О создателях запахов, тем более в качестве киногероев, советские люди вряд ли думали. Как правило, режиссёры рассказывали о героях труда, будь то заводские рабочие, учителя, лётчики или врачи. Но в 1981 году режиссёр Александр Прошкин выпустил картину необычную: с одной стороны, мелодраматическую, с другой стороны — комедийную, а с третьей — даже немного детективную. Называлась она «Опасный возраст», и в центре её был как раз тот самый «нюхач» — сотрудник парфюмерной фабрики, изобретающий и оценивающий ароматы. Но повествовала лента не только о работе парфюмера, но и о его личной жизни.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
К началу восьмидесятых Александр Прошкин был уж кинематографистом опытным, снявшим несколько вполне успешных телекартин. Но он уже
приближался к возрасту, когда многие начинают всерьёз задумываться о жизни, о её смысле, о собственной дороге в ней. К тому самому возрасту, который грозит кризисом.
И сценарий, в котором герой переживает опасный возраст, пришёлся весьма кстати, хоть и попал он в руки режиссёра случайно. История, которую придумал начинающий сценарист Роман Фурман, показалась Прошкину любопытной, а герой с его проблемами и переживаниеями — близким, так что он решился.
Большинство исполнителей Александр Прошкин утвердил сразу, не колеблясь. Так, роль главного героя со странным именем Наркис он отдал Юозасу Будрайтису, о котором зрители узнали после военной драмы «Никто не хотел умирать» (1965). За литовцем Будрайтисом в советском кино давно закрепился образ мужчины брутального интеллектуала, мужчины морального сильного, стойкого, уверенного в своих силах. Собственно, Прошкин и сам снял его в таком образе в 1979 году в драме «Инспектор Гулл». Но на этот раз он решил предложить Юозасу совсем иной характер: персонажа мягкого, покладистого, податливого, сомневающегося, при всём при этом наделённого уникальным даром — тонко ощущать запахи.
Правда, голос режиссёр у актёра всё-таки отнял. Юозас Будрайтис всегда говорил по-русски с прибалтийским акцентом, поэтому решено было его переозвучить. Сделал это Иннокентий Смоктуновский. В таком выборе был большой риск:
в конце семидесятых Смоктуновский был уже очень известен, и голос его узнавали с лёгкостью, так что у коллег Прошкина были вполне обоснованные опасения, что герой и его голос будут существовать в кадре раздельно и даже мешать дуг другу.
Но, как ни странно, этого не произошло: тембр Иннокентия Смоктуновского идеально лёг не внешность Юозаса Будрайтиса и его смирный, даже сентиментальный характер, и никакого диссонанса в ленте нет.
Партнёршей Будрайтиса стала Алиса Фрейндлих, актриса яркая, неординарная, способная перевоплощаться в радикально разных героинь. Как и Юозас Будрайтис, Алиса Фрейндлих была очень популярна, и режиссёры наперебой делали ей предложения, так что она могла выбирать роли по собственному усмотрению.
«Опасный возраст» и ей показался интересным, и не в последнюю очередь потому, что актриса была в той же ситуации, что и героиня Лилия.
По сюжету герои, Наркис и Лилия, расстаются после 20 лет брака. Алиса Фрейндлих в тот момент переживала крушение собственного брака с режиссёром Игорем Владимировым, тоже длившегося около двух десятилетий. Актриса фактически играла саму себя.
Третью главную роль, сына Наркиса и Лилии Димы, сыграл 21-летний Антон Табаков. Студент ГИТИСа уже имел серьёзную фильмографию: сын самого Олега Табакова в кино впервые появился дошкольником, а после выхода в 1976 году фильма «Тимур и его команда» стал всесоюзной звездой и любимцем девушек. Конечно его присутствие в кадре добавило ленте интриги и привлекательности.
Компанию центральных исполнителей дополнили Жанна Болотова, Инна Ульянова, Никита Подгорный, Георгий Штиль. Михаил Водяной снялся здесь в предпоследней роли, а в эпизодах появились Лев Лемке и Виктор Перевалов, который в кино снимался с детских лет.
Финал «Опасного возраста» остаётся открытым, хотя всё намекает, что Наркис и Лилия всё-таки снова сойдутся. И такое решение зрителям понравилось, ведь всегда хочется верить, что всё будет хорошо.
И вот ещё любопытный факт. В одном эпизоде Наркис обсуждает с коллегами-дамами, какой цвет присущ новому запаху.
Дамы перечисляют оттенки синего, тогда как парфюмер никакого синего в аромате не видит.
В этой сцене снялись не актрисы, а настоящие сотрудницы Всесоюзного научно-исследовательского института синтетических и натуральных душистых веществ, которые на самом деле занимались созданием духов. Они же консультировали авторов фильма. Кстати, многие профессиональные «нюхачи» считают, что у цвета нет запаха, что ассоциация аромата с тем или иным оттенком — это очень субъективное явление. Но кинематографистов профессионалы критиковать не стали, простив им это допущение.
А для вас запахи имеют цвет?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста: