Найти тему

10 прекрасных марин русских художников. Предлагаю напитаться красотой моря и отдохнуть, вглядываясь в его бескрайние просторы

Летом всех нас неизменно тянет к морю. И не только для того, чтобы покупаться и позагорать, подышать морским воздухом. Но и для того, чтобы глаза отдохнули от городского пейзажа, любуясь безграничным водным пространством.
Вот и художников море и завораживало, и манило, и вдохновляло. Сложно найти пейзажиста, у которого не было бы работы с изображением моря. Поэтому я выбрала для вас 10 картин, настраивающих на «отдыхательную» тему.

И начну я свою подборку, конечно, с художника, чье имя неразрывно связано с морем. Всемирно признанный пейзажист-маринист Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900) писал море на своих полотнах во всех его проявлениях: и в шторм, и в бурю, и при полном штиле.
Для нашего отпускного настроения предлагаю вам наиболее спокойный морской пейзаж 1843 года
«Берег моря. Штиль». На этой картине Айвазовского море наиболее безопасно, даже малыш купается в тихом и спокойном вечернем море. Считается, что художник изобразил на полотне южноитальянский берег. На это указывает одежда отдыхающей семьи. А так как юг Италии он покинул весной 1841 года, то, видимо, картина писалась по памяти, что удавалось мастеру прекрасно.

Иван Айвазовский. Берег моря. Штиль. 1843. Холст, масло. Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. Берег моря. Штиль. 1843. Холст, масло. Государственный Русский музей

Такой же чудесный спокойный вечер на море мы видим и на картине Руфина Гавриловича Судковского (1850 – 1885). Художник родился в городе Очаково Херсонской губернии, а учиться рисовать начал в Одессе. Отсюда и такая любовь к Черному морю. К середине 1880-х годов он стал одним из лучших маринистов России, но внезапно, в возрасте 35 лет, умер от тифа.
Его работа
«На берегу моря» переносит нас на черноморское побережье к уютному костру возле рыбацкой лодки. Обратите внимание на то, какими нежными красками написано небо и вода.

Руфин Судковский. На берегу моря. 1882. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева
Руфин Судковский. На берегу моря. 1882. Холст, масло. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева

Дальше обратимся к работам учеников Ивана Айвазовского.
Считается, что одним из первых его воспитанников был одиннадцатилетний Лев Лагорио. Для
Льва Феликсовича Лагорио (1827-1905), русского художника с генуэзскими корнями, Феодосия была родным городом. Поэтому неудивительно, что он попал на обучение в мастерскую молодого Айвазовского, которому удалось привить мальчику любовь к морским пейзажам.
И картина Лагорио
«Крым. Скалы Монах и Дива» посвящена видам родного полуострова. На ней изображены скалы поселка Симеиз, рядом с Ялтой. Что интересно, маленькой скалы Монах уже не существует – после сильного землетрясения 1927 года на ней появились трещины, а шторм 1931 года разрушил её совсем.

Лев Лагорио. Крым. Скалы Монах и Дива. 1890. Холст, масло. Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Лев Лагорио. Крым. Скалы Монах и Дива. 1890. Холст, масло. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Ещё один художник, обучавшийся мастерству у Айвазовского, – Михаил Александрович Алисов (1859-1933), на памятнике которого выбито «лучший ученик Айвазовского».
Он перебрался в Крым в 1889 году и прожил здесь оставшуюся жизнь, изображая его природную красоту. Его работы более камерные и спокойные, чем у великого учителя.
На картине
«Крым. Скалы у моря» можно разглядеть вдали любимый город художника – Ялту. Но на первом плане все же нетронутая рукой человека красота крымской природы.

Михаил Алисов. Крым. Скалы у моря. 1910. Холст, масло. Частное собрание
Михаил Алисов. Крым. Скалы у моря. 1910. Холст, масло. Частное собрание

А вот мастеру философского пейзажа Архипу Ивановичу Куинджи (1841-1910) не удалось стать учеником Айвазовского. По одной из версий знаменитый маринист не разглядел таланта молодого человека и допустил его лишь смешивать краски да красить забор, а по другой – мастера просто не было в городе, когда к нему пришел Куинджи. Скорей всего правда где-то посередине. Но ясно одно, не будучи учеником Айвазовского, художник очень многое у него перенял: это и восторженное отношение к природе, и желание писать большие пространства и романтизм водной стихии, и любовь к лунным пейзажам.

На полотне «Ай-Петри. Крым» Архип Куинджи во всю ширину холста изобразил крымские горы, подчеркнув их величие наравне с темными водами ночного моря. Холодные синие тона картины ещё больше усиливают господство и мощь природы.

Архип Куинджи. Ай-Петри. Крым. 1898-1908. Бумага на холсте. Масло. Государственный Русский Музей
Архип Куинджи. Ай-Петри. Крым. 1898-1908. Бумага на холсте. Масло. Государственный Русский Музей

Рассказывая про крымские пейзажи, хочется вспомнить и Гавриила Павловича Кондратенко (1854—1924). Родившись в семье крепостного крестьянина и закончив пейзажный класс Михаила Клодта Академии художеств, он стал прекрасным лирическим пейзажистом. Часто его крымские работы называют «открыточными», и недаром. Ведь по ним, действительно, выпускали открытки.

Предлагаю, полюбоваться удивительным цветом моря на его картине «Берег моря. Крым».

