Несмотря на то, что я считаю "Duke - Герцог" началом упадка Genesis, "Abacab - Тупик" - это яркий луч надежды в их медленном нисходящем движении. Очевидно, что это парадокс для большинства и мнение меньшинства. Безусловно, в альбом были внесены радикальные изменения. Это способствует более яркому звучанию, чем раньше, полному открытых пространств и тонкой игры.
Есть изречение, которое я слышал раньше, к сожалению, я не могу вспомнить, кто сказал его первым, но оно гласит:
"Настоящие художники всегда меняются".
А участники Genesis - настоящие художники. Нравятся вам изменения или нет, зависит от ваших вкусов и музыкальных ценностей. Но судить "Абакаб" по стандартам "Фокстрота" несправедливо. Выглядели ли вы в 26 лет и чувствовали ли себя так же, как в 16? А?
Я, наверное, немного переоцениваю "Абакаб", потому что мне кажется, что большинство последователей группы действительно несправедливо критикует этот альбом. Это классика? - Нет. Это всё ещё приятно и намного лучше, чем многие думают? - Это для меня и уж, всяко, честнее чем "Дюк".
Исполнитель: Genesis - Abacab (1981, art-rock)
Послушайте, я понимаю, что здесь мало что подпадает под категорию "Симфонический арт-рок". Сам Тони Бэнкс признал, что многие песни имеют единое настроение, одну музыкальную тему ("Keep It Dark - Кипяток", вероятно, лучше всего иллюстрирует эту мысль). И идея, которой, по-видимому, придерживался Бэнкс в то время, что "Who Dunnit?" была чем-то большим, чем просто новой песней, вероятно, заслуживает некоторой насмешки. Но, несмотря на всё это, даже в этом всё ещё есть кое-что хорошее.
Вступительный "Abacab" знаменует собой чистый отход от прошлого: шумные и безжалостные синтезаторы создают непреодолимую стену звука, пронизанную острыми ритмами и несговорчивым, перегруженным, сбивающимся басом. Да, заглавный трек с тяжёлым грохотом тарелок сразу указывает на то, что это не Genesis вашего отца. "Abacab" называют по-разному и не всегда литературно; я знаю, что окажусь в меньшинстве, когда скажу, что это одна из лучших песен группы за всю их историю. Возможно, в этом есть что-то неявное, но я всегда слышал, что за этими 7 минутами скрывается что-то зловещее.
Тони Бэнкс играет меньше, чем обычно, что в итоге даёт ему больше. Его доминирующие акценты в заключительной половине сверкают на учащённом пульсе песни. Сам инструментал, возможно, немного затянут, но слушать, как группа импровизирует на свои темы больше, чем, вероятно, на любую другую песню при живом исполнении (за исключением "I Know What I Like"), всегда очень приятно.
Ещё одна примечательная особенность этой песни - вокал Фила Коллинза, который звучит более уверенно и напористо, чем прежде. Является ли это результатом его удовлетворённости материалом, или успеха его первой сольной пластинки, или чего-то ещё, просто здорово слышать его на пике вокальной формы.
На самом деле это альбом "новой волны – new wave". Я признаю, что питаю слабость к этому жанру (например, у меня есть альбомы Ultravox, Tears For Fears, Depeche Mode, Simple Minds и т.п.), так что это меня не особенно беспокоит. Сама песня энергична, временами звучит немного диковато и в целом очень весёлая.
Гипнотический транс "Abacab" резко переключает на пониженную передачу, как только раздаются первые ноты "No Reply At All - Вообще никакого ответа". Эту песню следовало бы ненавидеть: ревущие дудки (фу такое… - моя первая реакция в 1985 году) и радостный поп-рокот (дважды фу…) составляют её основу, но в ней есть что-то умное. Тут отличная басовая работа Майка Резерфорда, которую я нахожу теперь заразительной, а ритмы, заложенные Коллинзом, отточено точны.
Я помню, как Бэнкс упоминал, что использованная здесь техника игры на клавишных крест-накрест напоминает некоторые песни из "The Lamb Lies Down on Broadway" (заглавный трек, "The Carpet Crawlers", я бы предположил). Однако на этом сходство заканчивается. Это неплохая песня, хотя текст временами немного банален (жалобы героя на игнор). А дудки - это джазовый сюрприз, нарушающий неофициальное правило группы делать всё собственными силами.
