В России закончились ЕГЭ и стартовала приемная кампания. Получив результаты всех экзаменов и посчитав сумму конкурсных баллов, абитуриенты подадут документы в вузы.
Практически все рязанские выпускники, мечтающие получить высшее медицинское образование, пойдут в единственный на весь регион профильный университет. Учиться долго, сложно, но конкурс в таких вузах всегда высокий, желающих связать свою жизнь со здравоохранением много.
Ежегодно РязГМУ выпускает более 400 участковых терапевтов. Казалось бы, с такими темпами можно быстро закрыть все вакансии в городе и районах. Однако врачей в регионе не хватает.
Как заинтересовать молодых специалистов, а может надо прислушаться к депутатам Госдумы и заставить ординаторов отрабатывать обучение, куда делся коронавирус, и зачем обычным рязанцам спецкурсы врачей из медвуза. Мы искали ответы на эти вопросы вместе с ректором Рязанского государственного медицинского университета Романом Калининым.
Будут косить и убегать
Роман Евгеньевич, в Госдуме предлагают сделать обязательным распределение молодых специалистов после вуза. Как вы считаете, эта мера решит проблему нехватки врачей на селе?
Я против распределения, но за целевой набор. Дело в том, что правильно проведенный целевой набор убирает необходимость распределения. На последней ярмарке вакансий главврачи из районов завлекали молодых специалистов, в том числе показывая фото их будущих квартир.
Во время распределения никто об условиях для врачей задумываться не будет, хоть в палатки поселят. А специалисты в свою очередь будут убегать, будут косить, заболевать. Если нет условий, не поедут.
К модели распределения сейчас много вопросов. Это только для студентов-бюджетников? А если перевестись с платного обучения на бюджет, то надо будет отрабатывать?
В Белоруссии, насколько я знаю, распределяют всех: и бюджетников, и «платников». Но Россия в отличии от Белоруссии большая. Одно дело получить распределение в достаточно благополучную и близкую Рязанскую область, другое дело в отдаленные Еврейский автономный округ или Читу.
А в чем достоинства целевого набора?
Сейчас «целевики» все в распоряжении минздрава области. Нас с Александром Сергеевичем (глава регионального минздрава — прим. ред) поддержал Павел Викторович (губернатор Рязанской области — прим. ред).
Раньше «целевик» мог обучаться по договору от больницы скорой медицинской помощи, но такая практика не нужна. В БСМП участковый терапевт-целевик не нужен, так как у нее нет участков.
Теперь другая ситуация: целевой набор идет через региональный минздрав. Это верный шаг. Через шесть лет министр здравоохранения отправит врачей по городу и районам.
А сколько у вас «целевиков»?
"Целевиков" много. Под 80% от всех студентов. Наш университет один из лидеров среди российских вузов по показателям такого набора.
«Целевиков» всегда охотно брали и считали, что это наша миссия. Да, мы здесь рискуем падением баллов, хотя в прошлом году опередили по ним Москву и Петербург.
У нас на педиатрическом факультете в этом году в общем конкурсе будет всего три места, остальные «целевики» из Рязанской, Тульской, Липецкой, Московской и Тамбовской областей.
И сколько потом «целевиков» пытаются сбежать?
Не так много, потому что им тогда придется выплатить больше миллиона рублей. Сумма немаленькая. Она вычисляется, исходя из среднего тарифа за год: сейчас порядка 180 тысяч, плюс пени, штрафы…
Зачем городу 50 бригад
Теперь давайте поговорим о кадровом голоде. Сейчас врачей не хватает не только в районах, но и в областном центре.
Со взрослыми участковыми легче. Нам было сложно, когда люди увольнялись организованными группами во время ковида, потому что боялись. Приходилось заполнять места ординаторами. Сейчас ставки в первичном звене берут достаточно активно.
На мой взгляд, есть смысл вернуться к анализу участковой сети. Надо предложить это Александру Сергеевичу Пшенникову. Важно понять, насколько эта сеть сейчас гомогенная, когда последний раз мы меняли подходы к участкам. Может быть участки нарезаны непропорционально? Ведь есть население прописанное, а есть проживающее.
