Детективный фильм «Меня это не касается…» (1977) мог бы стать заключительной продолжением дилогии «Два билета на дневной сеанс» (1966) и «Круг» (1972). Однако в итоге режиссёр Герберт Раппапорт сделал отдельную картину. Но примечательно, что
главную роль в ней опять сыграл Александр Збруев, бывший главным героем и в двух указанных выше детективах.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
У Герберта Раппапорта была очень интересная жизнь, а снимать кино он начал ещё на Западе, где и вырос. В предвоенные годы молодой режиссёр, уже имевший имя, переехал в СССР. Правда, самые известные и популярные ленты он снял уже после войны, При этом начинал он как создатель музыкально-комедийных картин и только потом перешёл к детективам, рассказывающим о работе внутренних органов, и именно они принесли ему славу.
«Меня это не касается…» — последняя работа режиссёра.
Сценарий написал Эдгар Дубровский в сотрудничестве с Гербертом Раппапортом. Кстати, вместе они написали и сценарий «Круга», что в очередной раз намекает о том, что «Меня это не касается…» поначалу было частью трилогии. Сюжет посвящён работе текстильной фабрики, а закручивается интрига с момента странной гибели её директора. Местные милиционеры в затруднении, на помощь прибывает специалист из Москвы. Это Сергей Шубников, который представляется молодым специалистом-текстильщиком, внедряющим новые технологии с применением АСУ.
Под видом проработки таких возможностей он изучает документы о работе предприятия и приходит к выводу, что руководство увязло в махинациях. А одной из участниц обманных схем является красавица Регина, инженер-технолог. Правда, до поры до времени девушка не подозревает, что её используют.
Роль Шубникова почти сразу отдали Александру Збруеву, с которым режиссёр был прекрасно знаком. Фабричных дельцов сыграли Александр Анисимов, Борис Иванов, Иван Дмитриев, Павел Панков.
В образе инженера-технолога, пытающегося противостоять жуликам, — Бруно Фрейндлих.
В образе молчаливого шофёра, на которого компания сваливает самые грязные дела, — дебютант Евгений Покрамович. В небольших ролях Людмила Аринина, Зоя Василькова, Георгий Штиль, Геннадий Нилов.
Отдельно нужно сказать о ещё двух героях. Роль обольстительной Регины, которая умело использует красоту, обаяние и ум в карьерных целях, режиссёр отдал не актрисе, а певице.
Герберта Раппопорта поразила девушка, фотографию которой он увидел на обложке журнала. Это была солистка ВИА «Поющие гитары» Ирина Понаровская,
известная исполнительница, узнаваемости и любви зрителей которой добавила первая поставленная в 1975 году в СССР рок-опера «Орфей и Эвридика». Раппапорта не смутило, что Ирина прежде в кино не снималась: рок-опера показала, что у Ирины есть не только певческий, но и драматический талант.
С ролью в детективе «Меня это не касается…» Понаровская дебютировала в кино (но озвучила её другая актриса и нет информации, кто это) и потом ещё несколько раз появлялась в кино именно как актриса.
Роль жениха Регины Вадима, ответственного профессионала и честного человека, получил молодой ленинградский актёр Юрий Демич. В кино он появился в 1970 году и первой же ролью громко о себе заявил. Но потом актёр сосредоточился на театре, тем более, что его пригласил к себе в БДТ Георгий Товстоногов.
И хотя кино по-прежнему присутствовало в жизни артиста, это были не слишком заметные картины. А вот после работы у Раппапорта о Демиче вновь заговорили как о ярком и даровитым киноактёре и стали активно приглашать сниматься.
Работали над фильмом в Севастополе. Кстати, поэтому, несмотря на детективный и отнюдь не оптимистичный сюжет, лента смотрится тёплой и летней.
В прокат она вышла в конце 1977 года и быстро собрала серьёзную аудиторию в 20 миллионов зрителей. С этим показателем фильм «Меня это не касается…» вошёл в 25 лучших лент года.
Сейчас, конечно, авторов можно упрекнуть в ходульности и однозначности персонажей, хотя собственно тема махинаций вряд ли когда-то устареет. И ещё непонятно, зачем сценаристы так жестоко поступили с Вадимом, который вообще был не при чём и просто хотел найти больного пациента. Но в целм фильм очень даже неплох, да и актёрский состав заслуживает внимания.
Кстати, в одном из эпизодов зучит ария со словами «Устал я греться у чужого огня....». Помните, откуда она?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке: