Найти в Дзене
Психолог Таня Заяц

СИНДРОМ ХОРОШЕЙ ДЕВОЧКИ ИЛИ ХОРОШЕГО МАЛЬЧИКА.

Оглавление

После прочтения этой статьи вы поймёте, что "ХОРОШИЕ" мальчики и девочки – это не круто и не романтично! Хорошие мальчики и девочки – это травмированные и разрушенные личности.

В этой статье подробно разберём природу "ХОРОШЕСТИ" и негативные последствия, которые за собой ведёт данное явление. Вы узнаете от чего страдают "хорошие" мальчики и девочки. К чему приводит желание быть правильным, хорошим и постоянная попытка заслужить любовь.

Можно подумать, что некоторые дети просто рождаются хорошими, это их природная сущность. Как бы не так! В действительности всё абсолютно не так! Каждый ребёнок рождается с набором определённых генетических особенностей: физические и интеллектуальные данные, таланты, предрасположенности, черты характера, темперамент, эмпатия, эмоциональный интеллект и тд. Генетика человека формирует личность и направляет по жизни, но это только часть. Остальное зависит от социального воздействия, которое оказывает на ребёнка семья и среда.

То, кого принято называть хорошим человеком – не было создано генетически, это было создано обществом. Хороший человек – это жертва. Он – удобный, безопасный, безотказный, добрый (готовый отдать последнее). С хорошим человеком легко взаимодействовать. Хорошим человеком легко управлять. Он не опасен, он никогда не даст сдачи. Хорошего человека легко юзать.

"Хорошие" мальчики и девочки – это травмированные и разрушенные семьей личности!

Причиной синдрома "хорошести" – является деструктивная семья.

Когда говорится про деструктивные семьи, имеются в виду не только родители-алкаши, наркоманы, токсикоманы, игроманы, сюда также входят и родители-трудоголики, инфантилы, матери/отцы одиночки или родители с нарушениями психики (это может быть биполярное расстройство, шизофрения, депрессия, истерия, нарциссизм, психопатия, пограничное расстройство личности, посттравматическое стрессовое расстройство и тд.).

Каждый из родителей (мама и папа) имеют определенные функции и задачи, направленные на личностный рост и развитие ребёнка. Если эти функции и задачи смещаются, игнорируются, перекладываются или не выполняются – это плохо сказывается на ребёнке, деформируя его личность.

Деструктивная семья – это та семья, в которой неправильно распределены роли и задачи, что приводит к деформации личностного развития ребёнка.

"Хорошие" мальчики и девочки – это апельсинки, которые рождаются в семье осинок.

Родители не понимают или не могут понять (по вышеописанным причинам), что их ребёнок другой, не такой, как они. Он более чувствительный и нуждается в близком эмоциональном контакте. Вместо принятия и закрытия потребностей ребёнка (как это происходит в здоровых семьях), в деструктивных, родители начинают перекладывать свою ответственность на ребёнка, игнорировать, обесценивать, менять, критиковать, требовать, сравнивать с другими детьми, высмеивать, унижать, оскорблять, газлайтить, обижать, эмоционально и физически издеваться, запугивать, винить, стыдить, внушать чувство долга и тд.

-2

Что чувствует ребёнка, растущий в деструктивной семье?

№1 Излишнюю ответственность, чувство долга

Очень часто, родители перекладывают свою ответственность на детей. То есть, они просто меняются ролями и ребёнок становится заботливым, закрывающим потребности родителем для своего родителя. Это просто ужасно!

Примеры из жизни: заставляют следить за младшими братьями, сёстрами; когда нужно принимать важные решения, мнение ребёнка становится важным и решающим; родитель жалуется на жизнь, трудности, делится подробностями личной/сексуальной жизни, делая из своего ребёнка – друга или психолога; перекладывают свои обязанности в виде: готовки еды, уборки, глажки, стирки, оплаты счетов, напоминании о запланированных делах и тд.; родители внушают чувства стыда и страха, чтобы ребенок делал то, что удобно родителю (например: вел себя хорошо, не попадал в неприятности) чтобы у родителя не было никаких проблем на работе и в жизни.

№2 Чувствует себя ненормальным, не достойным, испорченным, дефективным, сломанным

Ребёнок хочет любви, тепла, нежности, признания, заботы от родителя. Но родитель не даёт всего этого (или даёт редко и мало), в основном делится эмоциональным холодом. Парадокс, чем меньше ребёнок получает любви, тем больше он её начинает хотеть. Это становится самым заветным на свете и ради этого стоит выпрыгивать из штанов. Ребёнок ошибочно полагает, что расположение и любвь можно заслужить. Он попадает в порочный круг. Чем меньше ему дают любви, тем больше он её хочет и тем больше старается стать идеальным.

