В день рождения Питера Пауля Рубенса, ярчайшего представителя фламандской школы живописи и одного из основоположников искусства барокко, хочется напомнить про выставку «ПОД ЗНАКОМ РУБЕНСА. ФЛАМАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVII ВЕКА ИЗ МУЗЕЕВ И ЧАСТНЫХ СОБРАНИЙ РОССИИ», которую продлили до 30 июля 2023 года.
Проект объединил работы из 9 музеев, среди которых Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижегородский художественный музей, Музей-усадьба «Архангельское», Воронежский областной художественный музей, Серпуховский историко-художественный музей, Тульский музей изобразительных искусств, Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей, Ярославский художественный музей и государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим».
Истринский музей, бесспорно, задает высокую планку другим музеям Подмосковья и успешно соревнуется за внимание посетителей и с московскими музеями.
По задумке кураторов выставки, "концепция выставки отражает историю формирования нового художественного рынка во Фландрии на протяжении XVII века". Запутанная история.
Коллекционеры разных уровней, профессиональные арт-дилеры, благодаря которым сформировался свободный художественный рынок и широкий экспорт фламандской живописи — также стали героями этой выставки.
Другими словами, выставка иллюстрирует миф, что до нас не дошло вещей исключительно руки Рубенса, ведь он первый придумал бригадный метод и вовсю эксплуатировал учеников, хотя он называл их красиво аспирантами.
Вообще можно спорить, Рубенс был более гениальным художником или бизнесменом, но выставка не об этом. Она демонстрирует с одной стороны, взаимоотношения между художниками, учениками и подмастерьями, с другой — между авторами живописных произведений, арт-дилерами и коллекционерами.
Совсем незаметна роль Рубенса - дипломата. Но это на первый взгляд. Например, заглавная картина выставки, фрагмент которой использован на рекламном буклете, иллюстрирует сюжет, популярный в западноевропейском искусстве. Александр Великий, царь Древней Македонии, женился на плененной им Роксане, дочери бактрийского вельможи. Этот брак с Роксаной был продуманным политическим шагом Александра. «И его брак с Роксаной, красивой и цветущей девушкой, в которую он однажды влюбился, увидев её в хороводе на пиру, как всем казалось, вполне соответствовал его замыслу, ибо брак этот сблизил Александра с варварами, и они прониклись к нему доверием и горячо полюбили его за то, что он проявил величайшую воздержанность и не захотел незаконно овладеть даже той единственной женщиной, которая покорила его.» Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Александр. 47:4. Перевод М. Н. Ботвинника и И. А. Перельмутера.
Известно, что полотно создавалось мастерской художника под его непосредственным руководством, в завершении Рубенсом лично откорректировал важнейшие детали композиции (это в частности изображение голов персонажей, доспехов и шлема Александра Великого, драгоценная корона в его руках).
Другая работа Рубенса и его мастерской - "Французский король Генрих IV использует счастливую возможность для заключения мира: аллегория" - часть не осуществленного цикла для украшения восточного крыла Люксембургского дворца в Париже (две крупно форматные композиции цикла «Генрих IV в битве при Ивре» и «Торжественный въезд короля в Париж» в настоящее время находятся в Галереях Уффици).
На полотне изображена аллегорическая сцена, прославляющая заключение мира между Францией и Испанией в 1598 году. Мир в Вервене закончил религиозные войны во Франции и проложил путь к «Золотому веку» королевства Франции. Позднее, когда французский заказ на этот цикл был отменен, Рубенс использовал смысловую и композиционную идею при создании картины, уже не связанной с Генрихом IV., но превратившуюся в прославления героя, использующего благоприятный случай для заключения мира.
Отдельно хочется отметить цитаты из переписки Рубенса с современниками, удивительно современны и своевременны.
Рекомендуем успеть посетить выставку "Под знаком Рубенса", хотя часть представленных картин уже знакома по предыдущим выставкам, например про Брейгелей, у этой выставки сейчас совершенно другое звучание.
Адрес: Московская обл., г. Истра, ул. Ново-Иерусалимская набережная, д. 1
Цена билета: 400 руб; в выходные и праздничные дни 500 руб.
Время работы: Понедельник — выходной
Вторник - среда — с 10.00 до 19.00
Четверг - суббота — с 10.00 до 20.00
Воскресенье — с 10.00 до 19.00