Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребёнка и подготовленности его к обучению в школе.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика является важным инструментом для развития ребёнка и его подготовки к школе. Она состоит из специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата и развитие подвижности и точности движений органов, участвующих в процессе речи.
Значимость артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Эти занятия помогают не только научить ребёнка правильно и чётко произносить звуки и слова, но и:
· улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
· повысить подвижность артикуляционных органов;
· укрепить мышцы языка, губ и щёк;
· обучить ребёнка поддерживать определенные артикуляционные позы;
· расширить амплитуду движений;
· снизить напряжение артикуляционных органов;
· подготовить ребёнка к правильному произношению звуков;
· развить гибкость органов речевого аппарата.
Занятия артикуляционной гимнастикой на постоянной основе способствуют тому, что многие дети могут научиться говорить чисто и правильно самостоятельно без помощи логопеда.
Для достижения чёткого произношения необходимы сильные, упругие и подвижные органы речи ‒ язык, губы и мягкое нёбо. Все эти органы состоят из мышц, которые могут быть тренированы так же, как мышцы рук, ног и спины. Даже если ребёнок ещё не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы речевых органов и создать основу для ясного произношения звуков.
Занятия гимнастикой органов речи являются важным этапом в формировании звуковой артикуляции. Артикуляционную гимнастику с ребёнком следует проводить ежедневно, желательно два раза в день ‒ утром и после прогулки во второй половине дня. При этом взрослому важно быть терпеливым, спокойным и ласковым.
На начальном этапе упражнения следует выполнять медленно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться двукратным выполнением каждого упражнения, главное ‒ качественное выполнение. Постепенно количество повторений можно увеличивать до 10-15 раз.
Когда ребёнок научится правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Если у него возникают трудности с каким-либо движением, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем помогите поднять ребёнку язык.
Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем, шоколадом или мёдом в зависимости от того, что любит ваш ребёнок. Занятия нужно проводить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь в них любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».
И помните, что главное в занятиях ‒ их регулярность!
#Эксперты1158 #СоветыЛогопеда #ДошкольноеРазвитие #АртикуляционнаяГимнастика