Одна из задач в когнитивно-поведенческом консультировании - оценка собственных мыслей на предмет реалистичности (существует ли в действительности то, о чем я думаю?), полезности (помогает ли мне такой образ мышления добиваться значимых для меня целей?) и логичности (реалистично ли я связываю явления или одно никак не связано с другим?). Мышление, откалиброванное в соответствии с реалистичностью, полезностью и логичностью, помогает улучшить эмоциональное состояние, готовит к выбору целесообразного поведения (поведение, которое будет соответствовать ценностям, целям, устремлениям, потребностям клиента).
Процесс оценки мышления включает в себя поиск возможных когнитивных искажений (к когнитивным функциям относятся - мышление, внимание, память, восприятие), под которыми понимается расхождение между объективным предметом и образом этого предмета в психике человека. Однако их обнаружение не всегда воспринимается как сильный аргумент. "Искажение ну и искажение, что такого"? Хочу на примере визуальной иллюзии показать, что такое когнитивное искажение и почему наличие/отсутствие когнитивного искажения - сильный аргумент для процесса калибровки мышления.
По опыту консультирования я наблюдаю, что такие искажения, как "черно-белое мышление" ("Либо полный успех, либо полный провал"), "эмоциональное обоснование" ("Я так чувствую, значит это правда"), "долженствование" ("Все мои желания должны исполняться") и др., при их обнаружении клиентом не воспринимаются как искажения, они воспринимаются как эмпирический факт. Но на самом деле в этот момент существует две реальности: 1) искаженное (не точное) восприятие объекта в психике человека; 2) объект, который есть в реальности, отличающийся по некоторым своим характеристикам от построенного образа в психике человека. На примере визуальной иллюзии вы увидите почему это так и как это работает.
Ниже я также расскажу о специфике работы нашего ума. Использую теорию из книги Даниэля Канеманана "Думай медленно... решай быстро". Для более детального изучения двух систем (режимов) мышления рекомендую эту книгу.
Эволюционно в нас существует 2 режима (системы) мышления:
- Быстрое - срабатывает автоматически, очень быстро, практически не требуя усилий. По своей природе импульсивно. Работает в фоновом режиме. Чтобы почувствовать его работу, ответьте на вопросы: Сколько будет дважды два? Столица России? Как вас зовут? Этот режим нельзя отключить. Его работу можно приостановить при интенсивной включенности медленного мышления;
- Медленное - работает через произвольное внимание, требует сознательных умственных усилий. Отвечает за контроль поведения. Чтобы почувствовать его работу, можно решить пример 15*12. Это мышление проявляет себя, например, в способности оставаться вежливым в гневе. Эта система по природе совей ленная, иногда мы чувствуем, что не хотим тратить усилия больше необходимого.
Пока мы бодрствуем, работают оба режима. Первый генерирует для второго предложения: впечатления, предчувствия, намерения и чувства. Если второй одобряет, то впечатления и предчувствия превращаются в убеждения, а импульсы в намеренные действия. У нас уже есть некоторый багаж опыта, в частности детского опыта, когда мы объективно не имели возможности логически рассуждать о наблюдаемом, вследствие чего делали не верные выводы. Наша среда иногда транслировала искаженные взгляды, потому что от природы наш ум преломляет полученный опыт. А значит быстрое мышление уже имеет искажения.
Когда быстрое мышление сталкивается с трудностями, не знакомой ситуацией, то оно обращается к режиму медленного мышления для решения текущей проблемы с помощью целенаправленной обработки информации. Основная часть того, что мы думаем и делаем порождается первым режимом мышления, но в случае трудностей второй перехватывает управление.
Ниже предложена иллюзия Мюллера-Лайера (несколько модифицированный вариант), где можно увидеть, что первый отрезок линии кажется больше, чем второй. Но на самом деле длинна линий одинаковая. В этом можно убедиться, приложив линейку к рисунку. Даже несмотря на то, что линейка приложена, и вы опытным путем убедились, что линии одинаковы, первый режим мышления (быстрое мышление) все равно видит один отрезок длиннее второго.
Вы не можете принять решение видеть линии одинаковыми, хотя вы знаете, что так оно и есть. Единственное, что можно сделать, чтобы противостоять иллюзии, - научиться не доверять своим впечатлениям о длине линий, к которым пририсованы стрелки. А для этого нужно научиться распознавать иллюзию и вспомнить, что вам известно о ней. И помнить, что быстрое мышление все равно будет воспринимать информацию иллюзорно, в данном примере воспринимать первую линию длиннее чем вторую.
Тот же эффект существует и при невизуальных искажениях. Например, фундаментальная ошибка атрибуции или психопатическое обаяние. При эмоциональном обосновании, когда человек чувствует гнев в ответ на действия другого человека, он может ошибочно полагать, что другой намеренно пытается причинить ему вред, хотя в реальности таких намерений у другого может и не быть. Или я могу требовать от себя написать качественную статью достойную для публикации за один день, хотя опыта у меня в этом мало, поэтому в первый день я пишу статью не складно, разрозненно, местами не по теме и не совсем понятно. Раз я не справилась со своим требованием к себе, то я потерпела фиаско, и скорее всего оно полное (черно-белое мышление), хотя начало то ведь положено. И так как я недовольна собой, чувствую раздражение, у меня появляется эмоциональное обоснование того, что я действительно ни на что не годна, раз сама от себя не в восторге, хотя раздражение и недовольство собой генерируется моей неоправданной требовательностью к себе на основе завышенных желаний (для меня полезнее опустить планку желаемого достижения за стуки - осмысленный абзац или "корявая", но полная по структуре статья). Если мне слишком уж нужно, то по мере тренировки скорее всего я смогу соответствовать своему требованию: писать качественную статью за сутки. Но для этого нужно приложить систематичные усилия по написанию статей.
Поверив мысли {искаженной}, не проверяя ее, мы рискуем фактически неоправданно поставить крест на том, что для нас важно и то, что для нас потенциально возможно. Искажение не развидеть, в нем можно {неизбежно} очутиться и заметить его, а потом, посредством оценки, осознанно выбрать то, чему доверять.
Медленное мышление не может заменить быстрое мышление в принятии повседневных решений. Поэтому предлагается компромиссное решение: 1) научиться распознавать ситуации, в которых возможны ошибки; 2) стараться избегать серьезных ошибок, когда ставки слишком высоки.
В длительном консультировании мы с клиентом фокусируемся на тех сферах и ситуациях его жизни, которые ему хотелось бы изменить. С помощью оценки текущего мышления и его калибровки в конкретных ситуациях через медленное мышление, осваиваются новые идеи, которые постепенно переходят на уровень быстрого мышления, и решения принимаются из новых откалиброванных когниций, за счет чего и происходят устойчивые изменения в жизни клиента.
Автор: Юлия Захарова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru