Найти тему
КультPROсвеТ

Часть 8: Луч надежды — Дюна: Дом Атрейдесов. Карточная Dune: Eye of the Storm. И Dune 2000 – последняя «Дюна» от Virgin Interactive...

В 1997 году Кевин Дж. Андерсон и Брайан Герберт (сын Фрэнка Герберта) объявили, что нашли то ли черновики, то ли заметки самого Фрэнка Герберта. И тут же подписали контракт с Bantam Books на 3 миллиона долларов.

Андерсон и Герберт на тот момент уже были состоявшимися писателями. Брайан начинал писать еще с отцом. И даже номинировался на премию «Небьюла» в 1990 году. Хоть и особой славы на тот момент еще не снискал. Кевин Дж. Андерсон был куда более известен за счет того, что трудился над межавторскими циклами по известным вселенным. Такими как, «Звездный войны» и «Секретные материалы». Не чурался он работать и над комиксами. В свое время номинировался на премию Брэма Стокера за лучший первый роман, премию «Небьюла» и премию «Локус».

Справа-налево: Брайан Герберт и Кевин Дж. Андерсон
Справа-налево: Брайан Герберт и Кевин Дж. Андерсон

Андерсон и Герберт в своих интервью часто путаются в показаниях, когда их просят рассказать о начале работы над новыми произведениями во вселенной Дюны. Что известно наверняка, так это то, что инициатива исходила от Кевина Дж. Андерсон. Он связался с Брайаном с предложением завершить историю «Дюны». Но, после мозгового штурма они все же решили начать с написания приквела. Это был беспроигрышный вариант. Браться за продолжение книги двенадцатилетней давности (пускай и культовой) — затея рискованная. А вот приквел «встряхнет» фанатское сообщество, заставит его снова вспомнить о «Дюне». А дальше остается ориентироваться по отзывам. Либо «Дюна» уже попросту никому неинтересна, либо Андерсон и Герберт - не те писатели, котором предстоит закончить славное дело Фрэнка Герберта. Забегая вперед - книгу ждал успех. Не оглушительный, не сравнимый с оригинальной «Дюной», но, успех.

А вот, что касается путаницы. В разных интервью по поводу найденных материалов Фрэнка Герберта, Кевин Дж. Андерсон и Брайан Герберт путаются в сроках написания. В одном интервью Андерсон говорит, что они проработали всего три дня прежде, чем нашлись рукописи Фрэнка. При этом Брайан заявляет, что работа над приквелом шла вовсю и найденные заметки не сильно повлияли на конечный результат. Также путаются они и с местом нахождения этих материалов. То они хранились в гараже Брайана. То нотариус Фрэнка, по словам Андерсона, через двенадцать лет после его смерти (внезапно!) нашел ключи от двух банковских сейфов. В итоге, в 2005 году в книге под названием «Путь к Дюне» эти две истории чудесного обнаружения черновиков были объединены в одну. Сначала нашли коробки на чердаке гаража Брайана, а потом уже появился и нотариус с ключами от одного сейфа, но с двумя коробками.

По заверениям писателей были найдены незаконченные рукописи, пояснения и заметки к предыдущим романам, записи (буквально) на клочках бумаги и две дискеты 5,25. Наличие материалов оставленных Фрэнком сомнений не вызывает. Как творческий человек он мог записывать внезапные мысли на чем попало. А учитывая, что последние два романа он писал на компьютере, наличие дискет вполне оправдано. Сомнения вызывает лишь история их обнаружения.

Вроде бы те самые дискеты
Вроде бы те самые дискеты

Итак, шел 1997 год, Кевин Дж. Андерсон и Брайан Герберт пишут приквел к «Дюне». И тут компания Virgin Interactive решает разыграть свой козырь в попытке поправить финансовое положение. Они предлагают Westwood повторить свой успех на ниве стратегий в реальном времени и выпустить еще одну игру по «Дюне». Игра получила название «Dune 2000». Плевать, что на дворе был 97-й год, не разыграть фишку с новым миллениумом было нельзя.

-4

Вот только разработчики из Westwood, погрязшие в доработках «Tiberian Sun», возвращаться к «Дюне» не очень-то и хотели. Разработка игры по их собственной вселенная буксовала. Баланс на три фракции им не давался. Да и игра по лицензии вновь накладывала ограничения в плане творчества, от которых они уже отвыкли. Поэтому ушлые ребята из Westwood отдали разработку «Dune 2000» на аутсорс разработчикам из Intelligent Games. Те неплохо зарекомендовали себя при работе над дополнениями для «Red Alert».

