Чем хорош арт-рок: симбиоз высокой музыки с гуманизмом позволяет этим мыслителям заглядывать в будущее.
"Это объявление от Генетического контроля: "Мой печальный долг сообщить вам об ограничении роста гуманоидов на четыре фута"© "Get 'em Out By Friday - Вытащи их к пятнице"
Этот альбом является эталоном в мире прогрессивного рока. Было бы грехом, если бы вы его не слышали, нравится вам это или нет, вы должны его услышать. Я говорю: "Foxtrot" – не только эталон стиля. Он ещё и шедевр Genesis (одной из самых влиятельных групп в мире) из-за двух канонических вещей жанра, которые называются "Watcher of The Skies" («Наблюдатель неба») и "Supper’s Ready" («Ужин готов»).
1972 год был знаменательным годом для прогрессивного рока. В музыке бурлила жизнь. Состав группы в 1972 году обретает свой «золотой» вид и записывает свой четвёртый альбом под названием "Фокстрот" (начало октября).
Tony Banks: Organ, Mellotron, Piano, Electric Piano, 12 String, Voices
Steve Hackett: Electric Guitar, 12 String and 6 String solo
Phil Collins: Drums, Voices, Assorted Percussion
Peter Gabriel: Lead Voice, Flute, Bass Drum, Tambourine, Oboe
Michael Rutherford: Bass, Bass Pedals, 12 String Guitar, Voices, Cello
Richard MacPhail: Equipment & and Stage Sound (Sound Friend)
Also starring: Guy and Paul
Produced by: David Hitchcock and Genesis
Engineer: John Burn
Artwork: Paul Whitehead
All titles composed, arranged and performed by Genesis (Tony Banks, Phil Collins, Peter Gabriel, Steve Hackett and Mike Rutherford)
"Foxtrot" теперь служит идеальным примером для любого нео / ретро-прогового альбома: мощное начало, короткая песня, мини-эпопея, еще одна песня и заключительная большая вещь, обычно более 20 минут.
Исполнитель: Genesis – Foxtrot (1972, арт-рок)
Конечно, совершенно ничего похожего на танец «лисьих шагов»: какие фокстроты длительностью по 23 минуты?
1. Watcher of the Skies (7:19)
2. Time Table (4:40)
3. Get 'em Out by Friday (8:35)
4. Can-Utility and the Coastliners (5:43)
5. Horizons (1:38)
6. Supper's Ready (22:58) :
- a. Lover's Leap
- b. The Guaranteed Eternal Sanctuary Man
- c. Ikhnaton and Itsacon and Their Band of Merry Men
- d. How Dare I Be So Beautiful?
- e. Willow Farm
- f. Apocalypse in 9/8 (featuring the delicious talents of Gabble Ratchet)
- g. As Sure as Eggs Is Eggs (Aching Men's Feet)
Total Time 50:53
Вы только представьте себе разочарование советского меломана, который заказав в студии звукозаписи катушку за 10 копеек/минута длиною в 525 метров на 19-й скорости, рыдал и бился в истерике, когда катушка обрывалась на 46-й минуте. «Доужинать» «Фокстрот» могли лишь избранные. Либо те, кто подкручивал скорость вертушки или бобинника Akai. Или шла в ход комбинаторика с порядком воспроизведения. Не знаю, зачем я вам это пишу, возможно, для того, чтобы напомнить о том, что не всё было очень гладко в «аналогово-виниловые» времена. Любишь арт-рок? Люби и холодок.
Определённо, к счастью, те золотые времена прогресса прошли, и мы можем пользоваться его плодами. Нет ни тебе новых «Дженезис», ни «Пинк Флойд»…
Зато качество перешло в количество. И в 2008 году по спирали снова в качество. На сей раз хайрезное и пятиканальное: весь каталог «Дженезис» пришёл в наши домашние кинотеатры.
Здесь нет никакого маргинального утрирования: качество звука с приходом цифры в быт поднялось до студийного уровня. Могли ли мы мечтать об этом в 70-е? Решались ли мы, когда вершиной казалась копия с LP, с которого шепелявый звук шёл на ленту, в лучшем случае на 19-й скорости.
