Найти тему
Surround Sound AudioDisc

Jon Lord "Beyond The Notes" SACD 5.0: За пределами нот

Семейный альбом «Дип Пёрпл» пополнился очередным "классическим" произведением.

Помню, с каким огорчением я встретил весть о том, что Джон Лорд покинул своё детище - Deep Purple. Интенсивные гастроли требуют лошадиных сил, особенно под старость лет. Уж не пришёл ли конец? Вот так я думал, покуда не стал замечать появление великого маэстро то там в Екатеринбурге, то здесь в (вставьте адрес) в окружении оркестра и с дирижёрской палочкой в руке. Чем не попытка подчеркнуть, что теперь он видит себя не только исполнителем, но и композитором? Появилось, наконец, свободное время для своей музыки, которую приходилось задвигать «на потом» в бесконечных гастролях с «Дип Папл».

Jon Lord "Beyond the Notes" SACD 5.0 - tray
Jon Lord "Beyond the Notes" SACD 5.0 - tray

Так и появилось несколько его собственных записей с классической музыкой и с блюз-роком.

Через четыре года после выхода "Pictured Within" Джон Лорд решил, что ему пора сделать еще одно сольное заявление: альбом «За пределами нот».

Исполнитель: Jon Lord - Beyond The Notes (2004, нео-классика)

К вящему удовольствию, тем он пополнил нашу прикладную науку о многоканальной музыке Deep Purple – пёрпловедение. Компания EMI не поскупилась на элитный формат – гибридный SACD с пятиканальным миксом:

Jon Lord "Beyond the Notes" SACD 5.0
Jon Lord "Beyond the Notes" SACD 5.0

Jon Lord "Beyond the Notes" SACD 5.0

Produced by Mario Argandona and Jon Lord
Recorded and mixed at Hansa Haus-Studios, Bonn, Germany, between June 14th and July 31th, 2004.
Recordings engineered, overseen, mixed and mastered by Klaus Genuit.
SACD/5.1 surround authoring Roel Verberk at Galaxy Studios, Mol, Belgium. Many thanks also to Ronald Prent.
EMI (EMI 8741812, UPC: 0724387418127), 2004

Состав участников альбома очень похож на состав "Pictured Within", включая выступления Сэм Браун, Тийса Ван Лира и Пита Йорка.

Состав исполнителей:

Jon Lord - piano, organ

Miller Anderson - vocals

Sam Brown - vocals

Frida - vocals

The Trondheim soloists:

  • Mario Argandona - percussion, guitar, vocals
  • Urs Fuchs - bass
  • Paul Shigihara - guitars
  • Matthias Kraus - keyboards
  • Bert Smaak - drums
  • Susanne Heitmann - flute, clarinet
  • Sabine Van Baaren - vocals, percussion
  • Emilia Amper - keyed fiddle

Также здесь снова присутствует то, что лучше всего описать как небольшой оркестр. С точки зрения истории поп-музыки, наиболее значительным дополнением к составу является Фрида из ABBA (как сообщается, друг семьи), записывающаяся впервые за 10 лет.

Jon Lord "Beyond the Notes" SACD 5.0 - буклет и диск
Jon Lord "Beyond the Notes" SACD 5.0 - буклет и диск

Главное отличие этого альбома от предыдущего заключается в том, что на этот раз в музыке гораздо больше жизненной силы. Да, всё ещё есть задумчивые и меланхоличные разделы, но они перемежаются энергичными пассажами звуков в быстром темпе. В прошлый раз Джон был в трауре, здесь он разрывается между облегчением от того, что перед ним чистый лист с точки зрения его будущего, и травмой от ухода из группы, которой он посвятил большую часть своей жизни. Второй трек, "De profundis", Джон посвятил своему уходу из Deep Purple, и эта композиция идеально отражает плавильный котёл эмоций.

Один из вокалов в хоре на открытии "Miles Away", появляется также на третьем треке "One From The Meadow". В этой мелодичной 8-минутной песне Сэм Браун предстаёт в типично хорошей форме, прекрасно излагая свои собственные эмоциональные тексты. Её голос прекрасно контрастирует с соло на скрипке.

"Cologne Again" - самая динамичная сольная композиция Лорда за многие годы. В ней есть квази-импровизированная органная секция, дополненная некоторой агрессивной оркестровкой и необычным восточным звучанием. На мой взгляд – это шедевр.

Голос Фриды в песне "Солнце снова засияет" мгновенно узнаваем, что позволяет ей продемонстрировать часто недооцениваемый талант, которым она обладает. Кажется ироничным, что подавляющее большинство давних поклонников ABBA совершенно не обратят внимания на то, что, несомненно, является одним из её лучших певческих выступлений.

Миллер Андерсон снова возвращается, чтобы спеть "November Calls", его глубокий эмоциональный голос хорошо подходит к песне. Кстати, именно текст этой песни дает название альбому.

Название "Эксперимент Телемана" отсылает к современнику Баха, одному из любимых композиторов Джона, о чём свидетельствуют ссылки на Баха в его ранних сольных работах. Георг Филипп Телеман также писал в стиле барокко и действительно был более известным из них двоих в своё время. Этот трек фактически возвращает нас к альбому Лорда "Sarabande".

Альбом завершается посвящением покойной матери Джона в "Музыке для Мириам", переработанной и удлиненной версией произведения, которое появилось на "Pictured Within".

Jon Lord - Beyond the Notes SACD - tracklist
Jon Lord - Beyond the Notes SACD - tracklist

Вот такой чудесный диск, несколько академический правда, и пришёл в известную нам бельгийскую студию Galaxy Studios для сведения в 5.1. К сожалению, на сей раз ремиксом правил не Рональд Прент, а его коллега Клаус Бенуит. Проделаем анализ работы.

1. Баланс. Строго говоря, он выставлен только в двух номерах: 1 и 2. Если не совсем строго, то можно добавить к этому списку и номер 9, в котором баланс «подтягивается» к концу композиции. В остальных 7 номерах трек-листа наблюдается провал в тылах.

2. Статика. Как я понимаю, записывать большой оркестр с чёткой дискретностью весьма непросто. Здесь это получилось сделать, но, увы не везде. Кропотливая работа над равномерным заселением всех каналов инструментами, их солирующими ролями отражена в моих (высоких) оценках (см. ниже). По ним видно, чего стоили усилия инженера: от полных провалов до ярких шедевров. В качестве дискретных элементов послужили перкуссии, клавишные (в том числе фирменный хаммонд Джона Лорда), духовые, струнные/скрипичные и вокалы.

3. Динамика.Подвижный эффект точно наблюдается в номере 1 и, наверное, это всё.

Jon Lord - Beyond the Notes SACD - the info
Jon Lord - Beyond the Notes SACD - the info

Итак, рейтинг:

1. Miles Away = 10, прекрасный пример звукового окружения и погружения!
2. De profundis = 10, редкий случай, когда оркестр записан без «эха в зале».
3. One From The Meadow = 5;
4. Cologne Again = 7/8;
5. I'll Send You a Postcard (Pavane for Tony) = 4/5;
6. The Sun Will Shine Again = 4;
7. A Smile When I Shook His Hand (In memoriam George Harrison) = 4;
8. November Calls = 4;
9. The Telemann Experiment = 8/9;
10. Music for Miriam (Version for string orchestra) = 3, эхо в тылу.

О чём говорит средний балл, равный 6 и столь широкий разброс от 3 до 10? Мне о том, что звукорежиссёр поленился. Раз он сделал шедевры из треков 1 и 2, то почему не из всех?

"Beyond The Notes" дополняет предыдущий "Pictured Within". Когда эти два альбома слушаются вместе, они взаимодействуют друг с другом, создавая еще лучшие впечатления, чем когда их слушают по отдельности.

Jon Lord - Beyond the Notes SACD 5.0 - Jon Lord (9-06-1941 \ 16-07-2012)
Jon Lord - Beyond the Notes SACD 5.0 - Jon Lord (9-06-1941 \ 16-07-2012)

Будут ли устремления Лорда, как серьёзного композитора признаны будущими поколениями так же, как его собственные прочтения (особенно Баха), решать будущим поколениям. А пока нам просто нужно сидеть сложа руки и наслаждаться окружающей музыкой.

Другие многоканальные альбомы из пёрпловедения и не только:

Deep Purple: Quadra-тный “Stormbringer” в DTS 5.1

Deep Purple "Machine Head" SACD 4.0: Quadra-фоническая голова

Ian Gillan "Gillan's Inn" Dolby Digital 5.1: Посиделки с мистером Гилланом

Deep Purple "Machine Head" DVD-Audio/SACD 5.1: Пятиугольная голова

Deodato "Prelude" SACD 4.0: Так что же сказал Заратустра? Каждому своё

Deodato "Deodato 2" SACD 4.0: Равель и Гершвин в одном флаконе

Σ = 6

Рейтинг многоканального микса в баллах, где:

1 = микс, который хуже, чем 2.0.
2 = то же, что и 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центральный канал.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.

Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.

Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:

The Main Ingredient "Euphrates River" SACD 4.0: “Окунитесь в Евфрат и освежите свою душу”

Al Di Meola "Consequence Of Chaos" SACD 5.1: Последствие хаоса в ремиксе

"Chicago Transit Authority" DVD, Blu-ray 4.0: Quadra-тный "Чикаго 1"

David Bowie "Young Americans" DTS 5.1: Молодые американцы у вас дома и они вокруг

Ohio Players "Honey" DTS-CD 4.0: Правильный Quadra-тный мёд из Огайо

ML "Leaving" SACD: Уход в5.1

Rod Stewart "It Had To Be You" DVD-Audio 5.1: Эко ж тебя угораздило, Род!

Steely Dan "Gaucho" SACD, DVD-Audio, DTS-CD 5.1: Почему микс «Гаучо» не идеален

Blue Oyster Cult "Secret Treaties" SACD 4.0: На "Мессере" в космос

Steve Miller Band "Fly Like An Eagle": Подключай DTS 5.1 и лети, как орёл!

Joe Cocker "Night Calls": Ночные звонки в DTS 5.1

Eric Clapton "There's One In Every Crowd" DTS 5.1: Пёс в Quadra-те

Elton John "Honky Chateau" SACD 5.1: взлёт «Рокет Мэна»

Adriano Celentano "Per Sempre" SACD 5.1: Наше итальянское навсегда!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc

"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!

За прелами нот наши домашние кинотеатры
За прелами нот наши домашние кинотеатры