После черепно-мозговой травмы жизнь перестает быть прежней. Травма головы часто приводит к повреждениям не только костей черепа, но и головного мозга, мозговых оболочек, сосудов и черепно-мозговых нервов. Человек может потерять, порой, даже самые простые навыки. Поэтому одна из задач реабилитации – это помогать пациентам, которые после травмы не могут сидеть, ходить, переворачиваться, держать баланс, глотать, говорить, одеваться, есть, позвонить или написать сообщение.
С чего начинается реабилитация?
Если реабилитацию начать вовремя, первых поставленных целей можно добиться уже с начала курса.
Реабилитация больных с черепно-мозговой травмой начинается с обучения простым навыкам самообслуживания. Успех во многом зависит от правильно подобранной программы реабилитации, фундаментом которого будут запросы и потребности пациента и его родственников.
Кто в команде?
В реабилитации пациента с черепно-мозговой травмой участвует врач физической реабилитационной медицины, специалист по физической терапии, логопед, специалист по эрготерапии, клинический психолог и нейропсихолог, медицинская сестра.
После поступления в стационар пациента осматривает врач физической и реабилитационной медицины. Он собирает информацию о состоянии пациента, с которыми будет работать мультидисциплинарная команда, и устанавливает наличие у него соматических проблем, чтобы определить необходимость дополнительной консультации профильного специалиста.
Когда пациент плохо говорит или не говорит совсем, испытывает проблемы с глотанием, логопед определяет упражнения для восстановления, подбирает консистенцию еды, обучает родственников тому, как правильно его кормить. Чем раньше приступить к выполнению упражнений, тем лучше будет результат. Практика показывает, что уже в первые дни реабилитации, пациент научится отвечать «да» или «нет», пусть даже простым кивком головы, сможет сказать своё имя или справится с пересказом коротких текстов.
Над избавлением боли и спастики работает физический терапевт. Он трудится над восстановлением движений пациента, которые оказались ограничены из-за травмы. Когда движениям мешает спастика, он подыскивает удобное положение, чтобы снять напряжение и подбирает ортез. Пациенты тренируются на тренажерах, которые помогают вертикализации, делать шаги, подниматься и спускаться по лестнице. Иногда занятия проходят в воде.
Специалист по эрготерапии учит приспосабливаться к окружающей среде. Важно, что эрготерапия начинается с подбора занятия, которое поможет пациенту быстрее восстановиться. Это может быть дело, которым он увлекался до болезни. Занятие для души вдохновляет и придает ему сил. Кроме того, хобби оказывается полезным при выполнении различной рутинной работы.
Медицинская сестра обеспечивает круглосуточное наблюдение, выполняет назначения врача, проверяет состояние пациента и следит за появлением осложнений.
Почему важна работа психологов?
Большой пласт работы в реабилитации пациентов после тяжелой черепно-мозговой травмы ложится на клинических психологов и нейропсихологов. Потому что помимо депрессии у пациентов развивается неглект, пространственная агнозия, нарушение схемы тела и т. д.
Пациент прекращает удовлетворять свои жизненно важные потребности из-за того, что не может обеспечить их самостоятельно. Он перестает различать предметы в пространстве, путает цвета, не узнает знакомых, у него нарушается адекватное восприятие своего веса, размеров различных частей тела.
Детали реабилитации
Большинство пациентов с черепно-мозговой травмой – молодые люди, для которых гаджеты и мобильный телефон были неотъемлемой частью жизни. Поэтому в реабилитации здорово помогает телефон. Когда он попадает в руки к пациенту, срабатывает мышечная память и человек начинает вспоминать как им пользоваться, вспоминает и другие важные навыки.
По словам врачей, молодые люди с черепно-мозговыми травмами вылечиваются быстрее, чем люди с заболеваниями головного мозга. В большинстве случаев они возвращаются к полноценной активной жизни. Поэтому не стоит недооценивать значение реабилитации, она в прямом смысле ставит человека на ноги.