И вот, наконец-то, звук перестал быть достоянием только толстосумов. Полковник Сэмюэль Кольт цифровой хайрез сделал всех людей равными, уровнял всех в правах. Благодаря чему «Фокстрот» в наилучшей комплектации выглядит теперь так:
Genesis "Foxtrot" DVD DTS + SACD 5.1
Гибридный SACD 5.1
DVD: DTS 96/24 5.1, Dolby Digital 5.1
Audio:
1. Watcher of The Skies
2. Time Table
3. Get 'em Out By Friday
4. Can-Utility and the Coastliners
5. Horizons
6. Supper's Ready
DVD Extras:
1. Reissues Interview 2007
2. Brussels, Belgium - Rock of the 70's 1972
3. Rome, Italy - Piper Club 1972
Продукция:
5.1 Surround Sound and Stereo mixes: Nick Davis
Remastered by Tony Cousins
Anthony Banks Ltd., Philip Collins Ltd., Peter Gabriel Ltd.. Stephen Hackett Ltd.. Michael Rutherford Ltd. / Virgin Records Ltd. (50999 51552 2 9), 2008
В 2008 году жемчужина в раковине Генезиса обрела то, чего не получила в 70-х (квадрафонию). Теперь образец красоты и священная корова почти для каждого проггера, "Фокстрот" получает то, что заслужил за эти годы: объёмное, окружающее звучание.
Разберём все композиции альбома через наши 3D-измерения.
"Watcher of The Skies - Наблюдатель небес" начинает альбом с меллотрона Тони Бэнкса, и в его "церковном" клавишном инструменте чувствуется сила и величие, которые задают тон превосходному материалу, следующему за этой эпической композицией. Ритм-секция (барабаны Коллинза и бас Резерфорда) запускают двигатель локомотива, который тянет состав до самого конца. Неподражаемая электрогитара Хакетта добавляет то, что, возможно, является самым важным элементом в аранжировке. Часто имитируемый Питер Гэбриел страстно обращается к устаревшему Богу, чьё человеческое творение опередило его, и больше не нуждается в нём и не признает его, поскольку оно распространяет свое господство на звёзды.
1. Баланс. Да.
2. Статика. Ритм-секция, бас и лидер-вокал во фронте; соло-гитара, перкуссии и отголосок меллотрона в тылах. В целом: все ото всюду.
3. Динамика. В конце композиции наблюдается эффект облёта НЛО.
"Time Table - Расписание" предлагает изящную и сбалансированную передышку после интенсивности "Наблюдателя". По-настоящему поэтические тексты под прекрасное пианино Бэнкса размышляют о кажущемся непостоянстве чести и красоты. "Расписание" просто великолепно, поскольку и музыка, и слова вызывают в воображении давно ушедшие времена рыцарства. Ради этой песни почти стоит купить "Фокстрот".
1. Баланс. Да.
2. Статика. Все ото всюду с дискретным разделением: меллотрон в лефом фланге, перкуссии в правом. Вокал в центре.
3. Динамика. «Короткие» перелёты звука в левом фланге из фронта в тыл.
"Get 'em Out By Friday - Вытащи их к пятнице" - замечательная маленькая мелодрама, с любовью описанная вокально и музыкально, с использованием своеобразной техники лейтмотива. Совершенно мастерски! Восьмиминутная "прог-опера" предлагает восхитительный пример того, почему Genesis, возможно, были первыми среди ранних исполнителей прогрессивного рока, которые демонстрировали, как далеко может зайти эта новая музыка. Чтобы рассказать историю о мрачном оруэлловском будущем, Габриэль меняется ролями. Идёт повествование о том, что всемогущее правительство контролирует каждый аспект жизни своих подданных-граждан - вплоть до их размеров.
Музыка меняется для каждого говорящего персонажа. Он начинается с того, что быстро говорящий деловой человек говорит своему коллеге, чтобы он выгнал семью из её дома (под быстрый ритм, в котором звучат басы). Затем все замедляется, когда сотрудник говорит семье, что они должны уйти. Затем бизнесмен снова заговаривает, затем говорит глава семьи, сетуя на странное положение, в котором они находятся. Семья соглашается переехать, но потом они слишком поздно понимают, что их обманули. Музыка ускоряется, затем замедляется с течением времени, и мы переносимся в будущее. Как оказалось, бизнесмен переселял семьи в дома меньшего размера, чтобы уменьшить их высоту и сделать так, чтобы он мог разместить "вдвое больше людей в одном и том же здании". Абсурдно? Да, но пугающе близко к реальности, если подумать. Такого рода абсурдные вещи могут очень легко стать не такими уж абсурдными, если мы не будем осторожны. Замечательная песня, и она так же хороша, как и любая другая в раннем каталоге Genesis!
1. Баланс. Да.
2. Статика. Все вокруг. Смена «ролей» Габриэля позиционируется в трёх точках: в центре (поз.1), в левом фланге (поз. 2) и в правом фланге (поз. 3).
3. Динамика. НЛО облетает нас вокруг против часовой стрелки.
"Can-Utility and the Coastliners - Can-Utilityи береговые лайнеры" - жемчужина со странным названием, шедевр написания песен. Текст песни повествует о средневековом английском короле Кануте, который, согласно легенде, пытался повелевать приливами и отливами только для того, чтобы узнать пределы своей земной власти и глупость своей гордости. Мораль сводится к классическому «голому королю», который считал себя богом. Но вскоре он умирает, и люди понимают, каким фальшивым он был.
Высокое качество музыки и инструментальной секции в середине - кульминация на стороне А пластинки. Превосходная перкуссия от Коллинза ведёт солидную ритм-секцию под мечтательными клавишными к музыкальной нирване!
1. Баланс. Да.
2. Статика. Перебор гитары в углах системы, вокал в центре; все ото всюду.
3. Динамика: микро-подвижки, следующие за дискретностью.
"Horizons - Горизонты" - прекрасным пример мастерства Хакетта, его игры на классической гитаре, призванный успокоить уши слушателя короткой вещью перед magnum-opus.
1. Баланс. Да
2. Статика. Гитара удивительным образом «размазана» по всем каналам с реверберацией и задержкой, дающими эффект акцентирования то в одном, то в другом канале. Простое копирование сигнала в каждый угол такого эффекта не дало бы.
3. Динамика. Нет.
"Supper's Ready - Ужин готов" - великолепная, умопомрачительная 23-минутная сюита начинается с достойного старта. Это вещь, которую многие поклонники Genesis называют своей любимой за всё время, и это заслуженно! Но, как и во многих сложных проговых произведениях, её истинная форма раскрывается только после многих добросовестных прослушиваний.
"Ужин готов" на самом деле не одно произведение, а 5 пьес и 2 вариации. При этом основная тема из 1-й пьесы иногда используется повторно, чтобы создать ощущение непрерывности, а музыка из "The Guaranteed Eternal Sanctuary Man" повторно используется для "As Sure As Eggs Is Eggs".
Так о чём же сей шедевр?
Длинная эпопея прочно основана на книге Откровений. Он открывается "Прыжком влюбленного", ещё одной эфирной акустической вещицей Хакетта. Несколько наложенных гитар создают своего рода эффект эха. Эта часть песни вдохновлена реальным опытом Габриэля, который находился на странном чердаке в доме своей тёщи (как полагают). Он и его жена (или подруга, одно из двух) почувствовали странное присутствие и почувствовали себя так, словно перенеслись в другой мир. В песне двое влюбленных попадают в другой мир после странного переживания, в котором они видят "шестерых святых, закутанных в саваны", и "вокруг их тел образуется дистанция".
После короткой, навязчивой интерлюдии "The Guaranteed Eternal Sanctuary Man" (GESM) превращается в полноценную песню. Влюблённые оказываются в деревне, где живут две главные личности: доброжелательный фермер и "пожарный, который присматривает за огнём". Первый - это метафора на Иисуса Христа, а второй - мошенник, Антихрист. Он заставляет других продавать ему свою душу, подписывая договор аренды и гарантируя спасение. Влюбленные тоже обмануты и подписываются на его "услуги". Музыка замолкает, и звучит странная детская песенка, обещающая держать змею в "уюте и тепле".
Влюблённых выводят на поле битвы, чтобы сразиться во имя GESM в саркастически озаглавленной "Эхнатон, Ицакон и Их Банда Весельчаков". В этой части Хакетт исполняет отличное гитарное соло, в котором он использует постукивания (теппинг) до Эдди Ван Халена. Битва ведётся, и зло, по-видимому, победило. Войскам GESM приказано праздновать, но влюбленные ускользают, чтобы найти большую гору мёртвых в "Как я смею быть такой красивой?" Они находят плато, на котором молодой человек, приговорённый к смерти, сидит, прикованный к бассейну с водой. Музыка мучительно медленная, и только медленный синтезатор отделяет нас от полной тишины. Однако тишина грубо прерывается после того, как Габриэль вопрошает: "Цветок?"
Теперь влюбленных уносит в бассейн, в странный мир, в котором все постоянно и беспорядочно меняется по первому свистку. Музыка безумна, напоминая «Битлз» в их самых странных безумствах. Это движение не имеет никакого отношения к связи песни с книгой Откровения вообще. Это почти, как если бы это было брошено, чтобы сбить нас с толку... и так оно и было. Текст песни в конце части, кажется, издевается над слушателем, сбитым с толку тем, что он слышит. Рассказчик соглашается просто продолжить, говоря: "Мы закончим со свистом и закончим с треском, и все мы поместимся на своих местах".
