепе на практике.
Сепский опыт глазами преподавателей
Сеп, как всегда, встретил гостей с открытой душой и распахнутыми объятиями. И подарил им множество профессиональных и личных открытий – не только благодаря знакомству с направлениями работы и социокультурными проектами центра Sep Community, Народным музеем исчезнувших деревень, Публичным архивом традиционной культуры севера Удмуртии, но и живому общению с жителями деревни…
– Во время летней практики студенты имеют возможность соприкоснуться с предстоящей профессией и получить более глубокое представление о живом процессе, который происходит на их глазах, – говорит профессор кафедры народной художественной культуры МГИК Елена Германовна Боронина. – И мне представляется, что во время практики в Сепе получилось многое. У наших студентов преобладало несколько экзотичное представление об этнокультурологии и традиционной культуре – по их мнению, это индейцы, индийцы, африканцы, кельты… И они были совершенно потрясены и ошеломлены тем, что, оказывается, здесь, в России, так много этнографии! Мы пытаемся в течение двух-трех лет обучения убеждать их, что это здорово, интересно, важно, и что их вклад, их место в этом процессе актуальны. И мы говорим о том, что всюду, везде результат прежде всего определяет человек. Не нужно ждать каких-то манн небесных, финансовых суперпоступлений. А нужно искать команду, тему, идею, и начинать ее реализовывать. И делать это каждый день, делать хорошо, много, вдохновлённо. Что они, мы надеемся, и увидели в Сепе.
– Елена Германовна, а что лично для вас стало открытием в профессиональном плане?
– Вы знаете, люди. Для нас открытие – жители Сепа: добрые, заботливые, внимательные. Они изнутри честные и настоящие – крепкие, основательные люди, трудолюбивые совершенно во всем. И, честно говоря, открытие и наши студенты, которые на глазах перерождались, явления, происходившие с ними. Поездка на фестиваль «Высокий берег» и особенно в Сеп (я думаю, она была для них определяющей) поменяла их. Хотя наш второй курс был не совсем простой… Вот эти яркие преломления, человеческие качества, которые мы видели у одних, переливались в других, они убеждали... Причем не тем, что студентов заставляли или как-то окрикивали. Нет, они видели, сопоставляли, и уже не могли вести себя так, как раньше. В этих обстоятельствах они были другими. И это они везут с собой из Сепа. Так что за четыре дня получилась такая мощная кузница профессиональных навыков. И мы очень благодарны Вере Геоленовне Болдыревой, Татьяне Ксенофонтовне Мосовой, Алевтине Евгеньевне Мосовой, Екатерине Анатольевне Романовой, Людмиле Петровне Селуковой, Егору Викторовичу Лекомцеву и всем сепским людям.
– Сейчас основной метод этнографов, фольклористов заключается в том, чтобы документально показать, этнографически, в деталях, представить точно достоверность традиционной культуры, – делится своими сепскими наблюдениями доцент кафедры народной художественной культуры МГИК Ольга Александровна Федотовская. – Мы это выносим на сцену, и в целом опираемся на эти подходы к популяризации народной культуры. Но в Сепе меня привлекло именно то, что коллектив дома культуры, научное руководство проектами вышли за рамки консервативных форм и методов, они стали искать новые возможности и технологии для представления традиционной культуры. И я преклоняюсь и перед руководителями, некоммерческой нижегородской организацией «КАМА рекордз», и Верой Геоленовной Болдыревой, и перед идеями и содержанием, которые привносили сепские специалисты в области своей этнокультуры. То есть родилось нечто уникальное, которое стало совсем по-иному преподносить эти ценности. Я преподаю предмет «Организация и руководство этнокультурным центром», и именно через этот предмет мы изучали сначала теорию всей этой деятельности, знакомились с проектами. И поэтому, когда я открыла для себя Сеп, то мы поняли, что нам обязательно нужно побывать там со студентами, потому что сегодня это такое ноу-хау. Интересные формулировки, идеи, обилие социокультурных проектов! Сейчас я начала вникать в историю проектирования в Сепе и удивляюсь, как могут приходить в голову такие простые вещи и как получается так глубинно, по-современному, открыть их и показать. Здесь сегодня присутствуют традиции, новаторство и новые технологии. В Сепе преодолели консервативный подход и стереотипы, задав нам вперед новые ориентиры. Мы ходили на два маршрута Секретной карты деревни Сеп с аудиогидами, познакомились со всеми экспозициями и помещениями сепского центра. У нас даже была возможность встретиться с ансамблем ветеранов (руководитель Алексей Валентинович Лекомцев), и мы приобщились к этой специфической культурной составляющей удмуртов.
