Найти тему
Светлый путь. Рассказы

Радость. Начало

Тихон вскочил от громкого, прямо под ухом сигнала, принялся искать очки на полке. Телефон специально положил рядом, ждал важного звонка и сейчас стал суетливо нажимать кнопки.

"Вам зачислен перевод от Игоря Тихоновича".

Он разочарованно снял очки, с минуту повертел их в руках и убрал в футляр. Вздыхая, принялся искать тапочки под кроватью, под нос бурчал слова возмущения и недовольства, словно репетировал их, подглядывая в телефон как в шпаргалку.

-Настя! Ты где?

Ловко и быстро пошаркал по длинному коридору, толкнул дверь комнаты и заглянул внутрь - жена как обычно, сидела напротив телевизора, без каких-либо эмоций смотрела новости.

-Настя, опять свои новости глупые на всю громкость слушаешь! Не слышишь, что зову? Игорь перевод прислал, вот пришло сообщение.

Мужчина показал супруге телефон, будто бы она не поверит ему или найдет ошибку в его словах, скажет, что он всё напутал.

-Чего мне тыкаешь в лицо, всё равно не вижу без очков. Прислал и прислал, что поделаешь? Не приедет значитца...

-Не приедет, получается... Иначе бы не прислал. Что за привычка!

Плечи его опустились, злость сменилась тоской и обидой, теперь уже медленно и вяло поплелся обратно в свою комнату - этим летом старший сын не приедет.

Тихон и Настя уже несколько лет жили по отдельным комнатам, в разных углах дома, благо площадь позволяла, и иной раз за весь день они могли встретиться всего пару раз, на кухне, во время приёма пищи.

Жизнь они прожили неплохо, всякое бывало, но семью сохранили, двоих сыновей вырастили, отгрохали большой дом, в тайне надеясь, что один из сыновей станет с ними жить на старость лет.

С самого начала держали скотину, двух коров, свиней, птиц всякого пошива - утки, куры, индюки, бывало и куропаток диких, уж больно Тихон любил курочкам чужие яйца подкладывать, а потом наблюдать, как несушка как ни в чем не бывало растит диких утят или степных куропаток, развлекался мужик.

Сыновья получились хорошими ребятами, толковыми - старший, Игорёк, ласковый, как теленок - и звонил по два раза в день, даже когда женился, мамку с папкой радовал, хоть и жил в городе, но заезжал часто, гостинцы привозил, обнимал то и дело, целовал, хвалил мамину стряпню и отцовскую новую теплицу. После его приезда, словно светлее становилось на душе у Тихона.

Он уж потом сокрушался, что сынок шибко умный уродился, болтливый, позвали его вместе с семьей в далёкий город Питер и квартиру дали и детишек в садик сама контора пристроила, вот какой толковый парень! Соседям по участку говорил по несколько раз, хвалился, немного приукрашивал для красного словца.

-В Ленинград Игорька позвали, говорят редкий специалист! Обещал нас туда свозить, а потом и вовсе забрать к себе!

Хоть и гордился сыном, а в душе, к своему стыду, особой радости не было - кто знает, как часто он сможет навещать родителей...

Младший Ваня тоже был неплохим человеком - руки откуда надо выросли, всё умел, и дом сам себе построил в соседнем поселке и машины любые чинил у себя в гараже, двор облагородил как в кино получилось красиво - уложил плитками все дорожки.

К родителям приезжал строго по воскресеньям, выпивал чашку чаю с сахаром, пробегался глазами по двору, в поисках поломки или другой какой неисправности, если надо чинил, помогал отцу и уходил к себе домой, с бутербродами в пакете, что сготовила ему Настя.

Всё делал Ванька как полагается, не придерешься, но почти без слов - как немой кивал головой, над шутками отца не смеялся. Молча приходил, молча уходил. Тихон иной раз специально его злил, чтобы хоть как-то увидеть от него характер, а Настя ругалась на мужа, украдкой плакала, переживая за сына.

-Не нервируй мальчика, Тихон! И так один как перст живет на окраине села. Как он себе женщину найдет с таким характером-то? Бабы до слов ох как охочи! Разве что глухонемая согласится...

-Её тоже надо найти, сама не явится поди.

Настя еще больше огорчалась словам мужа, выходила в огород собирать ягоды и вслух продолжала причитать над судьбой младшего сына...

Скотину решили продать, когда у обоих стало подводить здоровье - Настя страдала с почками, давлением, а Тихон мучился со спиной и ногами. Иной раз так припирало обоих, что и чаю себе налить не хватало сил, не то что коров доить и тюки с сеном тягать на крышу сарая.

Ванька приходил, конечно, на помощь, но дал понять, что времени у него нет со свиньями возиться или коровам титьки дергать, тут даже голос прорезался.

-Баловство. Не нищие, с голоду не помрем. И так уже всё своё здоровье на них оставили. Вон, куры пусть бегают по двору, а остальное никому не сдалось. Сейчас в супермаркетах всё есть. Продавайте.

