Найти тему
Irina Gorodetskaya, yogateacher

ШАВАСАНА

Оглавление

ШАВАСНА

Западные люди, вставшие на путь изучения йоги, довольно легкомысленно относятся к практике Шавасаны. А между тем без этой практики многие виды йоги не только не работают, но начинают приносить больше вреда, чем пользы. То есть пренебрежение практикой Шавасаны, не понимание ее сути сводит на «нет» результат наших усилий в йоге. Поэтому каждый йогин должен уяснить знание о Шавасане, переданное Учителями, и усердно учиться ее выполнять.

Положение лёжа на спине подобно трупу – это Шавасана.
Шавасана снимает усталость и приносит ментальное расслабление.
"Хатха Йога Прадипика" 1-32

Йога - это система самопознания, это практическое воплощение знания Вед в жизни, это система изучения себя и окружающего мира с позиции определенных духовных принципов. Видов и практик йоги много - столько, сколько есть проявлений у человека. И Шавасана занимает особое место, так как является неотъемлемым завершением любой практики йоги. Почему? Давайте разберемся!

ЛЕГКО ЛИ ЛЕЖАТЬ, ПОДОБНО ТРУПУ

Шавасана происходит от санскритских слов "шава" - мертвый и "асана" - позиция. Казалось бы, все просто: выбираем тихое место, чтобы ничто не отвлекало, стелим коврик, ложимся и не подаем признаков жизни. В Пранаяма йоге надо дышать, в Хатха йоге надо напрягать тело, в медитации надо медитировать, а тут, вроде как, делать ничего не надо, лег себе и отдыхай. Но это совершеннейшее заблуждение!

Шавасана, только на первый взгляд, требует совершенно простых условий. Если тело лежит не симметрично, либо под уклоном, то малейшие перекосы вызывают напряжения и отвлекают. В обычной жизни, лежа на диване с книжкой или на природе мы их не осознаем и не ощущаем вообще. А в практике Шавасаны они проявляются для сознания, вылезают наружу и превращают практику расслабления в сражение с самим собой.

Шавасана требует неподвижности тела и разума. Но как только вы ляжете, на вас обрушатся потоки информации, которых вы не ожидали и знать о них не знали. Вы будете замечать какие-то внутренние процессы. Часть вашего сознания будет отвлекаться на мышцы, которые будут находиться в состоянии остаточного напряжения, а часть - на мысли, которые будут совершенно бесконтрольно приходить и уходить. Ваше дыхание будет постоянно менять свой окрас, ритм. Или вдруг внезапно у вас зачешется где-то за левым ухом или еще где-то. На это не обращаешь внимания, пока занят делами, но стоит только лечь и попытаться расслабиться, как те потоки информации из окружающей Вселенной, от нашего тела, которые мы игнорировали, когда мы чем-то занимались, вдруг начинают с навязчивой силой требовать к себе внимания.

Это нормально, просто до этого были какие-то другие впечатления, которые отвлекали наш разум. Структуры нашего разума часть сигналов пропускали, часть не пропускали, как бы отсекали. Но тут вдруг то, что мы отсекали, на что не обращали внимания, начинает попадать в свет нашего сознания и заставлять нас как-то реагировать. Так что вот так просто лечь и тут же отключить привычный поток действий, напряжений, мыслей без подготовки обычному человеку не под силу!

Это иллюзия, что Шавасана требует совершенно незначительных усилий. Поначалу требуются титанические усилия воли, чтобы ничего не делать в Шавасане. Мы не привыкли ничего не делать! Мы, как обезьянки, которые на месте не могут усидеть - лежим, и нас так и распирает повернуться, потянуться, зевнуть, чихнуть и так далее. И вот, кажется, успокоились, но вдруг там давит, а тут неудобно, и ноги затекли. И когда, вроде бы, уже удалось отвлечься от физических проблем, тут мысли в голову лезут: «А что я вчера делал, а что я буду завтра делать?..» Причем иногда такая чепуха, что просто не знаешь, откуда вообще берется такой мусор.

Вы опять же титаническим усилием воли начинаете подавлять мысль, гнать ее. Но чем больше ее прогоняешь, тем она сильнее лезет. И чем более эмоционально вы реагируете, тем больше ваша эмоция напитывает эту мысль, и мысль, как пиявка, накачивается праной. Так что требуются долгие годы тренировки и большие усилия воли, чтобы рано или поздно, постепенно, шаг за шагом приближаться к тому, чтобы достичь мастерства в Шавасане.