А если говорить о заполнении вакансий, то здесь выход понятен — активно привлекать тех, кто идет в ординатуру, чтобы они совмещали. И министерству здравоохранения надо активно использовать свои полномочия. Например, абитуриентов, заключивших договор с областной клинической больницей (ОКБ), нужно отправлять участковым в поликлинику на два года, а затем уже в ординатуру.
Главный врач нашей станции скорой помощи говорил, что к ним пришло порядка 80 специалистов — это и фельдшеры, и врачи. Думаю, что не все на полную ставку, но тем не менее. Они пришли, потому что минздрав выпустил временный приказ порядка допуска на скорую помощь, разрешив не проходить ординатуру или профпереподготовку, а сразу после вуза получить краткий образовательный курс и выйти на работу. И люди начали совмещать две работы.
Количество бригад скорой помощи — это философский вопрос: нужно ли нам 50 бригад на город, если они будут не загружены.
А разве они могут быть не загружены?
Могут. Есть пик вызовов, а есть время, когда скорые не вызывают и бригада стоит. Не надо слепо следовать нормативу.
Так вот, если возвращаться к нагрузкам участковых после университета, я убежден: если им разрешат совмещать, это поможет преодолеть дефицит кадров.
Коронавирус с нами
Отвечая на предыдущие вопросы, вы затронули тему коронавируса. Куда он делся?
Он здесь, с нами. Вот сейчас у моего друга температура 39 и ничего больше не болит. Но диагноз понятен. Коронавирус всегда был, просто пришел очень злой вирус, в который не все сразу поверили. Многие считали, что это фейк.
Даже врачи?
Конечно. Были мнения, что коронавирус — фейк и происки фармбизнеса. Многие врачи даже не сразу привились.
Я прививку сделал в августе, когда вакцина еще не была зарегистрирована. Экспериментально делал.
Не боялись?
Сначала боялся, а потом сел за руль и один поехал в Москву, никому ничего не сказал. Зато, вернувшись в Рязань, смело агитировал — вот он я — живой и здоровый. И действительно, у нас много врачей сделали прививку.
Почему решились?
Я понял, что мы не видим пока реальных средств, которые помогут врачам в борьбе с болезнью. Изоляция вряд ли победит воздушно-капельную инфекцию.
А переболеть не легче?
А вот тут как карты лягут. Я сам толком не понял: болел или нет. Был высоченный титр антител. И до конца пандемии оставался таким.
Коронавирус мутирует?
Да, как и любой вирус. Меняются штаммы. Вирус мутирует. В 2020 вирусы были достаточно злые, последующие имели большее распространение, контагиозность и меньшую интенсивность. То есть вирус был заразный, но не такой злой.
Санкций не почувствовали
На вузе как-то отразились санкции?
Нет. К нам продолжают переводиться ребята из Украины. Мы совершенно спокойно ведем свою экономическую и научную деятельность.
Не возникло сложностей с получением оборудования?
Санкции, которые наложили на наш медуниверситет, мы вообще не почувствовали. Если говорить про ограничения в отношении страны, то оборудование к нам как шло, так и идет, сильно дороже оно не стало. Некоторые реактивы пришлось заменить аналогами.
Всегда меняются условия: был ковид, были свои сложности, сейчас свои.
Кстати, мы не пересмотрели для вуза показатели активности и цитируемости в международных базах данных, которые сейчас для российских университетов закрылись. Но мы рекомендуем коллегам печататься в научных журналах, смотрим на Латинскую Америку и Китай.
Как управлять здоровьем
Вы собирались делать курсы для обычных рязанцев. О чем будете говорить с людьми?
Мы готовим «Школу отцов». Идея родилась совершенно случайно. Профессор Дмитриев сказал, что есть двадцать видов детского плача. Кто из отцов это знает и умеет отличать?
Мы уже сделали курс «Управляй здоровьем», по тейпированию. Будем продолжать придумывать и проводить курсы для людей, которые хотят узнать что-то новое.
Мы обязательно подготовим цикл, посвященный демографическим проблемам, будем рассказывать о семье, детях, их питании, образе жизни. И нам очень понравилось, как прошли курсы по навыкам первой помощи.
Есть предложение сделать гид по цифровым сервисам для старшего поколения, например о том, как работать на Госуслугах. Даже не знаю, куда нас еще занесет, но мы ищем темы, которые будут полезны всем.
Фотограф Василий Веревкин.