Обидно было старикам такое слышать - всё же молоко, сметана, творог, всегда свои были, жирные вкусные, и мясо, считай каждый месяц детям откладывали, парное, не магазинную химию. Думали большое дело делают, важное, а тут вон как оказывается, баловство это, даже старший идею поддержал, негодник, сам же в прошлый приезд по литру молока в день лопал!

Дулись на детей, да деваться некуда было, сбагрили всё свое хозяйство почти, только кур с десяток оставили, чтобы совсем уже пусто не было на дворе.

Примерно в то же время Тихон переехал в комнату Игоря, перетащил свою подушку, одеяло, приладил себе там телевизор. Такое решение принял после бессонных ночей - спина ныла, ногам покою не было, вертелся, крутился, да ушел под утро.

-Пойду я Настя там спать, боюсь шевельнуться, тебя разбудить. Так хоть один из нас выспится.

Так и остался там, уже пятый год, вроде и привыкли - каждый по своим углам, своими делами занимается, кто газету читает, кто телевизор смотрит.

Удобно.

Тихон теперь больше теперь на огороде один швырялся, теплицу построил, грядки ровные, все по ниточке, как на выставку у него, жену к процессу не пускал, вытеснил. Раньше всё вроде вдвоем делали, дел невпроворот было, а сейчас только огород и остался.

-У тебя неровно получится, вкривь и вкось. Ты иди варенье на кухне делай, закрутки свои.

Настя первое время спорила, ругалась с мужем, но за лето весь погреб под завязку разными консервами заполняла - уж каких только помидор там не было и в масле и с укропом, а салатов видимо-невидимо! Варенье красовалось на полках как с картинки - ягодка к ягодке, яркие, сочные на вид. Старший сын ругал по телефону, младший картинно вздыхали, мол какие родители старомодные.

-Сейчас это уже не модно..

Старики кивали, соглашались, но наперёд знали - в мае полки останутся пустые, а начнут расходиться ближе к ноябрю, когда душа запросить чего-то теплого, родного, сладкого или кислого. А уж младший и вовсе по две банки огурцов таскать начнет, с картошкой, селёдкой - милое дело!

А потом Настя потухла вдруг, как руки опустила - варенье делать перестала, компоты, соленья - всё забросила. Лежала целый день у телевизора, смотрела всё подряд, особенно новости на злобу дня.

Тихон, помнится раньше, когда ходил рыбачить, соберет с десяток утиных яиц возле водоема, подложит крице своей и радуется как ребенок, что все десять вылупились, ходят за приёмной мамой, как путные. С криками радости бежал в дом, звал Настю посмотреть, та ворчала, но бросала все дела, бежала за ним прямо в домашних тапочках.

-Ах ты безобразник! Колобродник окаянный! Уже сколько годков, а всё детство в одном месте играет, лучше бы делом занялся.

Сама ругалась, но при виде утят умилялась, становилась похожа на девочку, прижимала руки к груди и чуть не плакала.

-Ах ты боже мой! Ути-ути мои. Ты им воды налей, да посади в клетку большую, утащит же детей вороньё!

Сама потом ходила смотреть за ними украдкой, улыбалась своей рыжухе, как та не подмечая обмана, искренне считала утят своими родными цыплятами.

-Вот так дорогуша, чужих детей не бывает! Умничка моя.

Это было лет пять назад, а сейчас Настя совсем сдала- появились новые болячки, совсем ушла радость от неё, ничем не мог удивить жену Тихон, даже то что груша, привитая им впервые в жизни, пошла этой весной весёлыми листочками, не тронула женщину, она просто кивнула и ушла к себе, не пожелав посмотреть на творение мужа.

Тихон потом уже и бросил совсем делиться с ней, чтобы окончательно не затосковать самому, ходил по двору, огороду ,с собакой гулял по селу целый день, вечерами ужинал нехитрой едой и в своей комнате читал газеты.

Ждал старшего сына на летний отпуск, да этот перевод совсем выбил из колеи, расстроил старика, подчеркнул его одиночество, пустоту, напомнил почему-то, о старости. Каждый раз, когда брал телефон, вспоминал о сыне, повторял одно и тоже.

-Зачем мне его деньги, лучше бы сам приехал...

Не успел переварить новость о том что Игорь не приедет, как Настя начала творить странные вещи - утром, еще до завтрака зашла к нему в комнату в нарядной блузке, аккуратно причесанная и почти шепотом попросила его одеться.

-Ты чего в трусах ходишь, оденься? Кругом важные люди, во всех комнатах сидят на собрании. Ты не знаешь зачем они к нам пришли?

По тому, как серьезно она говорила, Тихон понял - дело совсем плохо...

Продолжение следует тут...

А пока предлагаю вам прочитать вот такую необычную историю.

Устроила
Теплый день. Рассказы4 июля 2023