Тема самостоятельности и независимости подростков с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является крайне значимой и требует обсуждения. Беспокойство родителей детей-инвалидов касается того, как их дети адаптируются к независимой жизни и будут ли они способны заботиться о себе. Появление в семье ребенка с ОВЗ обычно приводит к перестройке семейных взаимоотношений и перераспределению обязанностей членов семьи. Это также влечет за собой изменение ценностей и мотиваций родителей, которые вынуждены справляться со всеми проблемами, связанными с инвалидностью, включая недостаток средств, ограничения в жизнедеятельности и т.д.
Заботы по воспитанию такого ребенка могут быть огромными. Ребенок с ОВЗ часто становится центром внимания в семье. Но стремясь создать лучшие условия для его развития и посвящая ему всю свою жизнь, родители могут забыть о своих собственных нуждах и интересах. Такая ситуация может привести к тому, что ребенок начнет манипулировать своим состоянием здоровья, проявлять эгоизм. Если родители пытаются изолировать его от общения с сверстниками, постоянное пребывание только в кругу близких родственников и зависимость от их ухода могут вызвать напряжение, нервозность и раздражительность.
Все это может привести к изменению статуса семьи, усилению ее закрытости, недостатку общения. Взаимодействие с внешним миром часто строится только на основе ожидания получения всего, что государство должно предоставить. При этом все члены семьи проявляют свою созависимость. Такие установки могут существенно повлиять на формирование личности подростка с ОВЗ, привести к развитию так называемых «рентных установок».
Попробуем разобраться, что это такое и как это мешает ребёнку становится самостоятельным?
Рентная установка – это особое состояние готовности к специфической реакции получения выгоды (материальной либо моральной) из своего неблагоприятного положения, возникающее на фоне необоснованной помощи и поддержки со стороны микро- и макро- окружения. Это состояние оказывает тормозящее и деформирующее влияние на личность подростка и все его поведение. Такой подросток ищет пути перекладывания ответственности за свою жизнь и судьбу на других, наиболее выгодную позицию для себя. А это, в свою очередь, способствует стремлению к установлению контроля над окружающими, и манипулированию ими.
Многие дети с ОВЗ, в силу заболевания, проявляют пассивность, инертность, они не стремятся к новым знаниям, избегают общения в коллективе. Но для родителей это не должно становится приговором, наоборот, необходимо преодолевать эти ограничения, стремиться научить ребёнка быть открытым, общаться со сверстниками и другими взрослыми. Цель семейного воспитания и состоит в том, чтобы помочь ребенку социально интегрироваться, насколько позволяют его возможности.
Конечно, ребёнок с ОВЗ имеет право на всестороннюю социальную поддержку, но и ребёнок, и вся семья, должны быть заинтересованы в развитии автономности и самостоятельности ребёнка, подростка.
Родителям детей с ОВЗ, впрочем, как и всем остальным родителям, необходимо научиться расширять сферу ответственности ребёнка. Учить его сначала обслуживать себя, с минимальной помощью, затем, посильно помогать взрослым по дому, получать полезные социальные навыки, а в дальнейшем суметь получить профессиональные навыки, освоить доступную профессию. Всё это возможно в том случае, когда позиция родителей направлена на развитие, устремлена в будущее.
Выстраивание процесса воспитания подростка с ОВЗ напрямую зависит от социального окружения, его внимательности, чуткости, с отсутствием поведения – «потребителя» и «жертвы». Первое, на что следует обратить внимание – это не столько воспитание подростков, сколько перевоспитание самих воспитателей (педагогов, родителей, и др. близких людей), имеющих прямое отношение к взаимодействию с детьми и подростками с ОВЗ.
Материал подготовлен психологом проекта Благотворительного фонда «Гольфстрим» по сопровождаемой профориентации «Друг и Наставник» реализуемого при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.
С историями наших подопечных можно ознакомиться по ссылке.
Поддержать программы благотворительного фонда «Гольфстрим» и помочь подопечным можно по ссылке.
Если вам было интересно, подпишитесь на наш Дзен-канал или следите за новостями на сайте Фонда и в телеграм-канале БФ «Гольфстрим». Будем рады, если оставите для нас комментарий, нам важно ваше мнение. Ждём среди наших подписчиков!