МЕТОДЫ ПЕРЕХОДА К ШАВАСАНЕ

В каждом виде йоги есть рекомендации, как приблизиться к Шавасане. Вы можете достичь Шавасаны также и не прибегая к другим видам йоги, пользуясь исключительно своей волей, хотя это очень и очень тяжело. Много методик предлагается для достижения Шавасаны: физические упражнения, концентрация на физическом теле, методики концентрации на дыхании, на мысли. Но процесс в целом можно описать так:

Подготовительная стадия - 1: приняв правильную позу для расслабления, нужно успокоиться и попытаться ни о чем не думать. Очень помогает наблюдение за дыханием, оно приводит к тому, что ритм дыхания выравнивается и успокаивается. К тому же концентрация на дыхании помогает успокоить мыслительный процесс. И тут можно попробовать замедлять дыхание. Как только мозг почувствует, что поступает меньше кислорода, чем обычно, он начинают паниковать, ему уже не до мыслей - мы же задыхаемся! Но будьте внимательны, это не задержки дыхания, а просто замедление!

Стадия-2: достижение максимального мышечного расслабления осуществляется обычно путем последовательного осознавания различных частей тела, концентрации на своих ощущениях.

Стадия-3: когда возбуждение в мышцах спадает, мозг перестает тратить энергию на поддержание тонуса и переключается на более тонкие процессы. В такой летаргии дыхание становится почти незаметным. Глядя на глубоко расслабленного человека, кажется, что он вообще не дышит, настолько незаметно движется его диафрагма. Кроме того, замедляется пульс, так как к расслабленным мышцам не нужно поставлять много кислорода.

Стадия-4: тело перестает напоминать о себе, связь с ним постепенно становится все тоньше и тоньше, пока вовсе не прервется. Органы чувств перестают посылать в мозг информацию. Происходит полное переключение на самый тонкий аспект - мысли. Прекратить движение мысли - это высокий уровень мастерства. Как на уровне тела расслабление снимает мышечный стресс, так и на уровне психики прекращение хаотичного мышления, возбуждаемого органами чувств, снимает психические напряжения. Поэтому 8–10 минут, проведённые в Шавасане, эквивалентны по своим восстанавливающим свойствам нескольким часам глубокого сна. Но следует помнить, что Шавасана - это не сон, а осознанное состояние!

Стадия-5: выход из Шавасаны. Независимо от времени выполнения Шавасаны необходимо правильно завершить упражнение - выйти из состояния расслабленности, так как неправильным выходом можно свести на нет весь положительный эффект релаксации. Этот выход должен быть плавным и постепенным. Понаблюдайте свои ощущения после Шавасаны в течение 10-15 минут: если вы чувствуете ясность ума, прилив сил, то практика удалась. Все ваши структуры сбалансированы.

Физиология Шавасаны

На пути духовного развития работа с телом - это основа, базовый уровень. Не поставишь тело под контроль, более тонкие структуры - тем более! Поэтому пренебрегать физической нагрузкой просто недопустимо. И заинтересованный человек, как правило, приходит в йогу через практику асан. Однако в йога-классе практикующие делают множество упражнений - и физических, и ментальных. А любое упражнение - это нагрузка.

Нагрузку надо увеличивать последовательно в соответствии с принципами йоги. Но тем не менее избежать перегрузок очень сложно, особенно новичкам. Это происходит из-за того, что они плохо чувствуют свое тело, не умеют пока за ним наблюдать и улавливать информацию. Несмотря на правильно подобранные практики, которые компенсируют нагрузки, и чередование силовых упражнений с расслабляющими, у большинства начинающих йогов возникают очаги стресса, перевозбуждения, которые накапливается и приводят к самым печальным последствиям. Просто мозг не успевает адаптироваться к непривычным нагрузкам.

Поэтому так важно глубоко расслабиться, чтобы Центральная Нервная Система не испытывала серьезных перегрузок. Если же расслаблением пренебречь, то после занятия ощущается усталость, разбитость, а ночью не удается уснуть. Как показывает практика, если человек не расслабляется после занятий, которые длятся час и больше, он может спровоцировать рецидив имеющихся у него проблем.

Непрерывная нагрузка ведет к истощению сил

Именно поэтому все школы йоги, как бы они не различались в своих подходах, в одном они едины: практика должна завершаться расслаблением, то есть Шавасаной. При этом не имеет значения, была ли практика динамичной, силовой или состояла из статичных поз, или же спокойных растяжек, или дыхательных практики и медитаций. Любой системе нашего тела необходим отдых, чтобы восстановиться и приготовиться к дальнейшей работе. Некоторые из них, например, сердце, автоматически настроены на определенный ритм работы и отдыха: примерно 0,4 секунды оно напрягается и столько же расслабляется.

Однако мы умудряемся все неосознаваемые нами автоматические хорошо отлаженные процессы периодически выводить из равновесия своими необдуманными действиями. Так мы получаем различные заболевания. Ведь если обычная мышца вынуждена работать без отдыха, ее сведет судорогой или она вообще может порваться; кость, долгое время испытывающая нагрузку, начинает рано или поздно деформироваться или менять свою структуру. И примеров негативных изменений под воздействием длительных нагрузок можно привести довольно много.

Существует мнение, что многие профессиональные спортсмены, работающие на высокое достижение, к определённому возрасту становятся инвалидами именно из–за постоянных тяжёлых нагрузок и недостаточной, не адекватной нагрузкам релаксации. Казалось бы, йога таких нагрузок лишена. Люди, далёкие от спорта и медицины, обычные посетители фитнес–клубов, часто и не задумываются, что растяжки, какими бы мягкими они ни были, стойки на голове и любые статичные положения – это тоже нагрузки, иначе бы они не имели физического эффекта.

Даже если это нагрузки в обычной жизни, это совсем не означает, что мышечный корсет, суставной и связочный аппараты, позвоночник и внутренние органы не испытывают высокого напряжения. Увы, это типичное заблуждение, из которого часто делают вывод о том, что если нет физической работы, то и расслабление не нужно. Человеческое тело устроено так, что даже ходьба по офису, сидение за компьютером и езда на машине являются для него однообразными нагрузками, которые, при отсутствии противодействующих нагрузок или релаксации, трансформируют тело человека: появляется сутулость, вялость конечностей, меняется мышечный рисунок ног и т.д. Часто подобные нагрузки вызывают так называемую «забитость» мышц, перенапряжение в определённых отделах. Это прямое следствие отсутствия своевременного правильного расслабления.

Если рассматривать йогу с позиции набора физиологичных гимнастических упражнений, как это часто делают новички, то каждое упражнение – то же напряжение, которое требует релаксации, чтобы со временем не превратиться в постоянно перенапряжённую область и не повлечь нежелательных изменений на уровне тела. И поэтому одна из задач занимающегося – распознать и мягко убрать напряжения, возникшие в теле во время практики. Сделать это в асане новичку не просто, поэтому момент распознавания часто относят к практике Шавасаны. Тут сконцентрировать внимание на внутренних ощущениях в теле намного легче.

Эффект от Шавасаны вы можете почувствовать практически сразу, хотя бы частично. Это отсутствие вялости или перевозбуждения, ровное дыхание, нормальный для данного человека сердечный ритм и отсутствие усталости даже после интенсивной практики, приподнятое настроение – человек чувствует себя полным сил, даже если начинал практику «не в духе». Эффекты более отдалённые могут быть различными для разных людей, но они всегда положительны. В Индии и США постоянно проводятся исследования благотворного влияния практики Шавасаны. Например, уже сейчас есть данные о том, что длительная практика Шавасаны помогает нормализовать давление, снять стресс и вылечить затяжную депрессию, мигрени, бессонницу, облегчить течение хронических болезней, освободить «забитые» мышцы, закрепить достигнутые в практике результаты.

Шавасана в Хатха йоге (статической йоге)

Каждая асана – это неестественное положение тела, призванное задействовать поочерёдно разные группы мышц, связок, сухожилий, суставов, проработать движения позвоночника, которые редко выполняются в обычной жизни. Напряжение здесь – процесс естественный и логичный.

Но напряжения, оставшиеся на физическом уровне после практики и не снятые в шавасане, оседают в теле равно так же, как любые другие, полученные человеком в течение дня. А если оседают, значит, рано или поздно дадут о себе знать, если не на уровне болезненных ощущений, то на уровне психики, причём время наступления подобных реакций не определено. Другими словами, отсутствие релаксации – не просто потеря части эффекта от практики, а прямая угроза здоровью всего организма.

Но хорошая новость в том, что расслабиться в Хатха йоге сравнительно легко. Мы напрягаемся, делаем физические упражнения, а потом волна расслабления естественным образом захватывает все ваши структуры, и вы хотя бы на уровне физического тела уже перестаете двигаться, шевелиться, и более-менее спокойно лежите в неподвижном состоянии. Поэтому и рекомендуют новичкам обучаться Шавасане именно после хорошей физической нагрузки.

Шавасана в Крия йоге (динамической йоге)

В Крия йоге аналогичная ситуация. Но Крия йога работает в большей степени с более тонким психическим уровнем (а в конечном итоге с тончайшим, причинным уровнем). Вы выполняете повторяющиеся ритмичные действия, где сливаются вместе и ваши физические усилия, ваше дыхание и ваше эмоциональное состояние, и вы переходите к состоянию , как если бы вы за собой наблюдали со стороны. А потом, когда вы ложитесь на спину, это состояние, которое у вас было в момент Крия йоги, вы легко воспроизводите в Шавасане. Опять же физическая составляющая практики позволяет вам расслабиться сравнительно легко, замедляется ритм дыхания, и это позволяет вам постепенно уйти от активных мыслеформ, когда каждая мысль заставляет вас как-то напрягаться. То есть вы активно переходите через ощущения к наблюдению за своими мыслями. Аналогичная же ситуация и в Пранаяма йоге, и в Мантра йоге.

Шавасана в быстрых методах йоги

В йоге есть классические методы, где медленно, но верно, практикующие двигаются постепенно, устанавливая контроль сначала над своими грубыми проявлениями, затем над более и более тонкими. И есть быстрые методы йоги, которые реально ускоряют все процессы, идущие в нашем организме, ускоряют духовное становление.

И если говорить о Пранаяме, то это, безусловно, быстрый метод йоги - и она подобна гоночному автомобилю, вы можете быстро рвануть с места и очень быстро достичь приличной скорости. Но вопрос в том, что наш жизненный путь - это не прямая, а иногда очень извилистая дорога, по которой мы объезжаем нашу негативную карму. В автомобиле важен не только газ, но и тормоз. И если вы разогнались до большой скорости, и впереди поворот, надо остановиться! Но как тормозить? Об этом говорится в каждом древнем тексте по Пранаяма йоге: без обязательного отдыха после практики вы не сможете достичь успеха в Пранаяме. И в первую очередь, подразумевается, что этот отдых нужен, чтобы перераспределить все те эффекты которые вы получили от Пранаяма йоги. Иначе не получится выйти на новый уровень практики. Больше того - начинают вылезать какие-то неприятные побочные эффекты. Йогин становится нервозным, дерганым, начинаются непредсказуемые реакции, эмоции по отношению к окружающим, родным и близким, друзьям, знакомым и т.д. То есть он становится напряженным, как натянутая пружина, неуравновешенным, и, как следствие, продолжать заниматься той же Пранаямой уже не представляется возможным.

Аналогичная ситуация и в других видах йоги. Мало себя активизировать, раскрутить в какой-то практике, нужно еще и компенсировать все негармоничные отклонения. Ведь они всегда сопутствуют освоению чего-то нового, прежде чем будет получен устойчивый результат. Но вот об этом, к сожалению, практикующие часто забывают.

В итоге получается, чтобы практиковать быстрые методы йоги, следует прежде всего утвердиться в практике Шавасаны. Другого пути нет!

Метод доверия Высшим силам

При переходе к Шавасане особенно сложно бороться с навязчивыми мыслями. И есть ряд методов, которые помогают, к примеру, замедление дыхания. Но на сто процентов разум не обманешь. И он быстро находит способ активизироваться. Он может начать рисовать вам страшилки:: «А, ты не дышишь, ну-ну! А ты вообще жив или мертв?» Или «Ты тут лежишь, а там твои подчиненные разворовывают твою фирму!» И приходит состояние чрезвычайно тяжело преодолимое, мы не можем отпустить ситуацию! Ведь если мы уйдем в Шавасану, то пустим все на самотек! И все будет очень плохо!

Кстати, это типичный момент, особенно для ответственных людей: они не могут отдыхать. Поехал он на курорт под пальмами отдыхать, а у него в голове: «Что с моей конторой, что с моей фирмой, а что с моим банковским счетом, а что с курсом?» Особенно этим страдают люди с нервной работой: они вечно сверяются с новостями, сводками, бумагами. «Я сегодня новости не посмотрел, а там наверное конец света, а я тут такой себе лежу, отдыхаю!» Мозг начинает рисовать всевозможные ужасные сценарии, чтобы вывести вас из равновесия, согласно вашей карме. Как говорится в «Йога Сутрах» Патанджали: если у вас когда-то был негативный отпечаток, он тут же всплывет в подходящих условиях. «Ага, я помню, понадеялся на своего помощника, а помощник оказался пройдохой, из-за него все развалилось!» И это, как наяву, всплывает, и вы бессознательно переносите предыдущее свое впечатление, санскару, на текущий момент. И вы уже не можете лежать, а думаете, когда же эта Шавасана закончится. А в целом этот круговорот пугающих мыслей серьезно отравляет человеку жизнь, потому что он вдруг понимает, что он не может расслабиться ни на секунду.

Даже для продвинутого йога не просто справляться с процессом мышления. Их волнуют страхи и вопросы другого порядка, скорее философского - кто я, что я, зачем я, чем я могу управлять, чем не могу управлять, могу ли я все бросить на самотек… Но сложности те же. Хотя им уже проще принять концепции Бхакти йоги или Тантра йоги, где подразумевается, что ты можешь уповать на какую-то внешнюю силу, которая проследит, чтобы все не развалилось, пока тебя тут не будет. И под этой внешней силой подразумевается Высшая реальность, Абсолют.

В религиях это Божество. В Индии, к примеру, любят уповать на Ишвару. В Ведические времена подчинялись закону Рита. Буддисты полагаются на Великую пустоту и т.д. Но это очень не просто принять такую концепцию, потому что мы привыкли все держать под контролем, мы отождествляем себя с происходящими процессами. Даже мысль о том, что мы можем все отпустить на волю случая, нам неприятна. Так что до тех пор, пока нет вот этого упования на Вселенную, очень тяжело добиться успеха в Шавасане.

И это на самом деле следующий большой шаг в познании. Мы начинаем задаваться вопросами: Что есть Я? Что есть Вселенная? Могу ли Я доверять Вселенной? Какие у меня взаимоотношения со Вселенной? Однако эти вопросы - надежный маячок! - Вы скоро приблизитесь к Шавасане.

У кого нет проблем с Шавасаной

Частенько находятся люди, которые говорят: »У меня нет никаких проблем ни с Шавасаной, ни с Абсолютом, ни с чем! Я лег и отключился!». Да, есть такие персонажи, у которых нет проблем. И знаете, почему у них нет проблем? Потому что мысли приходят к тем, у кого развит мозг. Их мысли мучают, пугают, изводят. А если человек еще разум не развил и фактически ведет себя, как животное в теле человека, то ему все по барабану. Так ведет себя животное до тех пор, пока однажды не получит негативного опыта, ему станет очень больно, в разуме останется отпечаток, и после этого оно уже такого позволить себе не сможет. Подобные люди ничего не боятся, они могут рисковать, так как не в силах осознать все негативные последствия своих неправильных поступков. И окружающим кажется, что Вселенная им «фартит», ведь они выходят победителями и первый раз, и второй, и третий… И умный человек про себя думает: »Может, действительно, надо так же себя вести, ни о чем не думать, в рисковые дела вовлекаться?..» Но потом время от времени жизнь демонстрирует, куда скатывается такой человек после серии совершенно случайных побед.

Таких людей можно назвать неискушенными душами, они пока еще по носу не получали от Вселенной по полной программе. И этот рискованный образ действия популярен как в среде бизнеса, так и в политике, да где угодно! Но не поддавайтесь иллюзии, что они стоят на более высоком уровне развития! Если даже они затесались в духовную среду и начинают вас учить жизни: «Ребята, думать ни о чем не надо, живи здесь и сейчас, а завтра хоть потоп!», не поддавайтесь! Они самоуверенны. У них, якобы, ни с чем проблем нет… Но проблемы начнутся чуть позже или в следующей жизни.

А вот если у вас с Шавасаной проблемы - это просто показатель уровня вашего мастерства в йоге. Вы уже в йоге! А совершенство впереди, где-то рядом!

ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ШАВАСАНЫ

Как войти в то состояние, которое называется позой трупа? Тело тут, а вас нет! Как сделать так, чтобы вы исчезли на время из этой Вселенной?