Сепский опыт глазами студентов
… Казалось бы, Сеп ни в коем случае не назовешь суетливым и уж тем более стремительным, а почему-то за один день в нем, причем в спокойном, неспешном ритме, успеваешь очень многое. Московские студенты-практиканты тоже убедились в этом. А еще они стали не только наблюдателями и экскурсантами, но и участниками нашего социокультурного проектирования. Получив от Веры Геоленовны Болдыревой, рассказавшей о Публичном архиве традиционной культуры севера Удмуртии и сепских проектах, эксклюзивное «домашнее задание» – создать ночной аудиогид для Секретной карты деревни Сеп по мотивам сепских быличек, ребята, что называется, ночь не спали!
– Мы не просто приехали на экскурсию, какое-то знакомство поверхностное, а встретились с директором центра, командой деревни Сеп, которая занимается культурным облагораживанием этого места, – рассказывает о своих впечатлениях о практике студентка третьего курса МГИК Анастасия Дмитриева. Именно Настя, кстати, была лидером команды, создававшей ночной аудиогид. – Мы пообщались с культработниками на творческой встрече, они показали нам архивы, обсудили с нами моменты, волнующие их, основные трудности. И в целом мы пообщались на достаточно научном языке, поэтому да, это можно назвать настоящей практикой. Впечатлений, конечно, очень много, и они только положительные, начиная с менталитета деревни Сеп и в целом удмуртского. И очень приятно, когда с незнакомыми людьми можно очень быстро найти контакты. Все только на оптимистических тонах, и в целом мы встречали в Сепе очень добродушных, притягательных людей. Это не может не подкупать, когда ты приезжаешь из большого города, где каждый сам за себя. А здесь чувствуется единство и единение людей. Понятно, что они занимаются благим делом и с большим удовольствием, знают, для кого и для чего работают. Так что деревня Сеп поразила и природной красотой, и людьми. Каждый житель деревни, который нам встречался, – это отдельная история, и про каждого можно рассказать только в положительном ключе. Есть желание вернуться, и, наверное, не раз. И это один из самых главных критериев нашей поездки.
– Настя, а вы выполнили задание Веры Геоленовны, записали новый аудиогид?
– Нам было предложено поучаствовать в разработке нового туристического маршрута. И сначала мы немножко напряглись, поскольку, во-первых, это достаточно ответственное задание, а во-вторых, нужно разбираться в удмуртской традиционной культуре. Но потом, немного пообщавшись и с Верой Геоленовной, и Татьяной Ксенофонтовной, поняли задачу, прониклись, и ночью сидели до трех часов, прописывали основные моменты со всех сторон. И на следующий день ушло, наверное, часов шесть на то, чтобы записать всего лишь три былички! Казалось бы, небольшой материал, который в этом аудиогиде представлен, хронометраж трех минут, а работа проведена большая. Это кропотливое занятие, но очень интересное, и опыт был для нас новым. Я не думаю, что в той же Москве нам бы предоставилась такая возможность – поучаствовать в записи не музыкального формата, не песенного, а такого нишевого жанра, как былички. Мы благодарны и звукооператору Дмитрию Перевощикову за его терпение, и в целом сотрудникам дома культуры за предоставленный опыт. Если наша работа понадобится в новом туристическом гиде, будет очень приятно, как и от осознания того, что ты тоже немножко внес какой-то вклад в развитие сепской культуры. Все наши ребята остались очень довольны. А многие уже продумывают, как бы еще вернуться в Сеп!
Своеобразную мотивацию к возвращению в Сеп дали московским гостям и впечатления от выставки «Здравствуй, дорогая Клаву!», и особенно то, что осенью ожидается ее «продолжение» – сценическое действие по мотивам писем Семена Тихонова и воспоминаний сепских жителей о периоде Великой Отечественной войны.
– А мы вот возьмем и приедем!.. – улыбаясь, сказала Елена Германовна Боронина.
Конечно, приезжайте! Добро пожаловать в Сеп!
Беседовала Светлана Мальцева.
Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.
Проект «Здравствуй, дорогая Клаву!» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
#SepCommunity #ArtSep #Сеп #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #эффективнаяфилантропия #НКО #ФондПрезидентскихГрантов