Найти тему
Добрый Человек

Фотокомпозиция. Перспектива в фотографии.

Оглавление
Автор фото Добрый Человек© Алтай.
Автор фото Добрый Человек© Алтай.

Как человек определяет расстояние до предметов. Как передать объёмное изображение на плоскости. Признаки перспективы. Способы передачи перспективы в фотографии.

Как человек определяет удалённость от него предметов в пространстве?

Когда нам нужно взять карандаш со стола, мы не примеряемся долго, а просто его берём, каким-то образом определяя расстояние до него, и не промахиваемся. Для нас это естественно и мы даже не задумываемся об этом. Это происходит потому, что мы являемся обладателями бинокулярного стереоскопического зрения. Информация об удалённости предметов получается нами при помощи:

- Аккомодации хрусталика — изменения его толщины благодаря мышечным усилиям, возникающим в глазу (действует до 2-3 метров);

- Конвергенции глаз — сведение их осей при разглядывании предмета на определенном расстоянии; (действует до 10-12 метров);

- Бинокулярной диспарантности — стереоскопического эффекта за счет наличия двух глаз;

- Параллакса движения, который проявляется, когда наблюдатель или сам предмет движется, и изображение на сетчатке меняется соответствующим движению образом. Благодаря этой способности глаза мы видим движение – удаляющиеся, приближающиеся объекты.

Пространственная перспектива

Главная составная часть изобразительного искусства. Перевод с латыни слова «perspicere» означает «смотреть сквозь, проникать взором, ясно, правильно видеть». Перспектива - это, прежде всего оживление плоского пространства, восстановление его первичной объёмности, создание иллюзии реальности.

Иллюстрация 2,3 и 4.
Иллюстрация 2,3 и 4.

На иллюстрациях 2,3,4 виден объём фигур и их пространственное расположение, но логичнее для нашего восприятия объекты на иллюстрации 4.

На иллюстрации № 2, объекты по мере удаления увеличиваются и возникает ощущение, что дальний куб стремится приблизиться к ближнему (эффект обратной перспективы).

На иллюстрации № 3, объекты имеют одинаковый размер, что тоже противоречит нашему привычному восприятию пространства – они кажутся неестественными.

Одна из главных задач фотографа - создать иллюзию объёмного, трехмерного пространства на двухмерной плоскости снимка. Сейчас мы рассмотрим способы создания иллюзии объёма.

Возможность передачи объёмного изображения на плоскости зависит от применения фотографом:

-Разных по удалённости точек съёмки, чем ближе объект, тем объёмнее изображение, и наоборот, чем дальше объёкт съёмки, тем изображение выглядит более плоским;

-Использования боковых точек съёмки фотографом позволяет видеть несколько сторон снимаемого объекта, и он кажется объёмным. Применение фронтальной точки съёмки делает изображение плоским.

-Применение объективов с разным фокусным расстоянием влияет на объём изображения. Длиннофокусные объективы «сплющивают» пространство, а широкоугольные дают картинку с обострённой перспективой, когда линии в изображении, как бы дугообразно выгибаются от границ вовнутрь кадра, усиливая ощущение глубины и динамики пространства. Этот эффект более заметен в широкоугольных объективах с подушкообразными искажениями, по сравнению с объективами с бочкообразными искажениями поля.

Существуют признаки глубины пространства, зная которые фотограф может передать в своих изображениях перспективу:

Проделайте следующий опыт. Закройте один глаз и попытайтесь дотронуться рукой до какого-нибудь предмета. Почти наверняка это удастся не сразу. Бинокулярное зрение изобретено природой как самый точный инструмент для определения удаленности, но наши способности её определения действуют только на небольших расстояниях до объектов, на больших они не действуют - нужны другие признаки.

Вот эти признаки:

-Сходящиеся линии в изображении создают впечатление глубины пространства;

-Уменьшение размеров равновеликих предметов также дает впечатление удаленности;

-Изменение формы объектов по мере их удалённости от фотокамеры.

Располагая ближе к объективу тот или иной объект, мы увеличиваем его кажущуюся величину и таким образом увеличиваем его значение и роль в изображении. Мелкий объект может выглядеть на фотографии крупным и наоборот.

Совокупность этих признаков образуют линейную перспективу.

Автор фото 1 Dariusz Klimczak©
Автор фото 1 Dariusz Klimczak©
Автор фото 2 Анри Картье-Брессон©
Автор фото 2 Анри Картье-Брессон©
Автор фото 3 Marta Laura©
Автор фото 3 Marta Laura©

На фото 1,2 и 3 сверху – видны все эти признаки передачи линейной перспективы.

Воздушная и тональная перспектива.

Более светлые предметы воспринимаются зрителем как более далекие, а более тёмные, как близкие.

Контуры удалённых предметов кажутся размытыми в результате ухудшения остроты зрения и влияния воздушной дымки.

Воздушная перспектива создаёт иллюзию объёмного пространства, уводя взгляд зрителя в глубину кадра. Изображая объекты на переднем плане резкими и контрастными, а объекты на заднем плане расплывчатыми и нечёткими, мы увеличиваем объёмность изображения. Особенно эффективно использование тональной перспективы тогда, когда глаз не улавливает линейную перспективу. Это происходит в том случае, если на снимке отсутствуют объекты одинакового размера, удалённые от объектива - деревья, столбы и т.п., уменьшение линейных размеров которых обозначает глубину пространства.

Автор фото 4 Марк Адамус©
Автор фото 4 Марк Адамус©
Автор фото  5 Марк Адамус©
Автор фото 5 Марк Адамус©
Автор фото 6 Добрый Человек©
Автор фото 6 Добрый Человек©

На фото 4,5,6 глубина пространства передана при помощи воздушной и тональной перспективы. На фото 7, необходимости передавать перспективу нет – у автора была задача сделать изображение плоским - спроецировать и вписать фигуры прихожан мусульманского храма на светлые участки фасада медресе. Хотя, здесь есть другой признак перспективы - светотень. Поэтому получились "плоские" фигуры людей на объёмном фоне.

Автор фото 7 Добрый Человек©
Автор фото 7 Добрый Человек©

Избирательная фокусировка.

Фокусировка на отдельных объектах с использованием малой глубины резко изображаемого пространства. При этом объекты кажутся удалёнными друг от друга в глубину. На фото 8 автор создал иллюзию глубины простраства, сделав нерезким передний план, а в зоне резкости - отражение девочки в зеркале. На фото 9 снизу резкость на слоне и первом юноше.

Автор фото 8 Сергей Максимишин©
Автор фото 8 Сергей Максимишин©
Автор фото 9 Грегори Колберт©
Автор фото 9 Грегори Колберт©

Цветовая перспектива - вид воздушной.

С увеличением расстояния до предметов цвета делаются менее насыщенными, видимая окраска предметов изменяется к голубой части спектра.

Объекты, окрашенные в тёплые тона, кажутся выступающими из плоскости изображения, а объекты в холодной цветовой гамме - отступающими на дальний план.

Поэтому для усиления эффекта объёмности и разделения планов следует размещать объекты в тёплой гамме на переднем плане, а объекты в холодной цветовой гамме - на заднем плане.

Автор фото 10 Добрый Человек© Пример использования цветовой перспективы - на переднем плане объекты более тёмные и в тёплых тонах, а на заднем - холодное светлое небо.
Автор фото 10 Добрый Человек© Пример использования цветовой перспективы - на переднем плане объекты более тёмные и в тёплых тонах, а на заднем - холодное светлое небо.

Глубина пространства передаётся с помощью заслонения.

Один из самых сильных признаков глубины — заслонение (или перекрытие). Расположенный ближе предмет заслоняет, перекрывает часть другого, находящегося дальше. Часто заслонение может быть единственной возможностью передать перспективу в кадре. Примеры фото - 11 и 12 в которых авторы применили перекрывание одних объектов другими:

Автор фото 11 Juan Buhler©
Автор фото 11 Juan Buhler©
Автор фото 12 Сергей Максимишин©
Автор фото 12 Сергей Максимишин©

Конечно перекрывание в кадре должно быть объектами, имеющими отношение к сюжету, создающими и поддерживающими смысл, а не случайно попавшими на фото предметами.

Например на фото 11 Juan Buhler, показан контраст веселья публики и близкой гибели быка на корриде.

На фото 12 Сергея Максимишина на переднем плане полицейские, поддерживающие порядок на Красной площади.

Светотень.

И еще один существенный признак глубины пространства — светотень. Свет и тень создают свое пространство. Отброшенные тени говорят нам о форме горизонтальной поверхности и окружающих предметах. Собственные тени предметов дают возможность буквально осязать их, почувствовать их форму и объем, определить их взаимное расположение.

Даже если самого источника света не видно в кадре, характер освещения, его направление, распределения светотени, все равно создает ощущение пространства, наполняет его объектами, воздухом, создает рисунок. Четко очерченные тени от объектов, рисуют линии сходящиеся в глубину - создают ощущение перспективы.

Автор фото 13 Steve McCurry©
Автор фото 13 Steve McCurry©
Автор фото 14 Lynsey Addario©
Автор фото 14 Lynsey Addario©

На фото 13 и 14, автор использовали светотеневой рисунок для создания иллюзии объёмного пространства. На фото 15 автор использовал единственный элемент передачи объёма - тень от лестницы.

Автор фото 15 Dariusz Klimczak©
Автор фото 15 Dariusz Klimczak©

Для усиления перспективы в изображении используется группировка объектов по глубине:

- на переднем плане располагается группа объектов «предваряющих» основной сюжет;

- на втором, центральном плане изображаются основные, наиболее значимые объекты или события;

- третий план играет роль «субдоминанты», поддерживающей центральный план, взаимодействующей с основным сюжетом;

- гармонирующий фон объединяет все планы в единое целое.

