Клавишник из Genesis подался в соло
Как я уже однажды писал в рецензии к сольным работам Стива Хаккета (Steve Hackett), стык восьмого и девятого десятилетий (70 – 80 годы) прошлого века оказалось очень интересным и, в то же время, непростым временем. Радикально менялась музыкальная мода, а новые технологии в индустрии звукозаписи и звукоизвлечения стремительно проникали в музыкальный цех, навсегда меняя представления музыкантов и публики о музыке. Наступала эра «цифры». Эти перемены коснулись практически всех. Молодой поросли можно было не оглядываться на «стариков», так как именно молодые творили моду, а вот старой гвардии, в лице «Дженезис» хотя бы, пришлось непросто. Непрерывно в течение 10 лет генерировать хорошие идеи, да ещё и следить, чтобы они как-то коррелировались с новыми тенденциями очень непросто. На беду, потеряв на «фронтах» мощную творческую единицу (Стива Хаккета) и оставшись втроём в 1977 году, "Дженезис" продолжают дело арт-рока кое-как, выпустив весьма спорный альбом "А потом их осталось трое". Не будем забывать, что к тому времени "Дженезис" были очень популярны и все участники коллектива находились под фанатским "прицелом". Все ждали продолжения чуда и ещё раз чуда. Однако после концертного тура "И тогда их осталось трое" группа взяла каникулы, чтобы снова заявить о себе только через год, с выходом "Герцога" (“Duke”) только в 1980 году, который «чуда» не принёс, хотя и имел коммерческий успех. А тем временем каждый из троицы был предоставлен сам себе и вынашивал идеи для своих собственных работ. Напомню, что плодами заслуженного отдыха от совместного творчества в период 1979-1980 годов, стали пластинки Фила Коллинза с группой Brand X (диск “Product”, 1979), Майка Резерфорда (Mike Rutherford “Smallcreep's Day”, 1980) и героя моего обзора Тони Бэнкса. Для Тони "Чувство любопытства" ещё и дебют.
Слушая этот я альбом, прихожу к выводу, что каких-то идейных заначек, хранимых втайне от Genesis, на тот момент у Бэнкса не было. Вся музыка здесь знакома поклонникам "Дженезис" по пластинке "А потом их осталось трое": замысловатые фортепианные пассажи и симфонические синтезаторы с гитарами звучат как более тихие моменты «троицы» на их нескольких последних альбомах. Но даже собственные композиции Бэнкса с этой группой в последние годы никогда не были такими протяжными и склонными к блужданию. В сочетании с пасторальными и пастельными аранжировками, это идейное однообразие музыки приводит к тому, что «в одно ухо заходит, из другого выходит». Концептуальный альбом Тони Бэнкса о человеке, который теряет память, когда теряет любовь, сам по себе довольно забываем. И хотя дебют выглядит, как бледная имитация вклада великого клавишника в великую группу Genesis, он звучит выигрышно по сравнению Бэнксом конца 80-ых.
В 2009 году, к тридцатилетнему юбилею альбома, был выпущен данный ремастированный "делюкс" на DVD-Audio диске которого разместились три звуковые дорожки: LPCM 96/24 2.0, DTS 5.1 и Dolby Digital 5.1. То есть появилась очень важная для нас начинка – пятиканальный ремикс. Выполнил его Ник Дэвис (Nick Davis) – тот самый инженер, который свёл в объём весь звук Genesis. Стало быть, предположение о тождественности миксов имеет большую вероятность. Как и ожидалось, голос вокалиста Кима Бикона (Kim Beacon) сидит особняком в центре и продублирован спереди слева и справа от слушателя.
Tony Banks - For A While (1979)
Такой киношный подход характерен для всех ремиксов "Дженезис". Не смертельно, конечно, но навязанная шаблонность не позволяет прочим каналам "принять" вокалиста под свой контроль. Вторым недостатком этого ремикса я бы назвал явный недостаток 3D-эффектов. Единственный раз, где я заметил их - это вторая половина "Вод Леты" ("The Waters Of Lethe" – да, той самой реки, куда впадает всё сущее в этом мире). Таким символом течения вод стал дважды, один за одним, перелетевший зафузованный синтезатор из фронта в тыл по правому и левому флангам.
Tony Banks - The Waters of Lethe (Promotional Film)
По остальным нашим параметрам работа получилась неплохая, лишь с оговоркой, что в ней не оказалось места «wow!»-эффектам, серпантину, яркости ёлочных игрушек. Выделяемые в миксе солисты лишены выпуклости. Им недостаёт достаточной громкости и чёткости.
Критерии:
1) Баланс. Он наблюдается везде.
2) Дискретность. Она реализована в трёх схемах. Первая, в большинстве номеров: «ножки табурета». В них, то есть в углах, сидит один суммарная смесь всех исполнителей (кроме вокала) с равной громкостью и чуть «придушенными» барабанами в тылах, которые, при этом, оживляются солирующими синтезаторами и гитарами с не очень громким, как я говорил выше, акцентированием их участия. Вторая схема заметна в инструментальной композиции Forever Morning («Вечное утро»), которая сыграна двумя клавишными инструментами: электро-пиано локализовано спереди, а синтезатор сзади. Их объединяет суммарный «фон». Третья схема – «буква Дельта» внедрена в The Lie. В вершинее «Дельты» находится вокал, а её основания в тылах поддерживаются звуками электро-пиано. По мере развёртывания композиции и её развития, эта схема переходит в «ножки табурета». Неплохое «растворение» «ножек» до состояния атмосферного тумана получилось в последующей After The Lie.
3) Динамика. Только однажды, в № 9.
Таким образом у Ника Дэвиса получилась крепкая ремесленная работа на 9 баллов, которой можно смело дополнить свою коллекцию записей Genesis c 5.1. Добавлю, что в этом списке явно не хватает вот этого диска: Mike Rutherford “Smallcreep's Day” (1980). Своего рода шедевр арт-рока.
В 2016 году вышло дополнительное издание "делюкса", дополненное хайрезной дорожкой из ремикса 2009 года.
Таким образом, мы внесли ещё одну главу в явно фанатскую науку - обширное дженезисоведение. Информации для пополнения ещё много. В её разделы попадут многоканальные альбомы Genesis (все!), Tony Banks, Steve Hackett, Anthony Phillips. Будьте готовы к новым открытиям!
Слушайте любимую музыку только с высоким разрешением и с многоканальным миксом!
Σ = 9
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем 2.0.
2 = то же, что и 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центральный канал.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
The Electric Light Orchestra - ELO - Ответ есть- квадрафонический!
2033: Styx "The Mission" в 5.1: на Марс и обратно!
Alan Parsons "The Secret" DVD 5.1: Секреты старого мастера
King Crimson "In The Wake Of Poseidon" DVD-Audio 5.1: от ELP к "Посейдону" и обратно
A King Crimson ProjeKct "A Scarcity Of Miracles" DVD-Audio 5.1: Компенсация нехватки чудес
Pink Floyd "Atom Heart Mother" Blu-ray 4.0: Quadra-тная корова
Andy Jackson "73 Days At Sea" DTS 5.1: Море в домашних условиях
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!