Найти в Дзене
Бизнес-секреты

Как за 5 шагов составить скрипты продаж

Скрипты продаж — это сценарии, которые продавец использует в разговоре с клиентом. С их помощью менеджер проводит клиента по всем стадиям покупки.

У скриптов две задачи — улучшать результаты работы продажников и помогать быстрее адаптировать новых сотрудников к работе с клиентами. Например, с готовым скриптом продаж можно улучшить качество сервиса и свести к минимуму влияние человеческого фактора.

Есть и минусы использования скриптов — продавцы меньше импровизируют в разговоре. Не всем клиентам такое по душе — иногда сценарий продает хуже, чем живое общение.

По построению диалога легко понять, что менеджер идет по сценарию и задает заранее подготовленные вопросы
По построению диалога легко понять, что менеджер идет по сценарию и задает заранее подготовленные вопросы
В этом магазине менеджер общается с клиентом, как умеет — импровизирует и задает дополнительные вопросы во время разговора
В этом магазине менеджер общается с клиентом, как умеет — импровизирует и задает дополнительные вопросы во время разговора

Использовать скрипты продаж можно в разных ситуациях — в переписках, в телефонном разговоре и социальных сетях. Для каждого случая обычно составляют разные сценарии.

Разберем в статье, как за пять простых шагов составить скрипты продаж для вашей компании.

Как составить скрипты продаж для вашего бизнеса

В интернете много примеров скриптов продаж — их можно взять в работу, но мы не рекомендуем так делать. Некоторые могут не подойти вашему бизнесу, а иногда даже навредить ему.

Разработку скриптов для конкретного бизнеса можно поделить на пять этапов:

  1. Анализ целевой аудитории.
  2. Изучение записей разговоров.
  3. Анализ этапов продаж.
  4. Составление сценария.
  5. Тестирование.

Разберемся с каждым шагом подробнее.

Анализ целевой аудитории. Составьте портреты и описания людей, которым интересен и полезен ваш продукт. Например, можно описать, какие у клиента есть страхи и проблемы, и выяснить, о чем он мечтает и что для него ценно.

Рекомендуем адаптировать скрипты продаж под каждый тип целевой аудитории, ведь у каждой из них разные проблемы.

Изучение записей разговоров. В начале слушайте все или большую часть разговоров с клиентами. Так можно проанализировать, какие у аудитории есть возражения, чем они недовольны и в какой момент диалог заканчивается.

Еще можно узнать, как с клиентами общаются ваши конкуренты. Для этого сотруднику нужно позвонить или написать конкурентам и представиться клиентом. Попросите работника записать диалог, чтобы можно было его проанализировать в дальнейшем.

Анализ этапов продаж. Попробуйте выделить стадии продаж вашего продукта. После этого к каждому этапу напишите задачу для продавца, которую нужно выполнить. Например, если продавец презентует товар, то его задача — максимально полно рассказать о плюсах и помочь решить проблему клиента.

Составление сценария. Людей, которые разрабатывают скрипты, называют скриптологами. Но необязательно искать именно их среди сотрудников.

Вот кто еще может заниматься составлением скрипта продаж:

  • маркетолог или руководитель отдела продаж;
  • фрилансер или маркетинговое агентство;
  • собственник бизнеса.

Скрипт должен быть максимально простым и понятным, а оформить его нужно так, чтобы было удобно учить и запоминать текст.

Тестирование. Протестируйте скрипт внутри компании — для этого один сотрудник может играть роль клиента, а другой — продавца. Благодаря этому можно понять, где речь выглядит неестественно.

После составления и тестирования скрипта продолжайте его анализировать и при возможности поправлять на разных этапах. Так клиентам будет максимально комфортно общаться с вашими сотрудниками и они вероятнее приобретут товар.