Каркасная или самонесущая конструкция? Эта дилемма мучила автопроизводителей почти 100 лет — с тех пор, как Lancia впервые экспериментировала с конструкцией монокока в своей Lambda (1922 г.), а затем Citroen представила ее в своем Traction Avant (1934 г.). Постепенно две основные философии в автомобилестроении нашли свои ниши – самонесущая конструкция для автомобилей, рама для более серьезных внедорожников и пикапы, предназначенные для перевозки тяжелых грузов.
Но вторжение кроссоверов изменило этот хрупкий баланс. Все больше моделей внедорожников стали отказываться от рамы в пользу монокока, и на сегодняшний день он остается только у некоторых последних могикан.
Если вам интересно, в чем разница между ними, вот кратко : в рамных автомобилях есть отдельное шасси, которое несет подвеску и весь вес, и на котором установлены двигатель и кузов. В самонесущей конструкции, как следует из названия, подвеска и весь вес несет сам корпус.
Рамная версия может выдерживать больший вес и тянуть больше, и лучше подходит для бездорожья из-за большей устойчивости к поперечному кручению. Однако именно эти качества ухудшают поведение на обычных дорогах, да и вес больше . Кроме того, автономные автомобили имеют больше площадей для поглощения энергии при ударе и поэтому более безопасны. Вот почему каркасные модели из года в год сокращаются. Мы отобрали самые популярные, которые еще есть в продаже — но не считая пикапов, где наша рама как минимум не подвергается опасности.
Сузуки Джимни
Каркасный автомобиль не обязательно должен быть гигантским монстром. Привлекательный Jimny опирался на колонную раму в течение четырех поколений, с 1970 года по настоящее время, и в то же время предлагает завидно компактные размеры - нынешнее поколение имеет длину от 3,55 до 3,65 метра, в зависимости от типа бампера. Именно это делает японский автомобиль таким способным внедорожником.
Четвертый Джимни доступен только с одним двигателем — бензиновым безнаддувным 1,5.
Интерес огромен и на большинстве рынков, включая Болгарию, машину ждут уже больше года. Пока неясно, как новые европейские требования по выбросам повлияют на продажи. Не исключено, что Suzuki отзовет Jimny из Европы — и это будет очень печально.
Тойота Секвойя
До недавнего времени совершенно неизвестная по ту сторону океана
Разработанный полностью для Соединенных Штатов, Sequoia на самом деле является чуть более цивилизованной версией пикапа Tundra. В настоящее время это самый большой легковой автомобиль, производимый Toyota. Весит он почти три тонны, а значит, динамические качества, несмотря на мощные двигатели, довольно посредственные. Но в нем достаточно места для восьми пассажиров. .
БМВ и8
Когда мы слышим «рама», мы обычно представляем себе жесткого, неповоротливого монстра 4x4. Но на самом деле вариант с такой конструкцией использует один из самых футуристических спорткаров на рынке — BMW i8.
Эффектный баварский гибрид разгоняется от 0 до 100 км/ч всего за 4,4 секунды, столько же, сколько Lamborghini Gallardo, и мы не раз имели удовольствие воочию убедиться в его ездовых качествах.
Это связано с оригинальной конструкцией с несущим каркасом, в который встроены батареи. Однако сделан он не из стали, как в большинстве других моделей в нашей подборке, а из специального алюминиевого сплава. Корпус на нем сделан из углеродного композита, поэтому он компенсирует вес аккумуляторов и электродвигателя.
Мерседес-Бенц G-Класс
Во время работы над долгожданным новым поколением G-класса в Штутгарте ходили упорные слухи, что инженеры могут прибегнуть к самонесущей конструкции, как и у других внедорожников Mercedes. Но машина осталась верна своим военным корням и по-прежнему наступала на раму.
Немецкие инженеры прибегали ко всевозможным ухищрениям, чтобы обеспечить более комфортную езду, но G-класс по-прежнему раскачивается в поворотах и достаточно шумен на трассе. Но ничто не мешает ей сбиться с пути. Особенно с V8 и 416 лошадиными силами под капотом.