Но не только Virgin Interactive решили заработать на «Дюне». Первыми подсуетились Last Unicorn Games и Five Rings Publishing Group. В 1997 году они выпустили «Dune: Eye of the Storm». Если вы не о ней ничего не слышали – это нормально. Дело в том, что это настольная коллекционная карточная игра. Имеющаяся лицензия позволяла использовать кадры из фильма Линча. Но несмотря на это, создатели предпочли привлечь художников к оформлению карт.

Dune: Eye of the Storm
Dune: Eye of the Storm

В игре изначально было шесть фракций, как следствие шесть стартовых колод по 10 карт в каждой. В бустерах было уже 15 рандомных карт. Всего карт в игре было – 301. Играть же предстояло за Малый Дом, что мечтает стать Великим. Для этого необходимо заручиться поддержкой одной из шести фракций – Атрейдесы, Харконнены, Коррино, Бене Гессерит, фримены и Космическая Гильдия.

В том же году Wizards of the Coast приобрела Five Rings Publishing Group. Они решили выпускать раз в два месяца так называемые «главы», которые так или иначе связаны с книжными событиями. Так были выпущены дополнения«Dune: Judge of the Change» и «Dune: Thunder at Twilight». Дополнение «Judge of the Change» относится к периоду прибытия Атрейдесов на Арракис. В этот момент император назначает «Судью перемен» в качестве имперского офицера. Этот Судья оценивает смену руководства вотчиной. Игрокам предстоит решить будут ли соблюдаться его роль и постановления, или Судья будет смещен в сторону. В дополнение входило 183 карты и три дополнительные фракции - Гильдия добытчиков специй, Союз продавцов воды, Контрабандисты.

Дополнение «Thunder at Twilight» рассказывает об отвоевании Арракиса Домом Харконненов. Количество карт в зависимости от издания варьируется от 178 до 180. Дополнение вводило новые механики и правила, которые повысили порог вхождения и оттолкнули новых игроков. В итоге два запланированных дополнения «Second Moon Rising», рассказывающие о возвышении Пола Атрейдеса и «Fall of the Padishah» о поражении императора-падишаха Шаддама IV, были отменены. Наличие различных версий (от Wizards of the Coast, от Five Rings Publishing и рекламная версия для предварительного просмотра), ошибки при печати (не все карты союзника были включены в стартовые наборы) и малый тираж сделали «Dune: Eye of the Storm» ценным трофеем для коллекционеров.

Рекламная версия для предварительного просмотра слева
Рекламная версия для предварительного просмотра слева

Возвращаемся к «Dune 2000». Завязка сюжета такова. Некий император Фредерик IV Коррино отправляет на Дюну три Великих Дома. Условие простое – кто доставит ему больше спайса, тот и будет править Дюной. Как Дома достигнут...

"Так, стоп!"©️, Том и Джерри.
"Так, стоп!"©️, Том и Джерри.

Это же уже было в «Dune II». Да, по факту «Dune 2000» была ремейком «Dune II». И ремейком, к сожалению, ленивым. За основу был взят модифицированный движок «Tiberian Dawn». Для техники были использованы качественные псевдотрехмерные модельки, а вот пехота все еще была спрайтовая и представляла из себя кучку пикселей. В предыдущих играх студии здания эффектно «раскладывались» на поверхности. Здесь же они буквально «вырастали» из земли. Геймплей не претерпел практически никаких изменений. Проблемы с балансом не были устранены. Новых юнитов было всего два. И вернулись проклятые плиты.

Геймплей «Dune 2000»
Геймплей «Dune 2000»

Были в игре и приятные моменты. Самый главный из которых — это подражание «Дюне» Линча. Харвестер из гроба на колесиках (точнее гусеницах) превратился в линчевский колесный «горбатый» вездеход. Единственным отличием было количество осей. В фильме и игровых видеороликах их было четыре, в игре — три.

Также, по аналогии с фильмом, песчаного червя теперь сопровождают разряды молний.

Вернулись в игру и ролики с живыми актерами. Уровень постановки остался на уровне «Red Alert». Только теперь в кадре кривлялись не сотрудники Westwood, а профессиональные актеры. Император Фредерик IV Коррино теперь был не просто рандомным седым дедом. Его сыграл Адриан Спаркс, образ которого был максимально приближен к Шаддаму IV Коррино из фильма Линча, сыгранному Хосе Феррером.

Ментата Атрейдесов сыграл почетный Гимли, верный друг Индианы Джонса и звезда сериала «Скользящие» - Джон-Рис Дэвис. Имя ментата, Нори Монео, отсылает к двум персонажам из книги «Бог-император Дюны» - невесте Лето II, Хви Нори, и доверенному лицу Лето, потомку Ганимы и отцу Сионы Атрейдес, Монео Атрейдесу. В отличии от предыдущего ментата Кирила отнесся с подозрением к вызову, императора – собрать наибольший объём спайса. Умирает в кампании за Харконненов.

Ментат Харконненов, Хейт де Вриз, сыгран Робертом Карионом. Он был загримирован так, чтобы походить на Питера де Вриза, изображенного актером Брэдом Дурифом в фильме «Дюна». При этом известно, что Хейт Де Вриз является гхолой предыдущего неназванного ментата. Фамилия Де Вриз намекает, что Хейт — гхола Питера де Вриза. Его имя отсылает также к другому персонажу из книг. Хейт — так звали первого гхолу Дункана Айдахо, появившегося впервые в книге «Мессия Дюны». Как и предыдущий ментат Харконненов, с игроком общается короткими снисходительными фразами, к подчинённым относится пренебрежительно, не гнушается лично участвовать в пытках пленных.

Эдрик О, ментат Ордосов довольно пренебрежительно относится к персонажу игрока, при планировании операций всегда исходит в первую очередь из финансовых выгод Дома Ордос. Поскольку Ордосы не появлялись в оригинальных романах Герберта, то было принято решение чтобы его образ отсылал к Космической гильдии. Так, Эдрик, как и члены Гильдии, не имеет волосяного покрова и одет в черные одежды. А имя «Эдрик» «позаимствовано у навигатора из романа «Мессия Дюны». Эдрик занял место казненного за растрату казенного имущества Аммона. Сам же Эдрик был киборгом. Неизвестно, то ли машина замаскированная под человека, то ли человек со встроенными иксианскими имплантами. Иногда, в момент, когда тело буквально выключено, Эдрик общается с игроком через внешний экран монитора позади него.

Эдрик О
Эдрик О

Также в игре появилась представительница Бене Гессерит — леди Элара. Следуя заветам фильма Линча, «ведьма» Бене Гессерит предстает в кадре с наголо бритой головой. Ее сыграла Мусетта Вандер, которая наиболее известна по роли королевы Синдел в фильме «Смертельная битва 2: Истребление». По сюжету игры, пока император вынашивает планы стравить три Великих Дома, а затем добить выживших, именно леди Элара, наложница императора, отправляет игрока на Дюну для достижения целей Бене Гессерит. Именно Элара посылает Преподобной Матери Мариус Алетее Бласко отчет о ситуации на Арракисе в «Dune II» (что представлено как руководство по игре).

С горем пополам в сентябре 1998 года «Dune 2000: Long Live the Fighters» вышла в свет. Единственным заметным геймплейным изменением стал принцип камень-ножницы-бумага. Разные типы вооружения теперь наносили разный урон по разным юнитам: осадные танки хорошо били по зданиям и пехоте, но были бесполезны против техники, а вот обычные танки прекрасно справлялись с техникой, но были не очень эффективны против пехоты.

Появилось еще 4 неигровых фракции, которые отличались от Великих Домов лишь расцветкой и отсутствием супероружия. Первая: Дом Коррино — войска Императора. Аналогичны войскам Харконненов, за исключением супероружия. По аналогии с «Dune II» их цвет фиолетовый и Дворец Императора позволяет тренировать сардаукаров. В кампании войска Императора всегда противостоят игроку, независимо от выбранной им фракции. Также есть наемники и контрабандисты, которые отличаются лишь цветом. Войска и тех, и других аналогичны войскам Ордосов. Ну и конечно же Фримены. В отличии от остальных, их войска полностью аналогичны Атрейдесам. Они могут строить супероружие – орнитоптеры и соник-танки. При этом могут производить и фрименов, и сардаукаров.

-16

В итоге плюсы не могли перевесить минусы. На момент выхода «Dune 2000: Long Live the Fighters» безбожно устарела. Старым фанатам, разумеется, ремейк «зашел». До сих пор даже выпускают различные модификации, позволяющие играть на современных компьютерах, с более удобным переработанным меню в стиле следующей игры серии «Emperor: Battle for Dune». Но, новых игроков привлечь не удалось.

P.S. в 99-м году вышла игра «Space Clash: The Last Frontier». Так там планету можно было не только завоевать, но и купить. А целью игры был захват всех планет в системе. Жаль, что Westwood в своем стремлении развивать идеи жанра RTS не взяли на вооружение эту механику. Ведь можно же было не захватывать территории Дюны, а покупать. Но, это уже мечты…

98-й год оказался богат на хорошие игры. В тот год вышли Half-Life, Fallout 2, Resident evil 2, Metal gear solid, Need for speed, Baldur’s Gate, Tekken 3, Grim Fandango и др. И конечно же титан среди стратегий в реальном времени - «StarCraft». Тягаться с вышедшим в марте того же года шедевром от Blizzard «Dune 2000» не могла. Обе игры были сделаны в космическом сеттинге. Только «Dune 2000» могла предложить лишь устаревший геймплей с одинаковыми юнитами для всех трех фракций, однотипные локации, сюжет для галочки и невзрачную графику. В это же время в «StarCraft» были представлены три играбельные расы ничем не похожие друг на друга от слова «совсем». Разнообразные локации от космической станции до вулканических планет. Хорошо продуманный сюжет. Да и с графикой был полный порядок. Ну и куда же без мультиплеера! Мультиплеер «StarCraft» популяризировал киберспорт. Особенно в Южной Корее.

Нового всплеска интереса к «Дюне» не случилось. Андерсон и Герберт не торопились свою книгу. А «Dune 2000», вышедшая через несколько месяцев после «StarCraft», просто-напросто затерялась среди кучи других хороших игр, вышедших в том же году. А выход дополнения «StarCraft: Brood War» окончательно похоронил планы Virgin Interactive поправить финансовое положение. В том же году они продали Westwood со всеми лицензиями. Так Electronic Arts заполучила в свое распоряжение две мощные игровые франшизы - «Command & Conquer» и «Dune». С одной лишь маленькой оговорочкой. Electronic Arts могла распоряжаться лишь той интеллектуальной собственностью, что принадлежала Westwood. Т. е. только то, что Westwood успела выдумать и реализовать в рамках «Dune», а на произведение и персонажей Герберта права уже не распространялись. Да они не очень-то и переживали: идей Westwood было более, чем достаточно. А вот с реализацией было не все так гладко. Разработка «Tiberian Sun» все еще буксовала, а «Dune» медленно умирала в отсутствии новых идей. При этом, по условиям контракта Electronic Arts не могла вмешиваться в ход работ. Единственное, что она могла делать — забрасывать Westwood деньгами. Что она и сделала. Проблем это не решило, но качество выпускаемых продуктов повысило. Так в актерский состав «Tiberian Sun» заманили отца Симбы, Люка Скайуокера и короля Замунды — Джеймса Эрла Джонса. И Майкла Бина, который воплотил привычный для себя образ солдата будущего.

«Tiberian Sun», вышла в 1999-м году, и не смотря на не до конца реализованные идеи и ошибки, получила хвалебные отзывы. Традиционно хвалили музыку Фрэнка Клепаки, переработанный движок и проработку фракций, которые, наконец, радикально отличались друг от друга. Так, у GDI появились шагающие машины, которые позднее лягут в основу техники Атрейдесов в «Emperor: Battle for Dune». По традиции, закончив с основной игрой серии «Command & Conquer», Westwood принялись за разработку спин-оффа - «Red Alert 2».

-21

Решив проблемы с «Command & Conquer», Electronic Arts предстояло решить, что делать с «Dune». Создавать с нуля новую игру серии, ставшей убыточной никто не спешил. Поэтому решили поэкспериментировать с тем, что есть — поставить игру на трехмерные рельсы и портировать на PlayStation. Ведь некогда именно порт «Dune II» на Sega обеспечил серии дополнительный рост популярности. Но, как и версия для Windows, версия для PlayStation, выпущенная на год позже, была принята критиками прохладно.

При этом критики единогласно к сильной стороне игры отнесли саундтрек, написанный бессменным Фрэнком Клепаки. Часть композиций является обновлёнными и переписанными композициями из «Dune II». Фрэнк был рад вернуться к работе над новой «Dune». Работа над «Dune II» была связана с техническими ограничениями. Вот, что говорил сам Фрэнк в одном из интервью:

«Она (игровая музыка) была более простой тогда. У вас было меньше возможностей, так что вы использовали эти варианты и делали самое лучшее из них. Теперь нет никаких ограничений, ожидается, что музыка будет наравне со всеми другими видами медиа. И все тут.
Я не могу передать вам того, как я был рад вернуться к этим музыкальным темам и сделать их так, как я всегда предусматривал, когда мы делали игру Dune 2000».

Не спасла трехмерную «Dune 2000» и выведшая в том же 1999 году первая книга из трилогии «Прелюдии к Дюне» за авторством Брайана Герберта и Кевина Дж. Андерсона. Роман «Дюна: Дом Атрейдес» дебютировал на 13 месте в New York Times списке бестселлеров, и поднялся на 12 место на второй неделе после публикации.

Обложка первого издания книги «Дюна: Дом Атрейдес»
Обложка первого издания книги «Дюна: Дом Атрейдес»

Сюжет стартует за 35 лет до событий оригинального романа «Дюна». Худощавый и мускулистый Владимир Харконнен только что получил под контроль Арракис и принимается нелегально добывать спайс. Наследный принц Шаддам и его близкий друг Казимир Фенринг замышляют заговор против нынешнего императора. Лето I Атрейдес отправляется на Икс и знакомится с молодым графом Ромбуром Верниусом. Бене Гессерит приближается к своему стремлению вывести сверхчеловека Квисатц Хадераха. Для этого они посылают Преподобную Мать Гайю-Елену Мохиам, чтобы зачать ребенка от барона Владимира Харконнена. На Гьеди Прайм мальчик-раб № 11368, Дункан Айдахо, пытается сбежать от ненавистных Харконненов. А фримены объединяются невиданным ранее образом с мечтой превратить свой дом в пышный зеленый рай.

Технически, «Дюна: Дом Атрейдесов» не привносит во вселенную «Дюны» ничего нового. Просто расширяет биографию персонажей и объясняет их мотивы. Единственное, что привлекает в романе – это история Владимира Харконнена. Как он получил в свои руки власть на Арракисе. Почему из спортивного подтянутого молодого человека превратился в непомерного жирдяя, что не в состоянии переносить свой вес без антигравитационных устройств. И как у Преподобной Материи и барона (открытого гея), родился ребенок. Все. Увы.

В первую очередь роман рассчитан на преданных фанатов, истосковавшихся по Дюне. Привлечь новых читателей из-за раздутого объема (под 700 страниц) было побочной целью. Основной – повысить интерес к оригинальному сериалу Фрэнка Герберта. И это сработало! У публики вновь появился интерес к Дюне.

Разумеется, Electronic Arts не могла этого не заметить…

Не забывайте подписываться на канал. Впереди еще много интересного.
Спасибо!

История Дюны. Часть 1: Орегон и псилоцибиновые грибы.

История Дюны. Часть 2: Ганс Руди Гигер, Сальвадор Дали, Джон Леннон, Мик Джаггер, Pink Floyd... или как Алехандро Ходоровски "Дюну" снимал.

История Дюны. Часть 3: Бог-император Дюны, Звездные войны и Дэвид Линч.

История Дюны. Часть 4: трагедии 1984 и 1986 годов. Еретики Дюны и Капитул Дюны.

История Дюны. Часть 5: Цифровая эра, две «Дюны» в год и капитан Блад. Dune 1992.

История Дюны. Часть 6: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 2. Dune II: The Building of a Dynasty и Dune: The Battle For Arrakis — рассвет жанра RTS.

История Дюны. Часть 7: Период затишья в мире «Дюны». Warcraft и Command & Conquer.

История Дюны. Часть 9: «Дюна Фрэнка Герберта» 2000 года.

История Дюны. Часть 10: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 3. Снова «Frank Herbert's Dune», опять от Cryo...

История Дюны. Часть 11: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 4. Emperor: Battle for Dune.