Полное равнодушие Анны Карениной к дочери от Вронского на фоне сильной эмоциональной привязанности к сыну от Каренина вгоняет читателя в полное недоумение. Чем это может быть вызвано? Как такое вообще возможно? Эти вопросы вспыхивают в голове при прочтении романа, и в этой небольшой исследовательской работе попробуем дать ответы на них.
Лев Николаевич Толстой нейтрален к Анне как персонажу. Он не осуждает ее, а скорее жалеет. В романе он раскрывает предпосылки такого отношения женщины к своему ребенку, но каждый читатель трактует их по своему в зависимости от своей картины мира и багажа жизни.
В концепцию романа Толстым заложена идея противоположных векторов развития. Здесь представлены люди разумные и ответственные в противовес людям особой породы, которыми руководят инстинкты. Слово «порода» Толстой вкладывает в уста Пьера Безухова в романе «Война и мир» как определение семейства Курагиных, в которых слишком явно сквозит животная стать. В романе «Анна Каренина» эту нишу занимают Облонские и Вронский, но подача читателям идет в более замаскированном виде, глазами восторженных людей, ведомых любой иллюзией.
Брак Анны и Алексея Каренина - это соединение плюса и минуса. Анна не питала пламенных чувств к мужу, но это не мешало ей уважать его и чтить. Находясь под покровом бытия положительного человека, Анна и сама учится любить, быть заботливой и внимательной мамой. Она жила спокойной счастливой жизнью, равномерно распределяя свои силы между важными людьми в ее жизни. Анна занимала устойчивую позицию в своей семейной системе, и эта благотворная среда опосредованно напитывала ее своими основами. В этом браке рождается сын, который имеет равные шансы на обе жизненные позиции. В нем есть часть того света, переданного отцом, который будет направлять его, но и есть эта червоточинка от матери, которая будет втягивать его магнитом в разные передряги.
Вступая в отношения с Вронским, Анна неосознанно включает его в свою семейную систему, и он становится тем опасным фактором, который расшатывает эти семейные отношения, выводя их из строя. Он последовательно уничтожает их семью изнутри, заставляя кровь Анны закипать в жилах и идти на предательство. С этой минуты жизнь Анны идет по пьянящей ниспадающей прямиком в ад. Сама Анна также создала все условия для этого обстоятельства своим бессознательным желанием выбить почву у восторженной Кити, ставшей впоследствии фитилем для пламени их страсти.
Отношения Вронского и Анны формируется как союз из двух минусовых позиций, который балансирует только за счет психологического уничтожения Каренина и их сына. Можно конечно думать, что дети малы и не способны анализировать подобные вещи, но психику человека, у которой нет возраста, обмануть невозможно. От самой ситуации у ребенка идет ее взлом и разрушение в виде серьезной психологической травмы. Важный человек, которого ребенок любил и доверял, считал самой значимой фигурой в своей жизни, предает его и ради совершенно чужого случайного человека, непонятно откуда взявшегося. И на этой стадии сама Анна отучается в принципе испытывать нежность и любовь к своим детям.
Все что делает Анна по отношению к Сереже с этого момента, называется эмоциональное насилие или расшатывание психики. Сознательно она думает, что соскучилась по нему, а бессознательно ей нужно распороть его заживающие раны и заставить их сочится. Она уже не любит его, в чем и сама себе признается в конце произведения. Анна потеряла способность любить детей, так как вступила в губительные созависимые отношения с Вронским и только туда теперь направлено русло ее внимания.
Дочь, рожденная в браке Анны и Вронского, это их детище, которым они не способны интересоваться. Они будто не распознают в нем ценности. Сама природа оберегает это дитя от их разрушительного воздействия.
Этой паре гораздо приятнее проводить время с прохиндеем и лодырем Васенькой Весловским, нежели со своей дочерью, которую они скинули кормилице и гувернантке. Анне уже не интересно вкладывать часы своей жизни в свою дочь, ей интересно заигрывать и флиртовать с бездельниками, чтобы будоражить Вронского. Все ее эмоции и внимание втягивают в себя те, кто на приточке, благодаря которым Анна уже не располагает ни ресурсом, ни желанием посетить комнату своей дочери и побыть с ней. А человек испытывает привязанность только к тому, во что он вкладывается своим вниманием.
И Анна здесь уже не виновата, она вообще ничего не осознает и не понимает, что с ней происходит. Она вся под властью своего бессознательного, которое вертит ею подобно кукловоду.
Однако, если гипотетически предположить, что Анна стала бы уделять внимание своей дочери и стала к ней привязана, то и из этой затеи ничего хорошего бы не вышло. Человек, который стал на путь обмана и предательства и глубоко не раскаявшийся в этом, этот тот, кто умеет только разрушать. Это гипотеза, которая носит в себе массу доказательств. Предавший, всегда отказывается от разума в пользу психики, а психика, если дать ей власть, либо уничтожает самого человека, либо уничтожает других, потому что психика человека есть квинтэссенция и совокупность всех уровней животного мира, когда-либо пребывавших на этой планете.
Рекомендую к прочтению:
Эталон разрушительной личности. Вронский из романа "Анна Каренина"
Недооцененный Каренин. Уникальный художественный прием Толстого.
Анна Каренина как персонаж или алгоритмы, ведущие в пропасть