"Я и Сара Джейн" - приятная, хотя и слегка зловеще звучащая баллада, очень интригующая песня. Она представляет собой интересную смесь настроений, начиная с пасторального вступления, которое незаметно переходит в более поп-джазовую мелодичную тональность, и заканчивая вступлением на 1:50, которое находится где-то между экспериментами Rush с регги и своеобразным ритмом рэгтайма благодаря великолепной гитарной работе Майка Резерфорда.
После этого мы получаем более знакомый нам Genesis, возможно, что-то вроде "Wind And Wuthering", с прекрасными клавишными и вокальными слоями. Великолепная, одна из самых интригующих песен их эпохи 80-х.
"Keep It Dark" – это неплохая вещица с интересной темой о доброжелательном похищении инопланетянами, показывающая главному герою, насколько лучшей могла бы быть жизнь на Земле. Здесь сидит один из лучших моментов в альбоме, когда заоблачный голос Фила врывается со строчкой
"I wish that I could really tell you".
Фантастический момент в заводной и прямолинейной песне. Она на самом деле не имеет никакого сходства с былым Genesis, но её машинная структура сохраняет причудливость и эксцентричность некоторых их произведений эпохи Габриэля.
Драйв основан на басовом ритме, который вплетается в повторяющуюся клавишную партию Бэнкса, которую он, предположительно, играет левой рукой.
Самыми "прогрессивными" треками являются "Dodo/Lurker - Додо/Скрывающийся". Первоначально они должны были стать частью более крупной сюиты на двойном альбоме, но две другие вещи (джазовая "Naminanu", мелодия которой частично похожа на вступление к "Dodo", и "Submarine", ответ на загадку "Lurker") были исключены из-за нехватки времени, чем и была сокращена программа до одного LP.
Если сложить всё это вместе, то получится очень круто; в том виде, в каком они представлены на альбоме, два соединённых трека по-прежнему звучат отлично. Бэнкс утверждает, что на самом деле у него не было конкретной идеи в голове, когда он писал текст, но, похоже, главными темами являются ядерный холокост и в целом животное поведение многих людей. Это песня, которая могла бы подойти для "The Lamb", по крайней мере, по звучанию и навороченности.
Вот вам и парадоксальность "Абакаба": а в чём проблема-то? - Никакой! Я бы хотел, чтобы группа чаще использовала именно такой подход, а не попсу и слащавые баллады, которыми будут заражены предстоящие альбомы. Этот шедевр продолжительностью 7 с половиной минут успешно развивает подход Genesis к созданию эпичности. Перемещаясь между джазовыми ритмами, эмоционально волнующим вокалом, странными и замечательными звуками клавишных, мрачным фанком и общим волнением, когда вы никогда не догадаетесь, что ждёт вас за следующим поворотом. Великолепное движение между тёмными глубинами и яркими вершинами. Лучшая композиция в альбоме (наряду с заглавным треком и…).
"Who Dunnit? – Кто это сделал?" - одна из самых оскорбительных песен во всем каталоге Genesis. А почему бы и нет? Это нехорошо. Это раздражает. Это заведомо глупо. Но видно, как парни отрываются под какие-то действительно странные ритмы новой волны в духе Devo. Это цепляет ухо и это повод послушать курьёз раз или два, или три… Та часть меня, которая наслаждается странностями и эксцентричностью, всегда ценит это по достоинству. Это достаточно короткий трек, чтобы дослушать до конца, прежде чем следующая песня выступит ему антитезой.
"Man on the Corner – Человек на углу" – мрачная и драматичная песня Коллинза, о бездомности и её частых причинах, с очень красивой мелодией.
Однако в этой песне есть одна проблема, которая будет преследовать будущие релизы - бас играет в такт барабанам, а не контрапунктом (например, в превосходном "Вы могли бы вспомнить"). Это снова всплывёт в "Маме" и "Втором доме у моря".
В целом, Резерфорд, казалось, потерял некоторый интерес к игре на басу на протяжении следующих нескольких альбомов, и это, на мой взгляд, почти так же сильно, как чрезмерное использование драм-машины, привело к тому, что более поздний материал звучал более стерильно и менее творчески.
Возможно, "Человек" стал отправной точкой для развития таких тенденций. Я не знаю, можно ли считать это балладой, да и не имеет особого значения. Меланхоличная повесть об одиночестве не даёт покоя, демонстрируя ещё одно удивительно эмоциональное вокальное исполнение Фила. Безмерно красива в каком-то почти "безумном" смысле. Может быть, я наслаждаюсь этим больше, чем следовало бы, потому что, насколько я понимаю, это квази-конец альбома.
"Нравится тебе это или нет" - да, это всего лишь песня о неудавшемся романе с приличной мелодией, которая мне тоже нравится. Сильная сторона находится в её аранжировке: развесистых барабанах, соло на гитаре и вокальных пачках в конце.
"Ещё одна пластинка" – ещё лучше и также зиждется на музыкальных переходах, обыгранных фирменно-навороченной аранжировкой, увесистой игрой на ударных, клавишными, звуковыми эффектами, вокалами на два голоса. Сила песни в атмосферном и объёмном звучании.
Так что, является ли этот альбом ущербным?
- Конечно, - скажут одни.
- Нет, - скажу я - это весело. Композиционно это сильнее, чем всё, что группа могла бы сделать в будущем в целом. И для меня это, безусловно, звучит более самобытно: такого саунда у группы ещё не было и уже не будет никогда. Я надеюсь, что когда-нибудь поклонники Genesis будут слушать "Abacab" с меньшим предубеждением: таким, какой он есть, а не таким, каким они хотят его видеть.
Всем, кто сомневается, следует увидеть его в лучшем из изданий – в хайрезе и с окружающим 3D-звучанием. Вот оно:
Genesis "Abacab" SACD + DVD Deluxe Edition
Гибридный SACD 5.1
DVD: DTS 96/24 5.1, Dolby Digital 5.1
+ Video extras:
- Abacab
- No Reply At All
- Keep It Dark
- Man On The Corner
Reissues Interview 2007
World Tour Programme 1981
ВИА:
Tony Banks - keyboards
Mike Rutherford - bass, guitars
Phil Collins - vocals, drums
Вместе с:
The EWF Horns - horns (2)
Thomas "Tom Tom 84" Washington - horns arrangements (2)
Производство
Original release date: 1981
5.1 Surround Sound & Stereo by Nick Davis
Assistant: Tom Mitchell
Remastered by: Tony Cousins
Virgin (385183-2-7), 1981 ℗ & © 2007
И, конечно, надо послушать улучшенную версию = hi-res + 5.1.
1. Баланс. Сбалансированными я посчитал треки 6 и 7, почти – 5. Остальные не попали в это число.
2. Статика. Для того самого разбалансированного большинства треков миксер выбрал заведомо проигрышную тактику: все играют спереди, а в тылах на фоне эха выделяются отдельные или отфильтрованные солирующие - припевы, клавишные аккорды, тарелочки.
Оживлённее, дискретнее и, значит, веселее жизнь в тылах налаживается в тех номерах, где много инструментов и аранжировка отличается арт-роковой насыщенностью. Вы их прекрасно знаете и оценки тому подтверждение.
Хорошее впечатление оставляют после себя бриджи в композициях (треки 3, 4, 7 и 9): звук парит и охватывает со всех сторон.
И отдельной похвалы заслуживает сведение номеров, в которых доминирует мощный и громкий рифф на синтезаторе и гитаре: 6 и 5. Этим мясом заполняется всё пространство, а в нём пульсируют дискретно звучащие голоса, перкуссии и клавишные пассажи.
3. Динамика. Для коротких перелётов и перекличек выбраны тылы в треках 1, 6 и 9.
Вывод.
Мелодии/гармонии обрели короткие формы, осталась толика проговости, появились эксперименты с дудками и элементами "новой волны". Такой синтез получился удачнее и ярче "чистого" (но выдохшегося) арт-рока из "Дюка" и "Тех, когда их стало трое". Более того, "Абакаб" остался единственным в своём роде по такому материалу. Последующие концерты увели слушателя в другую сторону.
Миксер, разглядев эту особенность, заводным-моторным темам позволил наехать на слушателя спереди, тогда как навороченным окружить со всех сторон.
"Человек на углу"- нагоняющая мурашки на кожу "атмосферная" драма, просто шедевр.
