До Второй мировой войны в Чехословакии была одна из самых развитых в мире автомобильная промышленность – с обилием производителей, моделей и завидным богатством собственных технологических и конструкторских решений.
Конечно, кардинальные изменения произошли после войны. Сначала в апреле и мае 1945 года бомбардировщики союзников практически уничтожили заводы «Шкода» в Пльзене и Млада-Болеславе.
Хотя в то время они производили военную технику для немцев, два завода до сих пор щадят, потому что они находятся в опасной близости от населенных пунктов и высок риск жертв среди гражданского населения. Весной 1945 года война подходила к концу и стало ясно, что продукция двух заводов не сможет попасть на фронт. Решение о наступлении на Пльзень 25 апреля было политическим — чтобы машины и технологии не попали в руки советских войск . В Пльзене погибло только шесть фабричных рабочих, но неправильно направленные бомбы разрушили 335 домов и убили еще 67 мирных жителей.
Еще более спорным является бомбардировка Млада-Болеслава, осуществленная 9 мая — практически через сутки после капитуляции Германии. Город является важным транспортным узлом, здесь сосредоточено много немецких военных. Оправданием нападения было то, что они не выполнили условия капитуляции. Погибло 500 человек, из них 150 мирных жителей Чехии, а завод «Шкода» был разрушен.
По правде говоря, это не совсем новая модель, а просто сильно модернизированный автомобиль 1930-х годов. В движение его приводит 1,1-литровый двигатель мощностью 32 лошадиные силы (для сравнения, двигатель москвича при том же объеме выдает всего 23 лошадиные силы).
Tudor не совсем массовая модель: сырья не хватает, и даже в уже социалистической Чехословакии (после 1948 года) рядовой гражданин не может и мечтать о собственной машине. В 1952 году, например, было зарегистрировано всего 53 частных автомобиля . Часть продукции идет армии государственных и партийных чиновников, но львиная доля - до 90% - идет на экспорт для обеспечения государства конвертируемой валютой. Именно поэтому у Skoda 1101-1102 столько модификаций: кабриолет, трехдверный универсал и даже родстер.
В 1952 году модельный ряд был обновлен Skoda 1200 — первой моделью с цельнометаллическим кузовом, тогда как у Tudor он был частично деревянным. Мотор выдает уже 36 лошадиных сил, а в Skoda 1201 – целых 45 лошадей. Комбинированные версии 1202, производимые во Врахлабах, экспортируются во все соцлагеря, включая Болгарию, в качестве машин скорой помощи. Никто больше в Восточном блоке до сих пор не производит автомобили такого типа
Во второй половине 1950-х годов, после краха сталинизма и культа личности, в Чехословакии начался видимый подъем - как духовный, так и промышленный. Его яркое отражение в Skoda — новая модель 440. Изначально она называлась «Спартак», но потом от названия отказались — чтобы не звучало слишком революционно для потенциальных покупателей на Западе. Первая серия была со знакомым мотором 1,1 литра на 40 лошадей, затем появился вариант 445 объемом 1,2 литра и мощностью 45 лошадиных сил. Это также первый автомобиль, получивший название Skoda Octavia.
Опять же, ориентированные на экспорт чехи предлагают самые разнообразные формы – есть седан, есть трехдверный универсал, есть даже элегантный родстер с мягким и жестким верхом под названием Felicia. Есть и более спортивные варианты с двумя карбюраторами — с ними 1,1-литровый двигатель выдает 50 лошадей, а 1,2-литровый — 55. Максимальная скорость подскакивает до 125 км/ч — хороший показатель для эпохи с таким небольшим рабочим объемом. объем.
В начале 60-х годов завод в Млада-Болеславе был коренным образом реконструирован и начался выпуск совершенно новой модели с задним расположением двигателя - Шкода 1000 МБ (от Млада-Болеслав, хотя в болгарском автомобильном фольклоре она также известна как " 1000 маленьких белых" ). Но задний двигатель и универсал — не очень удачное сочетание, поэтому производство старой Skoda Octavia Combi продолжалось до начала 1970-х годов.