Давно мы с вами не говорили об изобразительном искусстве. Хотя нет, относительно недавно, обсуждая очередную экранизацию "Трех мушкетеров", я затронула творчество двух художников — короля Франции Людовика XIII и лотарингца Жака Калло. Но это был XVII век. А теперь отправимся в XVI век и даже дальше.
Об этом альбоме — "Французский карандашный портрет XVI века" Натальи Львовны Мальцевой я знала давно, а вот приобрести удалось только недавно. Что интересно, именно такой была тема кандидатской диссертации Н.Л. Мальцевой в 1956 году. А потом, уже в 1978 году — спасибо издательству "Искусство"! — вышел в свет роскошный альбом. И там обнаружились рисунки, как широко известные (что радует, великолепно отпечатанные — и крупно), так и увиденные мною впервые.
Надо сказать, автор не ограничилась XVI веком, а решила показать историю рисунка в развитии, так что начала с XIII века, а закончила XVII.
Спросите, а почему я говорю, что эти рисунки машина времени? Ведь художники основательно лакировали действительность в угоду заказчикам?
А вот тут-то вы и ошибаетесь. Когда речь шла о живописных портретах, то частенько так и было — даже в наше время не каждый захочет конфликтовать с заказчиком, а уж в XVI веке — тем более. Но в том-то и дело, что первоначально рисунок не предназначался для заказчика. Это были предварительные карандашные наброски. А уже потом для портрета художник что-то добавлял, что-то убавлял, чуточку приукрашал и получался, вроде бы и такой же портрет, но более лестный для заказчика.
Но вот постепенно рисунок сам по себе стал иметь значение, но при этом он оставался гораздо более свободным и реалистичным, чем живописный портрет. К тому же частенько заказчику требовался именно реализм.
Зачем?
А вот вы представьте, знатные дети — особенно королевские — воспитываются вдали от родителей. По разным причинам. К примеру, юную Жанну д'Альбре, будущую королеву Наварры и мать Генриха IV, дядюшка Франциск I просто забрал у родителей (между прочим, у родной сестры). Но должны же были родители знать, как выглядит дочь! И вот — любуйтесь. Портрет двенадцатилетней Жанны, выполненный великим Франсуа Клуэ. Обычно везде помещают портреты королевы уже в зрелом возрасте, но когда-то она была очаровательной девочкой. Через год эту девочку родной дядя насильно выдаст замуж (брак свершен не был по причине юного возраста жены, а через 5 лет брак был аннулирован).
Вдали от родителей подрастали и дети короля Генриха II и Екатерины Медичи. Для их воспитания был выбран королевский замок Амбуаз — чтобы не подхватить никакой заразы. При дворе людей много, значит, риска больше, а вот в Амбуазе лишних людей не было.
Но ведь родители должны знать, что происходит с их детьми, как они растут и выглядят. Поэтому в Амбуазе с королевских детей регулярно рисовали карандашные портреты — как можно точнее. Вот такой аналог фотки на телефон XVI века. Ниже как раз портрет шестилетней Маргариты де Валуа, будущей королевы Марго.
А во время Религиозных войн противоборствующие стороны обнаружили, что рисунки — это еще и средство политической борьбы, реклама и способ опознания врага. Сделать рисунок можно намного быстрее, чем портрет, затем с него делались гравюры и тиражировались, временами, в размере современных плакатов. Одни портреты должны были восхвалять своих, другие — обличать врагов, а еще опознавать их, чтобы уничтожить. А еще рисунки использовали в памфлетах, над ними свершали казни (рвали, сжигали и вешали), раз уж не удавалось добраться до оригиналов...
Не удивительно, что когда гражданская война закончилась, Генрих IV велел все это собрать и уничтожить (вне зависимости от того, кто распространял памфлеты и портреты — католики или протестанты), слишком уж много ненависти возбуждали эти работы.
Скажете "Какая жалость, сколько исторических источников погибло!".
Да, многое погибло, но кое-что до нас все же дошло. Потому что собрать и уничтожить все не удалось, были люди, которые в тайне сохранили это рисованное богатство.
Но вернемся к рисункам. Вы можете спросить, а о каких загадках я говорю.
Да о самых простых. Мы далеко не всегда знаем, кто автор того или иного рисунка. Не всегда знаем, кто на них изображен. Не знаем, при каких обстоятельствах делались те или иные рисунки, и для кого.
Вот, к примеру, тот самый рисунок юной Маргариты. Неизвестно, кто рисовал портрет. Принято называть художника "Мастером Детей Франции", потому что он рисовал и других братьев и сестер Маргариты. Но кто это был? Профессиональный художник или нет? Известно, что в ходе гражданской войны множество рисунков выполнялось любителями, возможно, такое случалось и раньше. К тому же нет данных, что в Амбуазе в то время находился какой-либо художник. Неужели этот замечательный рисунок выполнил непрофессионал?
А временами искусствоведы лишь предполагают, кто изображен на том или ином рисунке. Вот это предположительно автопортрет Франсуа Клуэ.
Он действительно похож на одну из гравюр, на которой изображен художник, правда, там у него еще есть волосы.
Зато ниже автопортрет итальянского художника Франческо Приматиччо, которого еще Франциск I пригласил во Францию. Уже немолодой и уставший.
Или вот очередной неизвестный мастер, который изобразил коронацию Генриха III.
А еще рисовальщики изображали сражения, грабежи, жанровые сцены — действительно машина времени на бумаге, прошлое, как оно есть. И не думайте, будто речь всегда шла только о высокопоставленных особах — на одном из рисунков Ф. Клуэ вы можете видеть сцену из народного фарса.
А еще можно взглянуть на самых обычных людей. К примеру — шутов. Портрет знаменитого Трибуле я уже как-то показывала, а вот другие шуты.
Кстати, все три портрета загадки. Кто на них изображен — известно, а вот кто художники — нет. Ясно только, что это разные мастера.
Или вот ниже предположительно автопортрет художника Жоржа Боба. О нем почти ничего не известно — даже годов жизни, не говоря уж о том, у кого он учился. Считается, что он уроженец Реймса. Известно 6 его работ. Короче, он сплошная загадка. Но зато посмотрите на его прическу. Как вам такой ирокез XVI века? Непривычно, не правда ли?
Забыла сказать, среди художников были и женщины. Вот портрет одной из них. Автор рисунка опять неизвестен.
Зато история сохранила имена множества художников-рисовальщиков, ни одной работы которых до нас не дошло. И так бывает. А, возможно, мы знаем их рисунки, только не может атрибутировать.
И с удовольствием представляю вам портреты простых людей — ремесленников и крестьян. Художник Франсуа Кенель (1542-1616 или 1619) и рисовальщик уже следующего века Никола Ланьо (1600-1650).
Кто были эти люди на портретах — нам уже не узнать. Но, глядя на них, кажется, будто нам открыли окно в далекое прошлое.
© Юлия Р. Белова
Подборка "Изобразительное искусство"
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки
Моя библиография на Фантлабе Смотрите, голосуйте