Понятно, сделать это чрезвычайно сложно, требуются серьезные усилия воли. Строго говоря, любое наше действие и любой процесс внутри нас - это также усилие воли (дыхание, напряжение ваших мышц, поток мыслей в голове и т.д.). Но все это вы волеизъявляли в течении этой жизни и многих жизней до того! Вы так привыкли ко всем этим действиям! И вы уже себе не представляете, что этого можно не делать, что это можно отключить. Было время, и вам приходилось прилагать серьезные усилия для формирования всех структур своего тела, для формирования способности мыслить. Требовались долгие жизни, годы эволюции, чтобы эта способность мыслить была сформирована и запустилась. А вот теперь надо это все остановить! Невероятная задача?!

Представьте, большой корабль плывет по океану. Он огромный и массивный. На полную мощность работают двигатели, а корабль еле движется, потому что надо преодолеть то, что называется инерцией. Но вот корабль разогнался, а впереди айсберг, и вам надо остановиться. Вы даете задний ход, и опять моторы с большой скоростью работают, а корабль все равно плывет по направлению к айсбергу - так велика сила инерции.

Точно так же в Шавасане вы волеизъявляете: «Сейчас расслаблюсь». Но не получается! Вы решаете: «А сейчас перестану думать!» - Да не тут-то было!. «Сейчас перестану дышать!» - Снова тупик.

Почему? - Потому что вы движетесь по инерции. Причем это результат не одной даже вашей жизни, а многих и многих жизней. И представьте, какое надо титаническое усилие воли применить, как долго это надо практиковать изо дня в день, чтобы преодолеть такую инерцию!

Вы можете практиковать Шавасану изо дня в день! Вы можете не делать никакую другую йогу, кроме Шавасаны, но это будет самая тяжелая йога. Легче будет отжаться, встать на голову, свернуться в три узла, долго заниматься пранаямой или усиленно медитировать, чем вот так взять и остановить все процессы, которые вертятся внутри вас, чтобы, действительно, оставить все свои видимые и невидимые проявления в этом мире на короткое время.

Воля - основной инструмент в Шавасане

Чтобы достичь успеха в Шавасане, вам придется напрямую использовать волю - волеизъявлять не двигаться, волеизъявлять расслабиться, не дышать, не мыслить, не быть... ,то есть быть в состоянии, когда вас нет.

Возможно ли это? С точки зрения философии йоги, да! Ведь воля - это главный инструмент могущества Высшего Я, которое выше, чем любые понятия в плоскости разума, которое выше любой двойственности в этой проявленной вселенной. Это одно из самых сложных и абстрактных положений в теоретической йоге. Ни наш разум, ни наши слова не могут однозначно выразить всю грандиозность нашего Высшего Я. Поэтому реализация Шавасаны, это когда вы, действительно, поднимаетесь до уровня своего Высшего Я, которое вытаскивает все свои проявления из окружающей Вселенной.

Это происходит точно также, как если бы вы умерли - вытащили свои проявления из этой Вселенной, и нет вас! Потом вы снова проявляетесь, но уже в другом теле, как утверждает философия йоги. И такое спокойное отношение к тому, что называется смертью, присутствует во всей восточной философии, да и вообще в ведическом знании. Хотя, строго говоря, в древних Ведах смерти уделялось мало внимания, как вопросу скучному и неинтересному. Похоже, только в средневековые времена и сейчас эта тема звучит очень остро: а что с человеком происходит до его рождения, а куда он уходит после смерти? Раньше считалось, все и так понятно: до рождения был в другом теле, пока там в том теле не умер и не родился в этом. «А что будет после смерти?» - «Да ничего особенного! То же самое и будет - умрешь в этом теле, опять родишься в теле, которое заслужишь, согласно своей карме, и опять будешь жить!»

Западные люди всегда радуются: «Впереди вечность, ура! Тело дряхлое сбросил, родился - и праздник продолжается!» А в восточной философии, на самом деле, это считается сомнительным удовольствием - вечно умирать и вечно рождаться. Там все стремятся освободиться от этого колеса сансары.

Поэтому конечная цель с позиции йоги - это достичь такого состояния, когда вы по своему выбору выбираете, рождаться вам в следующей жизни или нет. Как правило, это уже уровень высоко продвинутых Учителей йоги, которые если и рождаются здесь, то только для помощи другим живым существам, чтобы объяснить им природу происходящих явлений и высших законов мироздания.

И в йоге считается, что все знания мы получили, благодаря людям, которые достигли вот этого уровня, когда они могут умирать и рождаться по своему выбору, могут выбирать места, время и окружение людей, которым они могут помочь. Они рождаются, передают знания. И мы с вами в результате хоть что-то об этом знаем.