Гавриил Кондратенко. Берег моря. Крым. Дерево масло. Государственная Третьяковская галерея
Гавриил Кондратенко. Берег моря. Крым. Дерево масло. Государственная Третьяковская галерея

Другими увидел морские крымские пейзажи Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Он приехал в Крым в 1886 году поправить подорванное здоровье, и первое впечатление от полуострова у него было восторженное:

«Дорогой Антон Павлович, черт возьми, как хорошо здесь! Представьте теперь себе яркую зелень, голубое небо, да еще какое небо! Вчера вечером я взобрался на скалу и с вершины взглянул на море, и знаете ли что, – я заплакал, и заплакал навзрыд; вот где вечная красота и вот где человек чувствует своё полное ничтожество», – писал он своему другу Чехову.

И несмотря на то, что художник провел в Крыму всего полтора-два месяца и сбежал, заскучав по «милому северу», его картины крымской природы стали открытием для широкой публики.
Левитан написал здесь около полусотни пейзажей, которые раскупили прямо с выставки. Критики увидят в его работах «новый Крым» – не парадный, сияющий и несколько идеализированный, а спокойный и созерцательный.
Одна из таких прекрасных работ –
«У берега моря».

Исаак Левитан. У берега моря. 1886. Бумага на холсте, масло. Государственный Русский музей
Исаак Левитан. У берега моря. 1886. Бумага на холсте, масло. Государственный Русский музей

Но не только южными морями вдохновлялись живописцы. Так одну из самых своих известных работ «Притихло» Николай Никанорович Дубовской ((1859—1918) написал с этюда, сделанного на Балтийском взморье.

«Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь своё ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе – тишина перед грозой – можно выразить одним словом «Притихло». Это и есть название моей картины».


Высокую оценку этой работе дал и Исаак Левитан:
«такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет».

Николай Дубовской. Притихло. 1890. Холст, масло. Государственный Русский музей
Николай Дубовской. Притихло. 1890. Холст, масло. Государственный Русский музей

И Петр Александрович Суходольский (1835-1903) привез свои марины из путешествий по северным морям. В 1890-е годы он посетит Эстляндию и Норвегию.
Художник блестяще начав свой творческий путь, закончив Академию художеств с полным комплектом медалей и наград в 1864 году, через несколько лет поступит на казенную службу. Ему всё время не хватало денег, чтобы содержать большую семью. И видимо, времени, чтобы развивать свой художественный талант.

Поэтому картина «Берег моря» – один из немногих удачных морских пейзажей, которые художник привез из заграничной поездки и которые помогли ему немного поправить своё финансовое положение.

Петр Суходольский. Берег моря. 1898. Холст, масло. Частное собрание
Петр Суходольский. Берег моря. 1898. Холст, масло. Частное собрание

Как это не удивительно, но морской пейзаж есть и у Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898). В 1988 году он провел лето на даче недалеко от Нарвы. Там возле дачи были великолепные леса, и Шишкин много гулял, фотографировал и сделал много этюдов. В гости к нему приезжала вдова его студенческого друга Александра Гине с дочерью. Дочь Гине Екатерина была и крестной дочерью Шишкина, поэтому он старался поддерживать их семью.

Возможно, именно Екатерина с белым зонтиком прогуливается по «профессорской тропе» на картине «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)». Для этой работы живописец сделал несколько этюдов, которые также, как и сама работа, хранятся в Русском музее.

Тропинка, по которой в конце 19 века гуляла петербургская интеллигенция, тянется над обрывом вдоль моря, теряясь в гуще лесов. Сверху так приятно любоваться бескрайним морским простором.

Иван Шишкин. У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы). 1889. Холст, масло. Государственный Русский музей
Иван Шишкин. У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы). 1889. Холст, масло. Государственный Русский музей

Так мы плавно перешли к теме отдыха на морском побережье. В следующей подборке посмотрим на картины, которые больше соответствуют нашему современному пониманию отпуска на море и пляже.
Но ведь и созерцание морских красот, и любование прекрасными водными просторами – это тоже отдых.
А пока я готовлю следующую статью, со всеми, кто добрался до конца этой подборки, хочу поделиться собственным творением, привезенным из путешествия по Крыму в прошлом году:

***
Мне теперь будет сниться море,
Его шум, его запах с кислинкой,
С криком чаек в обычном споре
И с солёной волною – морщинкой.
Будет сниться берег песчаный,
В блестках солнечных снова манящий.
Может это всё неслучайно,
Может сон этот мой настоящий...
Южным солнцем я напиталась
И вернулась к родным березкам.
Нежным чувством в душе осталась
Этой жизни цветная полоска.
Я хотела бы жить у моря
Средь магнолий и кипарисов,
Чтоб глицинии в чудном узоре
Повисали б на ветках тисов.
Я хотела бы ветер соленый,
Я б вдоль берега утром гуляла…
Если б не было рощи зеленой,
Коль в ромашках роса б не сверкала.
И листвы золотой шуршанье
Не тянуло б меня в край любимый.
И улиц московских дыханье,
Её окна, их свет негасимый.
С белоснежной зимой не расстаться,
Нет прекрасней земли и роднее.
Пусть уж лучше горы мне снятся.
Буду, море, я ГОСТЬЕЙ твоею!
2022
С любовью, ваша Света В


Крымские пейзажи и стихи о Крыме можно найти в статье «Волшебный край! очей отрада!» Крым в творчестве поэтов и художников»