1. Abacab (Banks/Collins/Rutherford) = 7
2. No Reply At All (Banks/Collins/Rutherford) = 7/8
3. Me And Sarah Jane (Banks) = 8
4. Keep It Dark (Banks/Collins/Rutherford) = 8
5. Dodo/Lurker (Banks/Collins/Rutherford) = 9
6. Who Dunnit? (Banks/Collins/Rutherford) = 10
7. Man On The Corner (Collins) = 10
8. Like It Or Not (Rutherford) = 8/9
9. Another Record (Banks/Collins/Rutherford) = 9
Средний балл = 8
Резюме.
Если "Герцог" считается последним великим альбомом Genesis, то мне ближе "Абакаб", т.к. я считаю, что лучше добрый поп, чем вымученный прог, каким были изрядно полны предыдущие два альбома.
После успеха Фила с его сольником "Face Value" группа поняла, что может снять тяжёлые прог-доспехи и вдохнуть свежий воздух 80-х. Да, большинство прог-групп задохнулись в конце 70-х, пытаясь сделать то же самое, но, в конце концов, это сделали и "Дженезис".
Что всё это значит, можно только догадываться, но срочность говорит сама за себя. Наконец-то трио нашло формулу движения вперёд – синтез старого и нового. И вот уже эпический размах возвращается в "Dodo/Lurker", не случайно это самая "длинная" песня, в которой мы чувствуем себя как дома.
Но если рассматривать "Абакаб" как выскочку "Дюка", то упускается главное; там, где "Дюк" был прозрачным и вялым, "Абакаб" сияет и бодрствует. Ритмы отличаются чёткими, смещенными влево от центра ударами, заимствованными из джаза, клавишные меняют свою старую магию и таинственность на оруэлловские обертоны, опьяняющие звуки гитар вместо этого становятся музыкальными знаками препинания.
И ничто в прошлом Genesis не было таким упорядоченным, как "Man on the Corner" или "Another Record".
Как бы ни был хорош "Abacab", я был бы неосторожен, если бы не упомянул другую сторону – странности в виде "Keep It Dark" и "Who Dunnit?". И ещё этот художественный абстракционизм. Соль-перец.
p.s.: Когда я смотрю на "Duke", задаюсь вопросом, может ли обложка стать ещё уродливее. Обложка "Abacab" отвечает на это громким "Да"!
Другие мультиканальные (5.1) диски из науки о Genesis – дженезисоведения и всего святого семейства:
Genesis "Duke" SACD, DTS 5.1: Недопонимание
Genesis "Trespass" DTS, SACD 5.1: Вторжение, прорыв и победа
Steve Hackett "Voyage Of The Acolyte" DTS 5.1 up-mix: Вояж, вояж… или Чудеса техники
Tony Banks "A Curious Feeling" DTS 5.1: Просто из чувства любопытства
Genesis "The Lamb Lies Down On Broadway" SACD 5.1: Лебединая песня №1
Squackett "A Life Within A Day" DTS 5.1: 2 в1 = Yes + Genesis
Genesis "...And Then There Were Three..." DTS, SACD 5.1: И тогда их осталось трое
Genesis "Nursery Cryme" DTS, SACD 5.1: Наша музыкальная шкатулка
Genesis "Foxtrot" DTS, SACD 5.1: Пророки арт-рока
Genesis "Selling England By The Pound" SACD, DVD 5.1: Где простирается моя страна?
Peter Gabriel "Play: The Videos" DTS 5.1: Слушай и смотри
Σ = 8
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Pink Floyd "Atom Heart Mother" Blu-ray 4.0: Quadra-тная корова
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 91 серия: Manfred Mann's Earth Band "Messin’" (1973)
"Chicago Transit Authority" DVD, Blu-ray 4.0: Quadra-тный "Чикаго 1"
Porcupine Tree "Fear Of A Blank Planet" MLP 5.1: Недетские проблемы
Quatermass "Quatermass" DTS 5.1: Паршивая овца в семье
Mike Oldfield "The 1984 Suite" DVD 5.1: Сюита, которой не было
Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 44 серия: Uriah Heep "High And Mighty" (1976)
Jon Lord "Beyond The Notes" SACD 5.0: За пределами нот
Rush "Moving Pictures" Blu-Ray, DVD-Audio 5.1: Пик творчества
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!