Найти в Дзене

Этнокультурологическая практика в Сепе

Оглавление

В июле в Сепе на летней практике побывали студенты второго и третьего курсов Московского государственного института культуры. Вместе с руководителями практики, профессором кафедры народной художественной культуры МГИК, вице-президентом Европейской фольклорной культурной организации (EFCO) Еленой Борониной и доцентом кафедры народной художественной культуры МГИК Ольгой Федотовской в течение нескольких дней будущие организаторы этнокультурных центров и этнокультурологи знакомились с практиками центра местного сообщества Sep Community, сепскими жителями, маршрутами Секретной карты деревни Сеп. И даже создали собственный ночной маршрут по сепским быличкам!

Сегодня в Сепе мечтают побывать многие. Ученые, туристы, журналисты, художники, музыканты, представители культурных учреждений и организаций, те, кто просто очарован сепскими историями и желает убедиться собственными глазами в том, что все действительно так, как мы об этом рассказываем. А вот на студенческую практику целыми курсами, да еще из столичных вузов, пока приезжают нечасто. Московский государственный институт культуры стал первой такой «ласточкой», проявив культурно-образовательный интерес к сепскому феномену и многофункциональному центру местного сообщества Sep Community.

Преподаватели МГИК Ольга Александровна Федотовская и Елена Германовна Боронина, посовещавшись с нашим научным руководителем, этномузыкологом Верой Геоленовной Болдыревой и руководством Сепского ЦСДК, организовали практику в Сепе для своих студентов, чье основное направление подготовки – «народная художественная культура» с профилями «этнокультурология» и «руководство этнокультурным центром». Так случилось, что в эти июльские дни в Удмуртии проходил и грандиозный праздник – всероссийский фольклорный фестиваль «Высокий берег». Московские студенты, благодаря энтузиазму своих преподавателей, стали настоящими везунчиками, побывав и на фестивале «Высокий берег» в Сарапульском районе, и в Сепе на практике.

Вера Геоленовна Болдырева общается с московскими гостями
Вера Геоленовна Болдырева общается с московскими гостями

Сепский опыт глазами преподавателей

Сеп, как всегда, встретил гостей с открытой душой и распахнутыми объятиями. И подарил им множество профессиональных и личных открытий – не только благодаря знакомству с направлениями работы и социокультурными проектами центра Sep Community, Народным музеем исчезнувших деревень, Публичным архивом традиционной культуры севера Удмуртии, но и живому общению с жителями деревни…

– Во время летней практики студенты имеют возможность соприкоснуться с предстоящей профессией и получить более глубокое представление о живом процессе, который происходит на их глазах, – говорит профессор кафедры народной художественной культуры МГИК Елена Германовна Боронина. – И мне представляется, что во время практики в Сепе получилось многое. У наших студентов преобладало несколько экзотичное представление об этнокультурологии и традиционной культуре – по их мнению, это индейцы, индийцы, африканцы, кельты… И они были совершенно потрясены и ошеломлены тем, что, оказывается, здесь, в России, так много этнографии! Мы пытаемся в течение двух-трех лет обучения убеждать их, что это здорово, интересно, важно, и что их вклад, их место в этом процессе актуальны. И мы говорим о том, что всюду, везде результат прежде всего определяет человек. Не нужно ждать каких-то манн небесных, финансовых суперпоступлений. А нужно искать команду, тему, идею, и начинать ее реализовывать. И делать это каждый день, делать хорошо, много, вдохновлённо. Что они, мы надеемся, и увидели в Сепе.

В самой волнующей точке сакрально-мифологического маршрута
В самой волнующей точке сакрально-мифологического маршрута

– Елена Германовна, а что лично для вас стало открытием в профессиональном плане?

– Вы знаете, люди. Для нас открытие – жители Сепа: добрые, заботливые, внимательные. Они изнутри честные и настоящие – крепкие, основательные люди, трудолюбивые совершенно во всем. И, честно говоря, открытие и наши студенты, которые на глазах перерождались, явления, происходившие с ними. Поездка на фестиваль «Высокий берег» и особенно в Сеп (я думаю, она была для них определяющей) поменяла их. Хотя наш второй курс был не совсем простой… Вот эти яркие преломления, человеческие качества, которые мы видели у одних, переливались в других, они убеждали... Причем не тем, что студентов заставляли или как-то окрикивали. Нет, они видели, сопоставляли, и уже не могли вести себя так, как раньше. В этих обстоятельствах они были другими. И это они везут с собой из Сепа. Так что за четыре дня получилась такая мощная кузница профессиональных навыков. И мы очень благодарны Вере Геоленовне Болдыревой, Татьяне Ксенофонтовне Мосовой, Алевтине Евгеньевне Мосовой, Екатерине Анатольевне Романовой, Людмиле Петровне Селуковой, Егору Викторовичу Лекомцеву и всем сепским людям.

Встреча со Светланой Мальцевой в Ижевске
Встреча со Светланой Мальцевой в Ижевске

– Сейчас основной метод этнографов, фольклористов заключается в том, чтобы документально показать, этнографически, в деталях, представить точно достоверность традиционной культуры, – делится своими сепскими наблюдениями доцент кафедры народной художественной культуры МГИК Ольга Александровна Федотовская. – Мы это выносим на сцену, и в целом опираемся на эти подходы к популяризации народной культуры. Но в Сепе меня привлекло именно то, что коллектив дома культуры, научное руководство проектами вышли за рамки консервативных форм и методов, они стали искать новые возможности и технологии для представления традиционной культуры. И я преклоняюсь и перед руководителями, некоммерческой нижегородской организацией «КАМА рекордз», и Верой Геоленовной Болдыревой, и перед идеями и содержанием, которые привносили сепские специалисты в области своей этнокультуры. То есть родилось нечто уникальное, которое стало совсем по-иному преподносить эти ценности. Я преподаю предмет «Организация и руководство этнокультурным центром», и именно через этот предмет мы изучали сначала теорию всей этой деятельности, знакомились с проектами. И поэтому, когда я открыла для себя Сеп, то мы поняли, что нам обязательно нужно побывать там со студентами, потому что сегодня это такое ноу-хау. Интересные формулировки, идеи, обилие социокультурных проектов! Сейчас я начала вникать в историю проектирования в Сепе и удивляюсь, как могут приходить в голову такие простые вещи и как получается так глубинно, по-современному, открыть их и показать. Здесь сегодня присутствуют традиции, новаторство и новые технологии. В Сепе преодолели консервативный подход и стереотипы, задав нам вперед новые ориентиры. Мы ходили на два маршрута Секретной карты деревни Сеп с аудиогидами, познакомились со всеми экспозициями и помещениями сепского центра. У нас даже была возможность встретиться с ансамблем ветеранов (руководитель Алексей Валентинович Лекомцев), и мы приобщились к этой специфической культурной составляющей удмуртов.

У родника в логе Куанюк
У родника в логе Куанюк

Сепский опыт глазами студентов

… Казалось бы, Сеп ни в коем случае не назовешь суетливым и уж тем более стремительным, а почему-то за один день в нем, причем в спокойном, неспешном ритме, успеваешь очень многое. Московские студенты-практиканты тоже убедились в этом. А еще они стали не только наблюдателями и экскурсантами, но и участниками нашего социокультурного проектирования. Получив от Веры Геоленовны Болдыревой, рассказавшей о Публичном архиве традиционной культуры севера Удмуртии и сепских проектах, эксклюзивное «домашнее задание» – создать ночной аудиогид для Секретной карты деревни Сеп по мотивам сепских быличек, ребята, что называется, ночь не спали!

– Мы не просто приехали на экскурсию, какое-то знакомство поверхностное, а встретились с директором центра, командой деревни Сеп, которая занимается культурным облагораживанием этого места, – рассказывает о своих впечатлениях о практике студентка третьего курса МГИК Анастасия Дмитриева. Именно Настя, кстати, была лидером команды, создававшей ночной аудиогид. – Мы пообщались с культработниками на творческой встрече, они показали нам архивы, обсудили с нами моменты, волнующие их, основные трудности. И в целом мы пообщались на достаточно научном языке, поэтому да, это можно назвать настоящей практикой. Впечатлений, конечно, очень много, и они только положительные, начиная с менталитета деревни Сеп и в целом удмуртского. И очень приятно, когда с незнакомыми людьми можно очень быстро найти контакты. Все только на оптимистических тонах, и в целом мы встречали в Сепе очень добродушных, притягательных людей. Это не может не подкупать, когда ты приезжаешь из большого города, где каждый сам за себя. А здесь чувствуется единство и единение людей. Понятно, что они занимаются благим делом и с большим удовольствием, знают, для кого и для чего работают. Так что деревня Сеп поразила и природной красотой, и людьми. Каждый житель деревни, который нам встречался, – это отдельная история, и про каждого можно рассказать только в положительном ключе. Есть желание вернуться, и, наверное, не раз. И это один из самых главных критериев нашей поездки.

Анастасия Дмитриева
Анастасия Дмитриева

– Настя, а вы выполнили задание Веры Геоленовны, записали новый аудиогид?

– Нам было предложено поучаствовать в разработке нового туристического маршрута. И сначала мы немножко напряглись, поскольку, во-первых, это достаточно ответственное задание, а во-вторых, нужно разбираться в удмуртской традиционной культуре. Но потом, немного пообщавшись и с Верой Геоленовной, и Татьяной Ксенофонтовной, поняли задачу, прониклись, и ночью сидели до трех часов, прописывали основные моменты со всех сторон. И на следующий день ушло, наверное, часов шесть на то, чтобы записать всего лишь три былички! Казалось бы, небольшой материал, который в этом аудиогиде представлен, хронометраж трех минут, а работа проведена большая. Это кропотливое занятие, но очень интересное, и опыт был для нас новым. Я не думаю, что в той же Москве нам бы предоставилась такая возможность – поучаствовать в записи не музыкального формата, не песенного, а такого нишевого жанра, как былички. Мы благодарны и звукооператору Дмитрию Перевощикову за его терпение, и в целом сотрудникам дома культуры за предоставленный опыт. Если наша работа понадобится в новом туристическом гиде, будет очень приятно, как и от осознания того, что ты тоже немножко внес какой-то вклад в развитие сепской культуры. Все наши ребята остались очень довольны. А многие уже продумывают, как бы еще вернуться в Сеп!

Своеобразную мотивацию к возвращению в Сеп дали московским гостям и впечатления от выставки «Здравствуй, дорогая Клаву!», и особенно то, что осенью ожидается ее «продолжение» – сценическое действие по мотивам писем Семена Тихонова и воспоминаний сепских жителей о периоде Великой Отечественной войны.

– А мы вот возьмем и приедем!.. – улыбаясь, сказала Елена Германовна Боронина.

Конечно, приезжайте! Добро пожаловать в Сеп!

Беседовала Светлана Мальцева.

Общее фото на выставке «Здравствуй, дорогая Клаву!»
Общее фото на выставке «Здравствуй, дорогая Клаву!»

Проект SEP COMMUNITY реализуется АНО KAMA records, победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Проект «Здравствуй, дорогая Клаву!» реализуется при поддержке
Фонда президентских грантов.

#SepCommunity #ArtSep #Сеп #KAMArecords #Удмуртия #СделаноВУдмуртии #КультураУдмуртии #ИгринскийРайон #Эграёрос #ФондПотанина #эффективнаяфилантропия #НКО #ФондПрезидентскихГрантов