Если говорить об искусстве в разных его проявлениях и сферах, то нельзя не упомянуть «Дюну» Фрэнка Герберта. «Дюна» — один из самых известных научно-фантастических романов XX века, который удостоился премий Хьюго и Небьюла. Роман и по сей день входит в различные топы. Его книжные, игровые и киноадаптации тесно переплелись между собой и оказали огромное влияние на массовую культуру, послужив источником вдохновения для множества произведений. Таких, как: Звездные войны, Warcraft, Чужой, Red Alert, Fallout и других.
Собственно, не только на массовую культуру «Дюна» оказала влияние. C 2009 года вымышленные географические названия и имена персонажей романа используются астрономами для именования объектов на поверхности Титана.
По факту роман хоть и является фантастическим произведением, на деле же обнажает проблемы и пороки присущие современности. Фантастическая составляющая помогает погуще замесить коктейль из политики, религии, технологии, экологии, философии. И сложно казать, какому ингредиенту в романе уделяется большее внимание. Но, обо всем по порядку…
Фрэнк Патрик Герберт родился в Такоме (шт. Вашингтон) 8 октября 1920 года. С детства мечтал стать писателем. Первые свои произведения написал в 40х годах. Но первое значимое произведение в жанре научной фантастики было опубликовано в 1952 году в журнале «Startling Stories». Рассказ в оригинале назывался «Looking for Something?» (встречается в разных переводах: «Ищешь что-то?» или же «На что-то напрашиваетесь?»). В последствии он написал не одно произведение, но знаменитым его сделала… статья.
В 1957 году Герберт посетил городок Флоренс в Орегоне, где расположена Национальная зона отдыха – Орегонские дюны. Это уникальная область продуваемого всеми ветрами песка. Они являются крупнейшим пространством прибрежных песчаных дюн в Северной Америке и одним из самых больших пространств прибрежных песчаных дюн умеренного пояса в мире.
Именно здесь Департамент сельского хозяйства США экспериментировал с использованием специальных трав для контроля за передвижением песчаных дюн. Вот тогда-то у Герберта и проснулся интерес к экологии. Он сел за написание статьи под названием «Они остановили движущиеся пески». Которую, он так и не закончил. Но теперь у Герберта перед глазами был наглядный образ планеты, на которой развернуться события его будущего Magnum Opus.
Арракис – Дюна – Планета пустынь.
Писать «Дюну» Герберту довелось в удивительное время – в 60е. в мире творилось, черт знает что! Холодная война, карибский кризис, договор о запрещении испытаний ядерного оружия, организация стран — экспортёров нефти, война во Вьетнаме, космическая гонка, начало сексуальной революции, активные исследования ЛСД. И все это, в том или ином виде, нашло свое отражение в романе.
Космос стал близким, как никогда. 1957 — запуск первого искусственного спутника Земли – «Спутник-1».
1961 — первый человек в космосе - наш, советский.
1963 — первый(ая) депутат государственнейшей думы женщина в космосе.
1965 - первый выход в открытый космос.
1969 — высадка на Луну.
Было бы глупо в таких реалиях не написать космическую оперу.
Мир Дюны – это мир весьма далекого будущего. Важную роль играет планета Арракис, также именуемая Дюной, является единственным источником меланжа. Дюна также знаменита своими гигантскими песчаными червями, обитающими в пустыне. Они загадочным образом связаны с существованием меланжа.
Но на деле же «Дюна» лишь прикидывается фантастическим романом, поскольку строится по фэнтезийным лекалам. В мире Дюны вовсю процветает феодализм. На планете Арракис господствуют песчаные черви, которых аборигены именуют Шаи-Хулуд. Здесь они исполняют роль драконов, стерегущих свои сокровища – меланжа. Космическое пространство хоть и бороздят хайлайнеры Космической Гильдии, но управляются они мутантами – гильд-навигаторами. Ибо люди отказались от искусственного интеллекта, мыслящих машин, роботов, компьютеров, и сделали упор на развитии своих мыслительных и экстрасенсорных способностей. Это связано с имевшим место в мире дюны восстанием машин.
Война человечества с мыслящими машинами во вселенной «Дюны» получила название Батлерианский джихад.
Неприязнь или страх перед технологиями зародились еще во времена промышленной революции. Но с появлением роботов этот страх обрел лицо и стал одним из основных фантастических сценариев развития технократического общества. Это было в «Метрополисе», «Терминаторе», «Матрице». Только в этих произведениях восстание машин является основным движителем сюжета. В «Дюне» же это был лишь повод уйти от фантастики к фэнтези. После победы над машинами, функции, которые до этого выполнял ИИ, стали исполнять специально подготовленные люди. Ментаты, люди-компьютеры способные проводить невероятно сложные и точные расчеты. Сестры Бене Гессерит, развивавшие ментальные способности женщин и учившиеся контролировать каждую клеточку своего тела. Космическая Гильдия, получившая полную монополию на межпланетные перевозки. Все они в мире Дюны играют роль этаких волшебников. Но мы же помним, что у нас тут научная фантастика, а значит поразительным способностям последних должно быть объяснение. И оно есть – спайс, он же пряность, он же меланж.
Да, по описанию воздействия спайс по факту наркотик. Наркотик, обладающий множеством уникальных свойств. Он продлевает жизнь, расширяет сознание. Ну и разумеется, имеет побочные эффекты. Самый безобидный из которых, так называемые, «глаза Ибада». Зрачки, белки и радужка глаз становятся синими. Большие дозы спайса вызывают привыкание, и без новых доз человек погибает. Ну, а те, кто принимает ударные дозы спайса в профессиональных целях, как гильд-навигаторы, теряют человеческий облик. Буквально. И не из космоса этот наркотик свалился. По книге-то, как раз из космоса. Но, при этом спайс имеет аналог и на Земле. (Нет! Речь не о курительной смеси!) И он природного происхождения. Вот, что писал миколог Пол Стаметс отчету о встрече с Гербертом в 1980-х годах:
«Далее Фрэнк рассказал мне, что большая часть предпосылок « Дюны» — волшебная пряность (споры), позволяющая искривлять пространство, гигантские песчаные черви (личинки, переваривающие грибы), глаза фрименов (лазурно - голубые псилоцибиновые грибы), мистицизм женщин-воинов, Бене Гессерит (под влиянием сказок Марии Сабины и священных культов грибов Мексики) — исходил из его восприятия жизненного цикла грибов, а его воображение стимулировалось его опытом с использованием галлюциногенных грибов».
Вот вам и волшебники.
К слову, во вселенной Дюны, ментат - человек-компьютер, обладающий выдающимися аналитическими и вычислительными способностями. А во вселенной Fallout, ментаты — медпрепарат, вызывает улучшение памяти, обострение чувств, а также повышение бодрости и привлекательности, после чего наступает сонливость и апатия. А еще ментаты вызывают сильное привыкание.
И если по воздействию спайс – наркотик. То, по способу добычи и ценности, спайс – нефть. Раз так, то Арракис – это ближний восток.
Герберт не спроста добавил в свое произведение ближневосточного колорита (арабские и персидские имена, названия и образы). Хоть для фантастики 60х это была экзотика. Но в ту пору в моду как раз вошли этнические мотивы. Правда, Герберт вдохновлялся историей, все-таки, офицера британской разведки Томаса Эдварда Лоуренса. Которую как раз экранизировали и прокатили в кинотеатрах в 1962 году под названием «Лоуренс Аравийский».
Поначалу история Герберта получалась прямолинейной и отдавала плагиатом. Тогда Герберт обратился к книге британской писательницы Лесли Бланч – «Райские сабли», повествующей об имаме Шамиле и событиях Кавказской войны. Тут же Герберт подсмотрел несколько иностранных слов для своего романа. Так появился язык чакобса, на котором говорят фримены, аборигены Арракиса. А в качестве основы для культуры фрименов Фрэнк Герберт использовал культуру туарегов Сахары. Так зародилась основная канва произведения. На краю мира, в пустыне, добывают ценнейшее ископаемое. «Цивилизованные» богачи борются за это сокровище, против них восстают народы пустыни, движимые фанатичной верой. Осталось на этот костяк накидать персонажей, существ (у нас же все-таки космическая фантастика) и дополнительных подсюжетов, чтобы отвлечь читателя от нежелательных аналогий с Лоуренсом Аравийским.
Вкратце сюжет следующий. Коварный (естественно!) император вверяет во временное управление пустынную планету Арракис своему потенциальному сопернику герцогу Лето Атрейдесу. Попутно император вступает в сговор с Домом Харконненов – бывшими (и разумеется) деспотичными правителями Арракиса и извечными врагами Дома Атрейдесов, дабы те без лишнего шума сгнобили герцога Лето и его семью в пустыне. Попутно выясняется, что леди Джессика – наложница герцога, практически пустила по одному месту многовековую селективную программу ордена Бене Гессерит по выведению сверхчеловека - Квисатц Хадераха. Вместо того, чтобы родить, как и положено, девочку (на которую у ордена были свои планы), своенравная Джессика из любви к герцогу родила тому сына – Пола. И вот, насолившие сильным мира сего Атрейдесы оказываются на Арракисе…
Впервые роман «Дюна» был опубликован в виде глав в журнале Analog Science Fiction and Fact в 1963—1965 годах. А в 1965 году впервые издан отдельной книгой. Как это и бывает с писателями, Фрэнк Герберт не «проснулся знаменитым». Более двадцати издательств попросту отклонили рукопись. Роман был наконец принят и опубликован в августе 1965 года издательством Chilton Books, которое занималось… изданием руководств по ремонту автомобилей.
Однако первая печать, плохо продавалась и была плохо воспринята критиками (мы же помним, что это фэнтези, а не фантастика). Со временем книга получила признание критиков, и ее популярность распространилась из уст в уста, что позволило Герберту полностью посвятить себя разработке продолжений «Дюны», элементы которых уже были написаны вместе с «Дюной». Конечно же Герберт, хоть и стал знаменит, как автор «Дюны», писал он и другие романы. Но к уровню «Дюны» они так и не смогли приблизиться.
Следующим романом во вселенной стал «Мессия Дюны». Продвижение второго романа шло легче. Не последнюю роль сыграли премии «Хьюго» и «Небьюла» за лучший роман. Первоначально роман появился в виде серии из пяти частей в журнале Galaxy Science Fiction в 1969 году в июне. А уже в октябре того же года вышел в твердом переплете с указанием регалий предыдущего романа на обложке. Сам Герберт называл «Мессию Дюны» инверсией самой «Дюны». В оригинале Полу Атрейдесу приходилось сражаться с врагами за контроль над единственным важным ресурсом во вселенной, меланжем. Теперь будучи императором, он собирается вести человечество по Золотому Пути – принести суровый, но светлый мир во вселенную. Но его триумф и авторитет подрываются чередой неудач и философских парадоксов, которые, кажется, спровоцировал сам Пол. Ведь никому не под силу обмануть императора, наделенного даром предвидения.
Конец первой части...
Не забывайте подписываться на канал. Впереди еще много интересного.
Спасибо!
История Дюны. Часть 3: Бог-император Дюны, Звездные войны и Дэвид Линч.
История Дюны. Часть 4: трагедии 1984 и 1986 годов. Еретики Дюны и Капитул Дюны.
История Дюны. Часть 5: Цифровая эра, две «Дюны» в год и капитан Блад. Dune 1992.
История Дюны. Часть 7: Период затишья в мире «Дюны». Warcraft и Command & Conquer.
История Дюны. Часть 9: «Дюна Фрэнка Герберта» 2000 года.
История Дюны. Часть 11: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 4. Emperor: Battle for Dune.