Наследственные злокачественные опухоли – печаль и страх семьи, но далеко не все случаи рака в семье генетически обусловлены, бывает, что просто «звёзды сошлись». Влияние наследственности на здоровье не преувеличено, если учитывать наследственный опухолевый синдром…
Наследственный опухолевый синдром связывают с формированием злокачественных новообразований (ЗНО) из-за передачи от предков мутаций в ассоциированных с онкогенезом генах.
Вероятность развития рака предстательной железы (РПЖ) зависит от численности болевших простатической карциномой родственников – чем их больше в семье, тем хуже онкологическая история самой семьи. При болевшем раком простаты отце, частота развития опухоли у сына повышается на 180%. Если опухоль поразила не только отца, но и брата мужчины, вероятность РПЖ у него возрастает впятеро. Когда история рака касается многих мужчин в роду, то вероятность стать онкопациентом доходит до семикратной.
Предполагается, что наличие в семейной истории не только простатической карциномы, но и кровных родственников, болевших раком яичников, молочной и поджелудочной желёз, также повышает вероятность развития РПЖ. Гипотезу проверили специалисты Массачусетской больницы общего профиля Гарвардской медицинской школы.
В качестве «подопытных» взяли 885 больных верифицированным РПЖ, но не лечащихся, а активно наблюдаемых, то есть регулярно обследуемых по индивидуальному плану с включением биопсии карциномы. Такой вариант предпочтителен для пациентов с минимальным поражением низкой степени злокачественности – по Глисону менее 7 баллов. По стандарту для назначения мужчине активного наблюдения раковые клетки находят менее чем в трёх участках простаты, взятых на исследование. Если с течением времени биопсия показывает увеличение опухолевого поражение, пациента начинают лечить. Гарвардских урологов интересовала скорость роста опухоли по данным регулярных биопсий железы.
Из 855 наблюдаемых пациентов больше трети – 35,5% имели семейную историю РПЖ, а у каждого девятого в роду были и другие ЗНО, предполагающие наличие наследственного опухолевого синдрома (НОС). Среднее время наблюдения – 6,6 лет. Лучевая терапия или операция из-за прогрессирования карциномы потребовалась 42,1%.
При анализе с исключением всех влияющих на течение карциномы факторов, выяснилось, что анамнез именно семейного простатического рака не сказывался на характере самой карциномы у наблюдаемого мужчины – усугубления агрессивности РПЖ не отмечено.
При наличии в истории рода признаков НОС риск повышения агрессивности карциномы возрос на 43%, выживаемость пациентов на фоне активного наблюдения снизилась на 58%, но без влияния на частоту биохимического рецидива и «неблагоприятные патологические признаки при простатэктомии».
Американские исследователи считают, что пациентов необходимо прицельно спрашивать про все онкозаболевания в семье, предположение о наличии НОС позволит скорректировать лечение. Таким пациентам не надо отказывать в наблюдении без лечения, но стоит предупредить о высокой вероятности быстрого прогрессирования карциномы.
Первоисточник: https://oncology.ru/specialist/library/reviews/2023/07/25/
Делитесь своими мыслями в комментариях к посту!