Кадиллак Эскалейд
Это американская модель, которая официально доступна только на нескольких европейских рынках, и Болгария не входит в их число. Тем не менее, с ним можно мериться на улицах – размеры и комфорт делают его привлекательным для некоторых людей, и уж никак любимый автомобиль американских рэперов не может не вызвать здесь некоего сантимента.
В сегменте роскошных внедорожников европейские конкуренты уже давно полагаются на самонесущую конструкцию. Но даже следующее поколение Escalade, которое поступит в продажу этой осенью, остается на раме, и вряд ли это изменится в ближайшее время. Покупатели могут выбирать между 3-литровым дизелем мощностью 277 лошадиных сил и 6,2-литровым двигателем V8 мощностью 420 лошадиных сил. Новое поколение также будет поставляться с полностью цифровыми приборами и зеркалами.
Линкольн Навигатор
Еще одна американская модель, пользующаяся определенной, хоть и нишевой, популярностью в Европе. Сегодня Navigator практически технологически идентичен более пролетарскому Ford Expedition, но с чуть более роскошным интерьером.
Эти две машины — единственные рамные модели в линейке Ford, если, конечно, не считать пикапы. Вскоре к ним присоединится возрожденный Ford Bronco.
Джип Вранглер
Существенных изменений в философии здесь мы не ожидаем в ближайшее время - и слава богу. В глубине души Wrangler остается очень близким к памятному джипу Willys, созданному для армии США во время Второй мировой войны и положившему начало всей этой истории внедорожников.
Сегодняшний Wrangler, конечно, куда более навороченный — с современной информационной системой, массой удобств и даже мягкой гибридной системой в качестве опции. Но днище остается старой доброй рамой, позволяющей без забот атаковать любую местность.
Тойота Ленд Крузер
Когда речь заходит об автомобилях с несущей рамой, это, наверное, первое, что приходит на ум. Спустя 11 поколений Land Cruiser остается классикой, предлагая приятное сочетание надежности, внедорожных возможностей и довольно неплохого комфорта. Некоторые вещи, вроде мультимедиа, напоминают, что этому автомобилю уже 11 лет. Но долгожданное новое поколение это исправит.
В США и на некоторых других рынках (например, в России) вы можете приобрести Land Cruiser с более блестящей решеткой радиатора и чуть более благородной эмблемой с надписью Lexus LX. Между двумя автомобилями практически нет технологической разницы.
БМВ i3
Первый экологически чистый электромобиль BMW также опирается на алюминиевую раму, аналогичную гибриду i8. Это, а также отсутствие двигателя внутреннего сгорания позволяют ему предлагать гораздо больше места, чем другие модели с аналогичной длиной (3,99 м).
Модельный ряд i3 уже подходит к концу, и компания намекнула, что он не получит нового поколения, а будет заменен целым рядом новых электрических моделей. С другой стороны, BMW представила свою новую модель платформы на водородных топливных элементах, в которой используется аналогичная конструкция.
Инфинити QX80
Почти все пикапы, представленные на рынке США, также имеют версии SUV (вероятно, потому, что широкие и комфортные дороги США компенсируют плохую управляемость таких моделей). Именно так обстоит дело с Infiniti QX80, который на самом деле является более блестящей версией Nissan Titan — самой дешевой рабочей лошадки на рынке США.
В Европе этот автомобиль выглядит не очень заманчиво, потому что много тратит, плохо проходит повороты, да и мультимедия у него совсем отсталая. Не говоря уже о том, что за гораздо меньшие деньги можно получить практически такой же автомобиль под названием Nissan Armada. Однако QX80 также встречается на болгарских дорогах, особенно среди русской диаспоры в Созополе и Святом Власе.
Chevrolet Tahoe, GMC Yukon, Toyota 4Runner...
Когда мы говорим, что каркасные модели исчезают, мы должны добавить — кроме США. Америка остается страной больших пикапов, которые, разумеется, на несущей раме. И у каждого из этих пикапов есть «гражданская» версия внедорожника, в которой вместо грузового отсека вы найдете просторное купе на 6-8 пассажиров. Подобные модели — это Chevrolet Tahoe и Suburban, GMC Yukon, Toyota 4Runner и еще не менее десятка. Причина, по которой мы не упоминаем их здесь более подробно, заключается в том, что они очень редки за пределами Северной Америки.