№3 Одиночество, непринятие, отвержение, стыд, вина

Они живут с постоянным чувством стыда и вины. Родители напрямую или скрытно внушают, что все проблемы из-за них. А ещё, в таких семьях всегда есть общая тайна, которую нужно скрывать от других. Например: алкоголизм одного из родителей, побои, суицид одного из членов семьи, изнасилование и тд.

№4 Страх

Страх отвержения, страх неизвестности. Дети боятся расстроить или разозлить родителей, становясь зависимыми от их настроения.

Кем вырастают "хорошие" мальчики и девочки?

Вырастая, такой человек становится критичным, требовательным к себе и к окружающим. Часто это перфекционисты, которые боятся допустить ошибку и я бы ещё добавила, что они не признают своих ошибок, потому что для них это будет значить, что они не идеальны... А если они не идеальны, то их не за что любить. Отвержение и неидеальность – это самая больная точка у хороших мальчиков и девочек.

-3

В школе или универе – хорошисты, отличники, старосты, медалисты; участвуют в различных активностях, конкурсах, олимпиадах. Гордость учителей, преподавателей и родителей (правда последние особо не распространяются об этом).

На работе их характеризуют, как надежных, добропорядочных, исполнительных и ответственных сотрудников. Чаще всего это топ-менеджеры, высококвалифицированные специлисты или обычные, рядовые сотрудники.

П.С. Крайне редко это владельцы собственного бизнеса. Для того, чтобы создавать свой бизнес, нужно иметь определенную тягу к риску, а "хорошие" живут в постоянном страхе ошибок.

Коллеги сразу замечают желание быть хорошим и правильным; страх отказывать, конфликтовать и умело начинают этим пользоваться. Начальник просит задерживаться, брать больший объём работы (без повышения оплаты); коллеги просят помочь, заменить и тд.

Несмотря на хорошее образование, опыт и компетенцию, у "хороших" – заниженная самооценка (ещё бы, вы про их детство уже прочитали). Из-за низкой самооценки, им сложно заявлять о себе, проявляться и расти по карьерной лестнице. Например: если начальник на общем собрании спросит: "Кто хочет взять новую должность?", – хороший, никогда не предложит свою кандидатуру, потому что сомневается в себе. Зато потом, будет помогать коллеге, который не засцал и вызвался. При этом, хороший будет понимать, что его юзают, будет подавлять негативные эмоции, потому что всё это херня по сравнению со страхом отвержения. А кто сказал, что любовь и признание легко получить??? 🤷🏻‍♀️

Чаще всего, "хороших" считают порядочными, честными, справедливыми, доброжелательными, исполнительными, надежными и верными. С ними приятно и удобно иметь дела. Они всегда поддержат, помогут, простят.

Кстати, в отношния вступают с такими же холодными и жестокими партнёрами, как и их родители. Этот сценарий такой родной и знакомый 😭 Если не идти в психотерапию, не исцелять своего травмированного и замороженного ребёнка, то всю жизнь придётся показывать кабанам то, что лежит на верхней полке.

П.С. Исходя из физиологических особенностей, кабаны не могут поднять голову вверх, соотвественно, кабан не видит ничего, что выше его головы.

Хорошие девочки – перфекционистки, часто становятся анорексичками или булимичками. Внешний вид – важен, они должны быть идеальными, чтобы их любили; они должны всё контролировать, чтобы не совершать ошибок. Контроль еды, обжорство и вызывание рвоты, мочегонные и слабительные, изнуряющие диеты и физические нагрузки – всё это должно помочь избавиться от вины, стыда, страха, долга, но, к сожалению, это только усиливает эти чувства.

-4

Ещё, хорошие мальчики и девочки – рискуют стать алкоголиками, наркоманами, игроманами, сексоголиками, токсикоманами и тд. В возникновении любой зависимости лежит один и тот же механизм – попытка справиться с тревогой и неприятной реальностью. Хорошие – за@/1бались носить маску хорошести, быть для всех ресурсом и закрывать чужие потребности, игнорируя свои собственные. Зависимости помогают на время уйти от реальности.

П.С. Знаете, кто станет первым, кто уйдёт в виртуальную реальность??? Хорошие мальчики и девочки!