Фото 16,17,18– примеры того, как автор использовал многоплановое построение кадра в глубину. На всех этих изображениях виден объём пространства.

Автор фото 16 Добрый человек©
Автор фото 16 Добрый человек©
Автор фото 17 Добрый человек© Монголия. Наадам.
Автор фото 17 Добрый человек© Монголия. Наадам.
Автор фото 18 Добрый Человек© Монголия. Наадам.
Автор фото 18 Добрый Человек© Монголия. Наадам.

«Обратная перспектива». Иллюзия обратной перспективы.

Что это такое и зачем используется этот приём в фотографии?

Видимая реальность не всегда подчиняется законам перспективы. При съемке на улице фотограф не может сказать, чтобы все люди в темном подошли поближе для передачи пространственной перспективы, а в светлом — ушли подальше.

Точно так же нельзя поставить на место белое здание, загораживающее большое темное, или сделать снег на переднем плане темнее. Так что случаи нарушения тональной перспективы встречаются на каждом шагу. На фотографии же подобные нарушения имеют совершенно другой характер хотя бы потому, что здесь изображение неизменно, светлое и тёмное никогда больше не поменяются местами.

В изобразительном искусстве обратная перспектива используется наравне с другими, иногда сознательно конструируется художником - расходящиеся линии вместо сходящихся и прочее. В фотографии такое практически невозможно, зато часто встречаются случаи нарушения других признаков перспективы, в частности, тональной.

Разумом мы отлично понимаем, что белое, в самом деле, ближе, чем черное, и почему оно оказалось ближе, но зрительное ощущение говорит об обратном. Никаких других признаков глубины, кроме изобразительных, у нас в этом случае нет. В результате возникают конфликты зрительного и логического восприятий, которые иногда достигают силы иллюзии.

Обычно такие конфликты разрешаются в виде воображаемого движения. Какая-то черная фигура из глубины кадра имеет стремление зрительно двигаться (выступать) вперед, а светлая фигура из переднего плана, наоборот, — отступать назад. Ощущение это, естественно, подсознательное, разум не допускает возможности реального движения или хотя бы мысли о движении. Однако впечатление остается, и очень сильное и убедительное. При восприятии реального мира этот эффект не заметен. Эффект обратной перспективы существует только в изображениях.

Автор фото 19 szincza©  https://sight.photo/users/260443/?ysclid=lkw64gsr2k292781500
Автор фото 19 szincza© https://sight.photo/users/260443/?ysclid=lkw64gsr2k292781500

На фото 19 тёмное небо «надвигается» на зрителя, создавая ощущение тревоги, а снег на переднем плане выдвигается вглубь кадра.

Автор фото 20 Валерий Щеколдин© http://shchekoldin.online
Автор фото 20 Валерий Щеколдин© http://shchekoldin.online

На фото 20, портрет Ленина на стене выдвигается вперёд и довлеет над светлыми фигурами в халатах.

Автор фото 21 Анатолий Черей©
Автор фото 21 Анатолий Черей©

На фото 21, зеркало с отразившимся в нём полом воспринимается зрителем не как часть стены, как зависший в воздухе непонятный объект.

Автор фото 22 Добрый человек©
Автор фото 22 Добрый человек©

На фото 22 светлые и яркие лиственницы на переднем плане и темный средний и задний план делают изображение плоским - задний план, как бы выступает в сторону переднего, нарушая перспективу. Эта фотография кажется плоской еще из-за того, что была сделана с использованием телеобъектива на фокусном расстоянии 200 мм.

На всех четырёх изображениях явно виден эффект обратной перспективы. Основные признаки обратной перспективы - внутренне стремление тёмных объектов на заднем плане "выдвинуться" вперёд и за счет этого уплощение сюжета. Одним из странных эффектов обратной перспективы бывает искривление в кадре пространства...

Я перечислил важнейшие изобразительные признаки перспективы, позволяющие воспринимать пространственно любое плоское изображение, в том числе и фотографию. Все эти приемы передачи пространства являются следствием нашего зрительного опыта восприятия реального мира, и все они вызывают иллюзию третьего измерения в двухмерной фотографии.

Если знать и уметь пользоваться изобразительными признаками глубины, творческий фотограф может по своему показывать пространство в кадре - удлинять, сжимать, деформировать его. А при необходимости делать пространство плоским.

Способ передачи пространства, конечно, зависит от задачи, которую ставит перед собой фотограф. В этом смысле законы перспективы не являются догмой, распространяющейся на все случаи жизни. Следовать этим законам нужно творчески. А для этого и нужно знать их в совершенстве и свободно использовать в своих работах разные изобразительные приёмы передачи глубины или, наоборот, отказаться от них.

Организация пространства — одна из важнейших задач фотографа. Пространство может быть показано глубоким или плоским, просторным или уютным, ограниченным или бесконечным, открытым или закрытым, привычным или нереальным, сжатым, напряженным...

Творческих вам успехов и спасибо за внимание.