Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Художник Кёстер увидел в утках то, что не заметили тысячи живописцев

Оглавление

Предисловие

Отец, владелец чулочной фабрики, договаривается, чтобы сына взяли учеником аптекаря. Окунает юнца, скажем так, во взрослую жизнь. В маленьком немецком городишке аптека после пивных и костелов на третьем месте по популярности, единственная в общине. Расчет отца прост: сын быстро завоюет авторитет. Тем паче все достопочтимые фрау города, наряжаясь перед выходом в свет, достают из гардероба один из ключевых элементов своего наряда и тихо благодарят чулочника.

Но сын не оправдает ни одно из ожиданий расчётливого папаши, – соберется в художники.

–Так рисовал бы хорошо, – говорит отец. – А то ведь как курица лапой.

Знал бы герр Кёстер немецкую пословицу "Благородство не в крови, а в душе" (Adel liegt (sitzt) im Gemüte, nicht im Geblüte), так вожжи на своей лошадке отпустил бы.

Забегая вперед, скажем: Александру не повезло дважды. В первый раз, как вы поняли, с отцом, скупым на деньги и на чувства к сыну, а вот второй раз – на биографов, кинематографистов и т.д., которые так ничего интересного в его биографии и не найдут.

Вместо никчемного сына чулочного "магната" миру явится успешный художник Александр Макс Кёстер, сколотивший целое состояние на изображении уток. Правда, у публики короткая память, – после смерти художник будет таки забыт, а зря.

1. Утки-пионы

Вот взгляните! Утки – пионы в саду кувшинок, не находите?

Тому как найти себя в жизни и в искусстве у Александра есть чему поучиться. Поначалу его труды иначе как мазней не назовешь. Тут папаша был прав. Но сын упорен, настоял на учебе в Академии художеств в Карлсруэ, на гроши пускается в путешествие по Голландии, где запоем пишет пейзажи страны каналов, мельниц и тюльпанов. Но пейзажи и натюрморты так себе. На кусок хлеба и сыра художник зарабатывает написанием портретов.

2. Утиная охота по Кёстеру

Вот и вся прелюдия! Дальше художник находит, как говорят "золотую жилу" и начинается "Утиная охота" по Кёстеру.

-2

Как заядлый охотник, выезжая рано утром из своей мюнхенской мастерской на пленэр, своим присутствием и мольбертом он осчастливит Боденское озеро...

Переливы волн, игра света с водой при разной погоде. От реализма он уйдет в импрессионизм, все грубее делая мазки, и все больше играя на чувствах.

Но когда посыпятся заказы и золотые медали на выставках за «Утиные» полотна он вернется в реализм.

3. Тревожно как-то за уток...

Здесь вы наверняка скажете: "Так вот в чем секрет немецкого анималиста! Дело не в утках! В картину внесена тревога, это ощущение нагнетают темные тучи из левого верхнего угла картины, вот-вот они захватят светлое пространство. Ветер тоже не слабый, он то и гонит тучи. Куда? Кустарник все выдает как "под копирку". Смена погоды – утки в ступоре, сгрудились и не желают пить.

-3

4. Утиный балет

Здесь Кёстер избавляет нас от роли детективов, и говорит: смотрите только на уток, ну разве не чудо?! Утки будто родились из пены вод как мифическая Афродита. Где перья? Где пена? Не разобрать.

Как на бирже стоимость его картин начнет возрастать от числа уток, изображённых на них.

-4

5. Утиное блаженство

Мягкий свет, и теплые перья, и ласкающие взгляды этой стаи. Стоит затаить дыхание. Как хорошо им вместе... с Кёстером.

-5

Даже когда он получит выгодное приглашение на место преподавателя в Дармштадтской академии художеств, то отклонит его, – Александр будет вести жизнь свободного художника. И как видим, не прогадает!

6.Отдав дань первенства лебедям, писатели и художники наложили на уток вето антиэстетики

А ведь в его время мало кому в голову могло прийти рисовать домашнюю птицу, когда есть величественные пейзажи, натюрморты и портреты. Даже сегодня мы не доросли до того, чтобы наслаждаться красотой домашних животных, а что уж говорить о конце 19 века.

В рассказе "Утки", рекомендуемом для детского чтения начальной школы читаю: "Я расскажу только об одной замечательной утке, которую я убил, еще будучи очень молодым охотником, а лет через десять потом убил точно такую же мой товарищ охотник, и я рассмотрел ее подробно и внимательно". А это классика, Сергей Аксаков.

Да и англичане не далеко ушли, если сам Бернард Шоу позволял себе такую иронию: „В детстве я размышлял о литературе не больше, чем утка о плавании.“

В создании культуры эстетического наслаждения домашней уткой, Кёстеру нет равных в конце 19 – начале 20 века. Из писавших на эту тему Шарль Эмиль Жак и Адам Бенно вносили культуру быта, а Карл Крамер и Бруно Лильефорс больше внимания уделяли сюжету.

Он умер за три дня до Рождественских праздников 1932-го года. И я полагаю, Рождество он недолюбливал из-за одного немаловажного обстоятельства. Рождественская утка (ну или гусь) – это главное, традиционное блюдо на немецком праздничном рождественском столе, с чем Кёстер, рисующий только живых птиц, не мог согласиться. Вот и скажи потом, что его смерть перед Рождеством – случайность.

Читайте на канале о европейских художниках:

Фриц Таулов - спокойный художник неспокойной воды

Сыграем в детектива и разгадаем 4 символа на картине Каспара Давида Фридриха "Двое, созерцающие луну"

Живопись художника Редондо. Меня не покидает мысль, что женщина на картине неверна своему мужчине

Напиши шедевр