-5

Хорошие мальчики, девочки замечательное поле для физических и ментальных заболеваний. Здесь срабатывает психосоматика подавления эмоции. Болезни самые разные: начиная от кожных и аллергических реакций, заканчивая онкологией и сердечно-сосудистыми.

А ещё, когда у "хороших" появится семья, знаете, что там? Для всех вокруг они идеальные, образцовые, а дома, пиз@/ят своих детей/партнеров или эмоционально издеваются (как это делали в их детстве). Хорошие мальчики и девочки – заложники жертвенного поведения, а у жертвы всегда обратная сторона медали – агрессор. Они копят, копят, а потом взрываются.

Психологический эксперимент

«Природа любви» — название жестокого эксперимента, который был проведён во второй половине 1950-х годов.

Использовали детенышей обезьян (шимпанзе, макак), потому что они имеют схожее с человеком строение интеллекта и нервной системы + схожие с человеческими взаимоотношения в области материнства. В течение первых шести-двенадцати часов жизни маленьких обезьян забирали от мам и сажали в изолированные клетки. Всего отобрали более 60 животных.

Первый этап

Были сформированы первые 2 группы по 4 макаки. Для них создали два типа суррогатной матери: одну проволочную и другую, которую покрыли тканью и встроили электролампу для тепла. Первой группе в клетку поместили кормящую проволочную «маму» (в то время, как мягкая была без бутылочки), а другой группе — наоборот. Вне зависимости от того, где находится питание, все обезьяны проводили больше времени рядом с мягкой и тёплой мамой.

-6

Второй этап

Концепция изменилась. В разных группах было по одному суррогату. Обеих «мам-обезьян» снабдили бутылочкой молока для кормления. Детёныши одинаково питались и весили, но их поведение отличалось. У испытуемых первой группы (с проволочной конструкцией) наблюдался жидкий стул, что, по мнению ученых, свидетельствует о нервном напряжении. Они проводили время со своей «железной мамой» меньше, чем вторая группа. Также психологи заметили у них признаки аутизма: животные сидели на полу, сжимались, раскачивались взад-вперёд. Эти результаты уже давали основания полагать, что ребёнку требуется не только питание.

-7

Третий этап

Следующим шагом было изучение влияния страха на макак. Создав подобие чудовища, которое издавало громкий шум и делало резкие движения, психологи проверяли, как себя будут вести детёныши обезьян в стрессовых ситуациях и какова роль матери в вопросе утешения. Все подопытные с появлением опасности с криками и паникой бежали к мягкой «маме». Прикосновение к ткани успокаивало малышей, некоторые даже становились смелыми и впоследствии проявляли агрессию к «монстру».

Четвертый этап

Для измерения силы привязанности психолог сконструировал «злых матерей». Они были мягкие и тёплые, как прошлые. Однако на этот раз их нельзя было назвать заботливыми. Одна из них тряслась так интенсивно, что у малышей стучали зубы, вторая сильным потоком воздуха «скидывала» детёныша, третья выпускала шипы, а четвёртая имела встроенную металлическую пластину, которая отталкивала обезьяну. Даже после такого проявления насилия маленькие макаки возвращались к суррогатам и издавали умоляющие звуки, будто извиняясь.

Время изоляции

Учёные пришли к выводу, что изоляция в течение первых 90 дней жизни детёныша макаки не влияет на его дальнейшее развитие, однако более длительный период может привести к нарушениям в психике, которые уже невозможно исправить. То же касается и людей. Такой период равен шести месяцам человеческой жизни.

Результат

Оставляя макак наедине с "железной" матерью, исследователь наблюдал отклонения в поведении обезьян после взросления. Они уже не могли нормально взаимодействовать с другими приматами этого вида. Животные проявляли агрессию, особенно самки по отношению к самцам. Со своим потомством эти макаки обращаться не умели. Большинство просто игнорировали своих детёнышей, но были случаи крайне жестокого обращения: они кусались, били и возили по полу своих малышей, убивали их. Вся работа является убедительным доказательством того, что для полноценного развития ребёнку от родителей нужно не только питание, но и тепло, тактильный контакт и общение.

Благодарю за прочтение! ❤️ Подписывайтесь на мой профиль в Дзене и на мой телеграмм-канал, там делюсь концентратом полезной информации про психологию.

И конечно же приходите ко мне на индивидуальную психологическую консультацию. Пишите в ватсап, телеграмм +7(929)673-43-48 Татьяна