Следует еще одна интерлюдия, очень похожая на гитару и флейту в "Лестнице в небеса". Интенсивность аранжировки неуклонно нарастает по мере добавления рожков, и вступает резкая гитара, чтобы начать "Апокалипсис в 9/8". Влюблённые возвращаются в наш мир как раз вовремя, чтобы стать свидетелями апокалипсиса Святого Иоанна в самом разгаре. GESM расчистил путь для возвышения сатаны в отсутствие влюбленных, и началась финальная битва между добром и злом. Длинное соло органа, наложенное на странный ритм 9/8, начинается по мере того, как идет битва. Затем мы слышим репризу "Прыжка влюбленного", когда звонят колокола, возвещая об окончании битвы. Добро, конечно, победило, и влюблённым разрешили вернуться домой.
"Так же точно, как яйца - это яйца" повторяет "Гарантированное вечное святилище" в эпическом эпилоге. Человечеству, так же, как и влюблённым, было позволено "вернуться домой". Небеса широко открыты.
"Ужин готов", вероятно, является одной из лучших английских прог-композиций всех времён.
1. Баланс. Да.
2. Статика. Полное инструментальное окружение. Вокальные пачки в тылах.
3. Динамика. Подвижки вокалов, меллотрона, электрогитары в тылах.
Выводы.
1) По нашему департаменту (5.1): инженер применил тактику равномерного заполнения инструментами всех каналов системы, что является оправданным для столь богатой аранжировки альбома. 10 баллов за всё.
2) По части значения «Фокстрота» для арт-рока и мировой рок-музыки:
- Если у вас есть своя копия этого альбома, то я настоятельно призываю вас в ближайшее время вновь испытать его ошеломляющее мастерство!
- Если вы никогда не слышали этот потрясающий диск, но любите классический прогрессивный рок, вы не можете сделать ничего лучше, чем купить многоканальную копию.
«Фокстрот» остаётся неотъемлемой частью любой коллекции прог-рока, я бы даже сказал, краеугольным камнем - одним из первых, что нужно купить, если вы новичок в проге, и одним из тех, что нужно приобрести, если вы занимаетесь этим какое-то время.
А мы идём дальше: дальше – больше музыки «Дженезис» с 5.1.
Другие мультиканальные (5.1) диски из науки о Genesis – дженезисоведения и всего святого семейства:
Genesis "Trespass" DTS, SACD 5.1: Вторжение, прорыв и победа
Genesis "Wind & Wuthering" SACD, DTS 5.1: Обречённый ветер
Steve Hackett "Voyage Of The Acolyte" DTS 5.1 up-mix: Вояж, вояж… или Чудеса техники
Genesis "Duke" SACD, DTS 5.1: Недопонимание
Tony Banks "A Curious Feeling" DTS 5.1: Просто из чувства любопытства
Genesis "The Lamb Lies Down On Broadway" SACD 5.1: Лебединая песня №1
Squackett "A Life Within A Day" DTS 5.1: 2 в1 = Yes + Genesis
Genesis "...And Then There Were Three..." DTS, SACD 5.1: И тогда их осталось трое
Genesis "Nursery Cryme" DTS, SACD 5.1: Наша музыкальная шкатулка
Σ = 10
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0.
2 = то же, что и стерео 2.0.
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Pink Floyd "Atom Heart Mother" Blu-ray 4.0: Quadra-тная корова
Tony Banks "A Curious Feeling" DTS 5.1: Просто из чувства любопытства
The Alan Parsons Project "Ammonia Avenue" Blu-ray: По аммиачной дороге от 2.0 к 5.1
David Gilmour "On An Island" DTS 5.1: на острове не для всех.
Andy Jackson "73 Days At Sea" DTS 5.1: Море в домашних условиях
Alan Parsons "The Secret" DVD 5.1: Секреты старого мастера
Tony Banks "A Curious Feeling" DTS 5.1: Просто из чувства любопытства
Gentle Giant "The Power And The Glory" Blu-ray 5.1: Мощь и слава многоканала!
Yes "The Yes Album" Blu-ray 5.1: что будет, если найти себя
"Chicago Transit Authority" DVD, Blu-ray 4.0: Quadra-тный "Чикаго 1"
Steven Wilson "4 1/2" Blu-ray 5.1: Уже не 4, ещё не 5
Steven Wilson "To The Bone" Blu-ray 5.1: Упорство и усталость
Анонс новинок № 8 – декабрь ’21 + январь ‘22 с 5.1: Jethro Tull, Porcupine Tree, Alan Parsons
Marillion "Script For A Jester’s Tear" Blu-ray 5.1: Шут наплакал
Anathema "The Optimist" Blu-ray 5.1: Нарочитый оптимизм
Marillion "Script For A Jester’s Tear" Blu-ray 5.1: Шут наплакал
Porcupine Tree "Fear Of A Blank Planet" MLP 5.1: Недетские проблемы
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!