Марии Болконской в романе «Война и мир» отведена скучная роль серой мышки, страдалицы и праведницы, но именно она фактически является самым мудрым и толковым персонажем. Она всегда зрит в корень, у всего считывает изнанку и истинное намерение, она всегда на шаг впереди любого события. То, как она разбирается со всеми ударами в своей жизни, не может не удивлять. Её мозг невероятно гибок и в любом, казалось бы, самом негативном событии, она всегда умеет найти ценность в виде зерна мудрости. Мария спокойна, рассудительна и всегда четко придерживается своей незыблемой позиции, на которую никто не способен влиять. Именно такой видится эта героиня в канве всего повествования.
Пьер Безухов предстает в начале романа полным её антиподом с точки зрения процесса взросления. Каким бы обаятельным, симпатичным и душевным он не был, все эти качества не имеют никакой ценности без огранки психологической зрелости. Это просто переросший ребенок, который застрял в детской позиции и представляет собой не столько личность, сколько сплошные всплески бессознательной части. В романе путь Пьера можно оценить как болезненный переход инфантильного человека на уровень духовного роста и событием, которое будет этому способствовать, является передача ему неслыханного наследства, оставленного отсутствующим в его жизни отцом. Именно наследство создаст цепочку событий, которая станет мощным ударом по его психике. Такого рода удары несут свою функцию в пространстве жизни и являются эволюционным инструментом, своего рода молотом для закаливания души и соединения её с духом.
Каким образом Мария Болконская могла заранее знать, что такое большое наследство придавит Пьера своей силой и заставит страдать? Обладали ли она даром ясного видения или неким сакральным знанием? Скорее первое, нежели второе, так как она не только не интересовалась книгами эзотерического толка, но и отклоняла их от себя. А развить ясное видение ей помог её степенный начитанный ум, который был к тому же смиренно загружен постижением точных наук с подачи её отца. Именно умение вникать в сложные разделы геометрии, навык управления сложными пластами знаний в купе с чистотой привитых нравственных основ, дало этот эффект постижения причинно-следственных механизмов жизни.
Новая переменная всегда влияет на всю систему. Как в математическом уравнении, так и в семейной системе, любое новое слагаемое, человек или событие вносят своё изменение. Пьер, как система, принимает на себя неподъемный груз огромного состояния и дело здесь даже не в том, что он не умеет распоряжаться им, а в том, что он не умеет удерживать этот вес энергетически. Материальные блага это всегда результат либо пользы, которую приносит человек, либо результат урона, который он обслуживает. Мария Болконская чувствует этот механизм и, хорошо зная Пьера, понимает, что ни по одному из данных критериев он не проходит. Она тревожится за него, предвидя как, будет отыгрывать состояние само себя.
Здесь дело не в том, что богатство является чем-то плохим или зловещим. Нет, оно нейтрально само по себе и при должном обращении всегда может быть благом. Ключевым здесь является то, что богатство приходит лишь тогда, когда в человека загружены некие программы, ведущие к материальному достатку. Либо это созидательные коды как путь восхождения: польза, ответственность, служение людям, грамотное управление, раскрытие потенциала, справедливое распределение и мудрость. Либо это коды разрушения как путь нисхождения: спекуляция, торгашество, манипуляции, обман, личное обогащение за счет притеснения других, коды подавления и присваивания. Ни того, ни другого в Пьере наработано не было, поэтому богатству остается только давить собою на него как на систему, чтобы либо ослабить её, либо усилить.
Каким бы начитанным и знающим добряком не являлся бы Пьер, у него есть очень серьезный и весомый дефект, который рушит все его плюсы. Пьер не принадлежит себе. Он, как бесцельно блуждающий потенциал, мгновенно окутывается чужими полями и становится ведомым. Он управляем мыслями других людей и подобен мячу, который хаотично мигрирует от игрока к игроку. Пьер не творец своей жизни, он не несет за неё ответственность, а является разменной монетой и плодом чужих мыслей, решений и планов. Про таких людей говорят «без царя в голове» и они абсолютно не способны удерживать богатство, потому что большой достаток оседает только в руках тех, кто подчинил самого себя себе и не ведом вторжениями извне.
Свалившееся на голову Пьера состояние сразу закономерно приманивает в его жизнь паразитов в виде разрушителей и предателей. В нем теперь становится столько бесхозного и неосвоенного потенциала, что он сам подобно стихии стал запускать этот процесс. Аналогично тому, как в любой экосистеме паразит находит возможность запустить жизнедеятельность только в ослабленном организме, так и жизнь Пьера мгновенно слабеет под давлением состояния и поражается людьми в лице Элен Курагиной и Долохова. Именно эти люди побуждают его мозги работать по-новому, они отрезвляют его, встряхивают и пробуждают. Он уже не может оставаться тем, кем он был ранее, так как условия и исходные данные меняются настолько резко, что Пьер вынужден противостоять им и пересматривать свои взгляды на жизнь.
В союзе с Элен Пьер начинает понимать глубинный смысл рассуждений и разочарований Андрея Болконского касательно своей жены Лизы. Он начинает чувствовать эту горечь процесса уравновешивания людей из двух противоположных миров, этот гомеостаз, который опрокинул его в бездну, эту гнетущую плату за свою беспечность. Он возненавидел своё неумение распознавать и чувствовать людей, эту роковую наивность и лень, но разве были иные механизмы, позволяющие Пьеру повзрослеть? Еще никогда он не чуял этого градуса опустошения, этого своего дна в недрах своей психики, этих новых координат реальности, но он не может осознавать, что именно состояние отца так давит на него и требует себя обслуживать. Именно оно тянет его вниз, выхолащивая его душу, провоцируя кровопийц, чтобы пришло понимание данного процесса. Ведь богатство это гигантский вес, который нужно уметь удерживать и напитывать, а иначе оно способно расплющить и примеров тому масса, как в жизни, так и пространстве литературных произведений и кинематографа.
Неудивительно, что Элен начинает избавлять его от такого бремени и принимается спускать все его капиталы. Элен также снимает с себя маску неприступной красавицы и демонстрирует Пьеру всю свою ничтожную внутреннюю пустоту, с которой он теперь вынужден постоянно приходить в равновесие и терять свои силы жизни.
Важно отметить, что такие разрушительные женщины вторгаются в жизнь мужчины, чтобы уничтожить либо его, либо себя. Пьер, в этой схватке двух психик, о которой даже не подозревал, оказался сильнее и выстоял. Подобные события и алгоритмы, к сожалению, всегда дышат в спины людей высокого достатка, в случае если путь достатка идет через путь нисхождения, то есть незаслуженно. А наследство является законным только на бумаге и только в пространстве уклада общества, но в рамках мироздания и психических аспектов царят совсем другие понятия. Таким образом, Элен скоропостижно и без видимых предпосылок уходит из жизни именно в момент прорастания Пьера как нового человека, совершившего свой переход в новую бытийность.
Теперь он обучен опытом, он имеет теперь новую грань в своем сознании, которая чувствует в другом человеке не только его личину, но и изнанку, слышит не только слова, но и намерения, видит не только человека, но и его возможные поступки и действия.
Рекомендую к прочтению:
Любила ли своего сына Анна Каренина и почему она равнодушна к дочери?
Синдром купеческой дочери. Опасный недуг барыни в рассказе Тургенева "Муму"