Найти тему
между прошлым и будущим

Новые "Три мушкетера", Франция, 2023 год. А почему они грязные?

Вот это мушкетеры Людовика XIII из новой экранизации романа Дюма "Три мушкетера".

Что — не похожи? Ну, извините, снимали французы, говорят, что им видней.

Вообще трезвон вокруг этой экранизации — дилогии, между прочим — стоял (и, добавлю, стоит) такой, что можно оглохнуть.

А как провели премьеру! Актеры, игравшие мушкетеров, явились на премьеру верхом — и так же верхом въехали на авансцену перед огромным экраном.

Рекламщики, учитесь! Умеют люди продавать продукт — зрители были в восторге.

И, операторы, учитесь... Как был снят проезд четырех всадников по современному вечернему Парижу! Реально произведение искусства.

А сам фильм... Критики уверяют, что он очень бережно подошел к первоисточнику, стряхнул пыль с классики...

Что?! Бережно?!! А ничего, что чуть ли не в первых же кадрах...

Ах, простите, никаких спойлеров. Да и строго говоря, что нового мы увидели? По крайней мере, в фильме не летают дирижабли и не погружаются в Ла Манш подводные лодки, а в некоторых экранизациях это было.

А еще тут нет черных, что приводит зрителей просто в восторг: "Все по жизни! Никакой повестки... Все французы..." — радуются они.

Наивные...

Играющему двадцатисемилетнего Атоса Венсану Касселю 56 лет, а выглядит он еще лет на 10 старше — да в финале "Виконта де Бражелона" граф де Ла Фер выглядел лучше.

А 42-летняя брюнетка Ева Грин играет блондинку миледи, которой в романе было 26-27 лет, но выглядела она моложе.

"Придираетесь!" — скажет читатель.

-2

Ладно, придираюсь. Зато могу порадовать, что королевский замок Лувр здесь изображает именно Лувр, а не Шамбор, как было однажды. Правда, Лувр современный, а не тот, что был в XVII веке. Ну, конечно, из всех 60 миллионов, потраченных на экранизацию, не нашлось средств, чтобы сделать модель того Лувра (а, возможно, создатели фильма были просто не в курсе, что тот Лувр выглядел иначе, а спрашивать специалистов, к примеру, Национальную ассоциацию музеев Франции — да вы смеетесь что ли, это для слабаков!). А вот в 1950-х годах кинематографисты не поленились — и показали аутентичную резиденцию французских королей.

А так — все мы это неоднократно видели. Куча отсебятины, которую почему-то называют "глотком свежего воздуха". Взрывы, стрельба, беготня и прочий экшен там, где у Дюма все происходит тихо и аккуратно. Модное ныне желание превзойти "Игру престолов" — сгинь-сгинь, нечистая сила! И полное отсутствие духа Дюма.

Даже отдельные кадры из фильма вызывают недоумение, а если посмотреть хотя бы трейлер, то так и хочется спросить: "Что это было?!"

И заметьте, я не про сюжет, в конце концов, мы видели даже д'Артаньяна — отца Людовика XIV, куда уж дальше! Я про другое...

Почему они грязные, небритые, сутулые и ходят в обносках?! Почему у дворян короткие волосы? Почему они сплошь в темном и без украшений, словно все дружно записались в кальвинисты?

Ах, простите, опять спойлер. Протестант там есть (и это беззастенчивая отсебятина), вот только протестанты отличались аккуратностью и чистотой.

Так почему там все грязные?!

"Это все по истории, — говорят поклонники, — Париж был грязным городом, у людей были проблемы с мытьем. Это реализм. Правда жизни, а не детская сказка".

А если проверить?

Ничего, что от семнадцатого века осталось море источников, в том числе изображений? Посмотрим, как там выглядели люди?

"Это была лакировка действительности!" — не сдаются поклонники.

Хорошо, возьмем художников, которых никто и никогда не подозревал в лакировке действительности. Один из них — Жак Калло. Его портрет ниже.

-3

Второй — его величество король Франции Людовик XIII. Ниже его портрет.

-4

Что — в кино он выглядит бедным провинциалом, впервые попавшим в Париж?

-5

Увы, нынешние кино-художники так видят. А вот ниже портрет уже немолодого господина де Жевра, капитана гвардии, выполненный Людовиком XIII.

-6

Сравните с капитаном мушкетеров в кино. Бедненько получилось, да? Все 60 миллионов ушли на взрывы и беготню. Ах да, за право снимать в Лувре тоже надо платить.

А теперь смотрим, как выглядели дворяне в те самые времена — гравюры Калло. Сначала мужчины:

Теперь дамы. Заметьте, не королевы, а просто дворянки. Что, рядом с этими фигурами королева из фильма выглядит бедной родственницей?

Я из милосердия по отношению к создателям фильма не стала приводить портретов реальной Анны Австрийской. Доброта моя неописуема!

А вот так выглядели войска на осаде Ла-Рошели. Тоже Калло.

-9

А еще есть рассуждения об одежде в литературе эпохи, мол, можно быть голодным, но банты и ленты у дворян должны быть! И нарядные пряжки... И белье (которое обязательно было видно) должно быть белым, а не грязным!

В одной из фолий текст как раз об этом. И что характерно, в те самые года, когда происходит действие "Трех мушкетеров". Француженка высмеивает влюбленного в нее испанца:

Испанец, я прошу тебя,
Оставь меня в покое,
Твои глаза слезятся от копоти,
Твои вздохи отдают чесноком.
Да, мне знакомо ваше лицо,
Мне помнится, в Париже
От вас отдавало больше сыром,
Чем мускусом и амброй.
Бедный сеньор, «нищий дон»,
Видимо, отчаяние
Довело вас до крайности:
Ибо ваше белье изрядно почернело.

И все же были, были во Франции люди, чей наряд отдаленно напоминал наряды мушкетеров в кино. Любуйтесь — вот эти люди на гравюре ниже. Крестьяне, который собирают хворост!

-10

Но все же больше всего эти рожи в кино, почему-то называемые мушкетерами, напоминают мне даже не крестьян, а американских киношных бандитов из эпохи Джесси Джеймса.

Да и весь фильм снят в духе эстетики современных вестернов о Диком Западе. Дюма здесь абсолютно не при чем. Это из американских фильмов взяты стрелки, которые пытаются отстрелить высокопоставленное лицо. И манера верховой езды взята оттуда... Ничего нового. Все это мы неоднократно видели. Это называется "американизацией и вестернизацией европейской культуры", чего европейцы давно перестали замечать.

А что реально было бы "свежим глотком воздуха"?

Снять роман так, как он был написан.

Тогда зрители с удивлением обнаружили бы совершенно незнакомую им историю — и не детскую. Не 12+, а 18+.

А еще с удивлением увидели бы д'Артаньяна с иголкой в руках, обшивающего свой камзол галунами — да, потому что дворянин должен быть нарядным! И обнаружили бы, что мушкетеры играют в теннис. И наблюдали бы, как д'Артаньян удирает от миледи в женском платье. И много чего еще...

Верите ли вы в такую радость?

Я уже нет. Но очень хочется.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки