Electronic Arts в отличии от Cryo Interactive к делу подошла более ответственно. Хотя, на первых парах решения EA Games выглядели странно. Пока Westwood Pacific (дочерняя фирма) под присмотром Westwood Studios занимались разработкой «Command & Conquer: Red Alert 2», разработку «Emperor: Battle for Dune» доверили все той же Intelligent Games Ltd, ответственной за провальную «Dune 2000». А те, недолго думая, взяли за основу свои же наработки порта «Dune 2000» для PS1. Так в игре появилось (в этот раз полное) 3D. То ли в этот раз разработчику дали больше денег и времени, то ли боссы Electronic Arts оказались лучшими руководителями нежели таковые из Virgin Interactive, но игра получилась значительно лучше предшественника. Первое упоминание об игре появилось в игре «Red Alert 2» в разделе видеоанонсов. В ролике звучала музыка из саундтрека к предыдущей игре серии, «Dune 2000» (Harkonnen battle).
В отличии от детища Cryo Interactive, «Emperor: Battle for Dune» стилистически и сюжетно опирается не на мини-сериал Харрисона, а на книги Фрэнка Герберта, Брайана Герберта и Кевина Андерсона, а также на фильм Линча. Из фильма в игру перекочевали костюмы, декорации и транспорт. Технически это объясняется тем, что лицензию изначально приобрели не у наследников Фрэнка Герберта (фонд Herbert Estate), а у Universal Studios, что сняла «Дюну» 1984 года. Но лицензия Universal Studios не обязывала разработчиков использовать образы из фильма, она лишь позволяла эти образы использовать. Собственно, художники «Dune: Eye of the Storm» старались (хоть и не всегда удачно) отстраниться от творения Линча как можно сильнее. А вот создатели игровой вселенной, наоборот, лишь усиливали визуальное сходство с фильмом 1984 года, несмотря на подоспевший мини-сериал 2000-го года.
Сюжетно игра является прямым продолжением «Dune 2000». В соответствии с концовкой Ордосов леди Элара убила императора при помощи отравленной иглы прямиком из фильма 1984 года. Чтобы избежать хаоса, Космическая гильдия предлагает трем Великим Домам вновь вступить в конфликт за право полного и окончательного владения Дюной и, как следствие, за имперский трон. Разумеется, это ловушка…
По традиции в игре три фракции: Атрейдесы, Харконнены и Ордосы. Но в этот раз они отличаются друг от друга не только цветом.
Благородные Атрейдесы взяли на вооружении шагающие машины (как GDI в Tiberian Sun). Штурмовиков у Атрейдесов нет. Есть пехотинцы, вооруженные пистолетом для ближнего боя и стационарным ракетометом для дальнего. А также снайперы. Никуда не делся и соник-танк. В качестве супер-оружия используется проекция летящего ястреба, что обращает вражеские войска в бегство.
Дом возглавляет герцог Ахиллес Атрейдес. Кампания за Дом Атрейдес изначально строится на заключении союза с фрименами. В этот раз игроку помогает ментат Колинар Колтрасс, который своим внешним видом отсылает к Суфиру Хавату из фильма Линча.
Злые Харконнены как всегда полагаются на мощь. Основу армии составляют танки и тяжелая пехота. В этой игре Харконнены превратились в ярых пироманов. У них на вооружении состоят огнеметчики, огнеметный танк, чернильная катапульта, а вместо тяжелого багги из предыдущей игры – гигантская циркулярная пила с пулеметами.
Особым оружием является «Devastator» второй модели, гигантский танк на трёх ногах на манер Атрейдесов. Осталась и ракета «Рука смерти» оставляющая после себя на месте взрыва пятно радиации.
Во главе Дома стоит барон Ракан Харконнен, чей образ списан с книжного Владимира Харконнена. Несмотря на имя это все тот же лицемерный, злобный и жестокий интриган с избыточным весом. У Ракана нет племянников, но есть два сына – Гансенг и Копек. В которых безошибочно угадываются Фейд-Раута и Глоссу Раббан. При прохождении кампании за Харконненов, после смерти Ракана начинается гражданская война, в которой игроку предстоит выбрать сторону одного из братьев. Неизменной остается лишь помощь ментата Янича Кобала, который остается верным Дому лишь из страха за свою жизнь. Что отсылает нас к Питеру де Вризу:
— Видишь ли, барон, я знаю как ментат, когда ты пришлешь палача. Ты будешь сдерживаться, пока я буду полезен. Дергаться раньше было бы расточительно, а от меня еще много пользы.
Коварные Ордосы все так же одержимы властью и алчностью. В бою полагаются на скорость, силовые поля и способность к самовосстановлению. Основу тактики Ордосов составляет саботаж. Особым оружием все также является «Девиатор» заставляющий вражеские юниты временно сражаться на стороне Ордосов. А супер-оружием Дома является «Молния хаоса», сводящая с ума турели и технику, временно заставляя их атаковать друг друга.
Домом правят четыре существа, объединенные единым разумом, именующие себя «Экзекютрикс». Общаются они через существо именуемое «Спикером», который имеет некоторое сходство с ментатом Ордосов из предыдущей игры. Учитывая, что Эдрик О и Спикер киборги, а Ордосы не очень-то ценят своих ментатов, то можно предположить, что Спикер – это модифицированный Эдрик. Кампания Дома Ордос вращается вокруг их способности создавать гхол. Дом создает подконтрольного Ордосам гхолу умершего императора Шаддама IV Коррино. При помощи тех же гхол они пытаются манипулировать и другими фракциями, участвующими в конфликте. Случайно или нет, но ментат Рома Атани внешне очень похожа на Преподобную Мать Мариус Алетею Бласко.
Помимо Великих Домов в игре представлены и Малые Дома (некоторые из них, по факту, Домами не являются). В этот раз они играбельны. У каждого Малого Дома есть два уникальных юнита: один хорошо противостоит пехоте, второй – технике. В некоторых миссиях у Малых Домов появляются уникальные здания и юниты недоступные игроку. Например, в некоторых миссиях у Тлейлаксу имеется многоногое насекомое с десантом, а также органические ловушки. Они выполнены в стиле зергов. Всё перечисленное недоступно игроку. Некоторые, вроде знаменосца сардаукаров, все же доступны игроку в рамках квеста. Также в кампании можно встретить контрабандистов. В зависимости от ситуации им можно помогать или наоборот противостоять, что впоследствии может обеспечить снабжение на картах или рейды на ваши базы. С контрабандистами нельзя заключить альянс и в многопользовательских миссиях они не доступны.
Фримены — коренное население Дюны, отличные бойцы способные на равных противостоять Имперским сардаукарам. Оба уникальных юнита невидимы всё время, пока не стреляют и не касаются вражеских юнитов. Воин является лучшим снайпером в игре. Федайкин (воин-ветеран) в соответствии с фильмом Линча вооружен звуковым модулем (как у соник-танка только меньшего размара). Также он может оседлать песчаного червя. Для этого федайкин устанавливает на песок тампер, который через некоторое время призовёт червя. В итоге червь попадает под управление игрока. Всегда лояльны к Атрейдесам.
Сардаукары — некогда преданные императору воины-фанатики. После смерти императора отделились в отдельную фракцию в ожидании нового владыки. В игре представляют собой пехоту Имперские сардаукары и Элитные имперские сардаукары. Первые оснащены шестиствольными пулемётами, эффективными против пехоты и лёгкой техники. Вторые укомплектованы лазерным оружием, стреляющим как по земле, так и по воздуху, и ножом, которым они режут зазевавшихся врагов. При соприкосновении луча лазера и защитного поля происходит субатомный взрыв (эффект Хольцмана), уничтожающий оба отряда: как пехотинца, так и технику. На некоторых уровнях можно найти «гробы» сардаукаров, в котором находится солдаты в состоянии анабиоза. Они автоматически вступают в союз с фракцией, которая их пробуждает.
Дом Икс — представители самой высокоразвитой планеты Вселенной. Фактически, они возродили навигационные машины, хотя подразумевалось, что эти устройства отличались от «старых» компьютеров. Предоставляют игроку невидимый «Инфильтратор», взрывающийся при атаке. И «Танк-проектор», способным создавать голограмму любого наземного юнита на поле боя (причём не просто иллюзию, а вполне боевую единицу).
Элита иксианцев состоит из ученых, одержимых технологиями. В противовес им низшие слои, именуемые субоидами – религиозные фанатики, считающие разрабатываемые технологии богохульством. Одним из условий присоединения Дома Икс к игроку является подавление восстания субоидов. Данный сюжет позаимствован из книги «Дюна: Дом Атрейдес».
Бене Тлейлаксу — мастера генной инженерии. Именно они придумали технологию создания гхол. Приставка «Бене» тут тоже не просто так. Тлейлаксу натренировали лицеделов - людей, настолько хорошо владеющих собственным телом, что могут буквально менять облик. Не просто аморальные торговцы, готовые поставлять свои технологии тем, кто больше заплатит, а религиозные фанатики, верящие, что машины — это зло (в соответствии с «Еретиками Дюны»). потому люто ненавидят иксианцев. Как и в книгах пытаются создать искусственный спайс. У них есть две уникальных единицы, Контаминаторы и Пиявки, ни одна из которых не появляется в оригинальных книгах. Контаминатор – ужасно деформированный мутант, способный превращать людей убитых в ближнем бою в себе подобных. Пиявка представляет собой биогенетический танк, который создает копии самого себя, внедряя своих личинок во вражеские транспортные средства.
Иксианцы и Тлейлаксу непримиримые враги. Заручиться поддержкой двух этих фракций одновременно практически нереально. Во время кампании Тлейлаксу прочесывают Арракис со скрытыми мотивами. Известно также, что иксианцев Тлейлаксу собирали для использования в своих Чанах плоти, и не только. Были замечены различные зонды, собирающие образцы плоти мертвых песчаных червей.
Космическая Гильдия предоставляет игроку доступ к двум юнитам с силовым оружием: Мэйкер (пехотное подразделение, похожее на навигатора) и танк NIAB (способный телепортироваться). Общепринято, что NIAB - это сокращение от "Навигатор в коробке" (Navigator In The Box). Вступить в союз с Гильдией невозможно ни в одной из одиночных кампаний независимо от того, какой дом выбран, но их можно использовать в многопользовательских играх.
Именно Космическая гильдия (не без помощи Тлейлаксу) является главным антагонистом игры. С помощью генной инженерии Тлейлаксу они создают Императорского червя. Также они захватывают в плен леди Элару, чтобы наделить свое чудовище псионическими способностями. Добавляют наркотик в воду, чтобы сделать оставшиеся войска на Арракисе рабами Гильдии. После последней битвы с любым из вражеских Домов на их родной планете Космическая Гильдия оставляет победивший Дом на захваченной врагами родной планете. В финальной миссии при помощи контрабандистов предстоит вернуться на Арракис и уничтожить Императорского червя до его пробуждения.
Благодаря уникальному набору юнитов, адаптированных для каждого Дома, игровой процесс заметно разнообразился. Теперь глобальная карта в кампании, с появлением Малых Домов, влияет не только на дизайн локации, но имеет последствия. Малый дом может расторгнуть договор в случае провала задания как при подготовке его заключения, так и после; также союз немедленно разрывается, если заключить союз с противоборствующим домом. Изменились и сами миссии. Помимо «убей-их-всех» появились миссии по спасению, сопровождению и защите.
Помимо червя теперь угрозу представляют и пыльные бури, способные разрушать здания, повреждать технику и утаскивать нерасторопную пехоту в вихре смерча. Сам же червь имеет несколько видов активности. Первый – классический: ползает по карте, жрет технику. Второй – необычный: создает на определенном участке электромагнитную аномалию. Юниты замедляются и вязнут в песке. А затем выскакивает сам червь. Таким нехитрым способом он способен за раз проглотить небольшой отряд.
Изменились и локации. Теперь они не ограничены лишь песчаными ландшафтами Дюны. Поскольку победить Великий Дом полностью можно лишь на его родной планете, в игре появились планеты Каладан с ее лесами и океанами, мрачная индустриальная Гьеди Прайм и покрытая льдом Сигма Драконис 4. В силу того, что теперь сражаться приходится на разных планетах, из игры исчезли бесячие плиты, поскольку сюжетно они применялись для защиты их от разрушения в условиях эрозии пустыни.
В остальном же геймплей не изменился. Строим базу, собираем спайс, тренируем войска, идем в бой (не забывая про своевременное строительство ветряных ловушек). Что некоторые рецензенты восприняли как недостаток.
Как и мечтал Алехандро Ходоровски саундтрек к «Дюне» написали три композитора - Дэвид Аркенстоун, Джаррид Мендельсон и бессменный композитор Westwood Studios Фрэнк Клепаки. Только писали они музыку не для разных планет, а для разных Домов. Клепаки писал величественную музыку с пустынными, космическими и имперскими мотивами для Атрейдесов. Аркенстоун написал монументальную с тяжелыми гитарными запилами музыку для Харконненов. Музыка Ордосов написана Мендельсоном в жанре мрачного техно. При этом все трое опирались на работы Клепаки для предыдущих игр в серии. Суммарно они написали 48 треков, но в официальный вошли только 13.
Возросло и качество видеороликов по сравнению с предыдущей игрой. Из актерского состава «Dune 2000», правда, вернулись только Мусетта Вандер (леди Элара) и Адриан Спаркс (император Шаддама IV).
Роль герцога Ахиллеса Атрейдеса сыграл Майкл Дорн. Видимо кто-то из продюсеров невнимательно читал описание внешности Атрейдесов и вместо «черноволосые» прочитал «черные». Сейчас самое время поднять кулаки к небу и возопить: «Повесточка!» Но, нет. На дворе стоял 2000-й год, тогда об этом никто и не задумывался. А Майкл Дорн был хорошо знаком любителям фантастики. Именно Дорн сыграл лейтенант-коммандера Ворфа в сериале «Звёздный путь: Следующее поколение». Пускай и без черепашьего панциря на лбу его узнать нелегко. Да и в компьютерной индустрии он не был новичком. Да, в основном он озвучивал все того же Ворфа в играх по вселенной «Звездного пути». А также подарил свой голос супермутантам Маркусу и Фрэнку Хорригану в играх серии «Fallout». В будущем ему доведется поработать и над «StarCraft», где ему достались роли Тассадара в «Wings of Liberty» и Ксел’Нага в «Legacy of the Void».
Ментата Атрейдесов сыграл Николас Уорт. Прославился он лишь тем, что стабильно играл злодеев в разнообразных фильмах и сериалах. Но известен он прежде всего по роли премьера Александра Романова в «Red Alert 2».
Про Майкла МакШейна, сыгравшего Барона Ракана Харконнена, особо сказать нечего. Самая известная его роль, пожалуй, - монах Тук в фильме «Робин Гуд: Принц воров».
А вот ментат Харконненов личность более узнаваемая. В этот раз разработчики не стали делать отсылки к персонажу Питеру де Вризу. А сделали отсылки к актеру, что играл его в фильме 1984 года – Брэду Дурифу. На роль ментата Янича Кобала пригласили Винсента Скьявелли, который благодаря своей специфической внешности играл в основном психически нестабильных или попросту странных людей. Собственно, как и Брэд Дуриф.
Поскольку правителей Ордосов детально не показывают, а лицо Спикера наполовину закрывает маска, то остановиться можно только на их ментате-женщине Рома Атани.
«Повесточка!»
Нет, не повесточка. Да, самая известная роль Минаэ Нодзи – это роль Караи в «Черепашках-ниндзя» 2014 года. Но, не стоит забывать, что для того времени это было весьма свежо. К тому же во вселенной «Дюны» полно действительно сильных женских персонажей. Одной больше, одной меньше.
Критики приняли игру в целом благосклонно. Дизайн игры и атмосфера были проработаны великолепно. Хвалили высокое качество визуального оформления игры, разнообразные пейзажи и атмосферную музыку. По сравнению с «Dune 2000» игра сделала огромный скачок вперед. Но не такой огромный по отношению к предыдущей игре Westwood – «Red alert 2». Ругали в основном устаревший геймплей, убогий мультиплеер и слабый ИИ противника. Излишне требовательная к железу игра оттолкнула игроков со слабыми машинами (хотя, фанатов, в том числе и меня, тормоза не останавливали). Во времена выхода многие большие (по тогдашним стандартам) игры выходили на нескольких дисках. Обычно там были установочный диск, и игровой диск. «Emperor: Battle for Dune» занял целых четыре диска (хранились они в специальной, увеличенной коробке). Один диск - установочный и три игровых (по одному на каждый Великий дом). В первый год после своего выхода «Emperor: Battle for Dune» достаточно неплохо продавался, но вышедший в 2002 году Warcraft III надолго выкинул почти всех конкурентов с рынка RTS. Увы, после закрытия Westwood прекратилась и поддержка - на современных системах игра отказывается нормально работать.
Не забывайте подписываться на канал (это действительно важно). Впереди еще много интересного.
Спасибо!
История Дюны. Часть 1: Орегон и псилоцибиновые грибы.
История Дюны. Часть 3: Бог-император Дюны, Звездные войны и Дэвид Линч.
История Дюны. Часть 4: трагедии 1984 и 1986 годов. Еретики Дюны и Капитул Дюны.
История Дюны. Часть 5: Цифровая эра, две «Дюны» в год и капитан Блад. Dune 1992.
История Дюны. Часть 7: Период затишья в мире «Дюны». Warcraft и Command & Conquer.