Но не только Electronic Arts заметила возросший интерес к «Дюне».
Заметил это и некий Джон Харрисон - американский продюсер, кинорежиссёр, музыкант, композитор и сценарист. Отметился плодотворным сотрудничеством и дружбой с Джорджем А. Ромеро.
Харрисон был помощником Ромеро в фильмах «Калейдоскоп ужасов» и «День мертвецов». И написал к этим фильмам саундтрек. Более того, музыка, написанная для «Калейдоскопа ужасов», также была использована в фальшивом трейлере «Thanksgiving» в фильме «Грайндхаус» и в эпизоде «Южного Парка». Затем Ромеро привлек Харрисона к написанию музыки для своей хоррор-антологии «Сказки с Темной стороны». Где Харрисон познакомился с продюсером Ричардом П. Рубинштейном. Последний привлек Харрисона уже в качестве режиссера для съемок полнометражной версии все тех же «Сказок с Темной стороны».
Рубинштейн специализировался на фильмах ужасов. Начинал свою карьеру он с Джорджем А. Ромеро. Но нельзя заниматься продюсированием фильмов ужасов и не обратить внимание на творчество самого Короля ужасов – Стивена Кинга. И Рубинштейн обратил. Сначала использовал произведения Кинга в своих хоррор-антологиях. И даже снял самого Кинга в главной роли в одной из новелл «Калейдоскопа ужасов» - «Одинокая смерть Джорди Верилла».
Рубинштейн неоднократно обращался к творчеству Кинга. Он спродюсировал «Кладбище домашних животных» 1989 года, «Противостояние» 1994 года, «Лангольеры» и «Худеющий». Это, не считая экранизаций рассказов в антологиях. Исходя из опыта Рубинштейн прекрасно понимал, что для экранизации литературных произведений, пускай и не самых объемных, формат мини-сериала подходит куда лучше. А «Дюна» была объемным произведением. Приобретая в 96-м году телевизионные права на оригинальные шесть романов «Дюна» Фрэнка Герберта, Рубинштейн уже понимал, что адаптировать произведения лучше в формате мини-сериала. Вот, что он сказал в интервью для The New York Times:
«Я обнаружил, что между длинными, сложными книгами и телевизионным мини-сериалом существует прекрасный союз. Есть некоторые книги, которые просто невозможно втиснуть в двухчасовой фильм».
Примерно в то же время президент Sci Fi Channel, Бонни Хаммер, возглавила кампанию канала по выпуску «мини-сериалов-блокбастеров на регулярной основе». Режиссером и автором сценария этой экранизации стал Джон Харрисон. Он охарактеризовал свою адаптацию «верной интерпретацией» тексту оригинала, чем фильм Линча. К тому же Харрисон был одним из тех людей, которые понимали, что «Дюна» лишь прикидывается фантастикой:
«Многие люди трактуют «Дюну» как научную фантастику — но только не я. Я считаю роман эпическим приключением в классической традиции. Это история из мифов и легенд, не слишком отличающаяся от «Смерти Артура» или любого мессианского эпоса. Просто так уж сложилось, что её действие разворачивается в будущем».
Мини-сериал довольно подробно следует сюжету книги, но есть фрагменты, которых нет в романе Герберта, которые, по словам режиссера, служат скорее для уточнения, чем для редактирования. Также отсутствуют некоторые фрагменты из книги. Так, например, отсутствуют сцены на Каладане, которые присутствовали в «Дюне» Линча. Сокращена сюжетная линия ментата Атрейдесов, Суфира Хавата – после нападения Харконненов на дворец он просто исчезает из повествования.
С недоумением фанаты восприняли расширение роли принцессы Ирулан. Сам Харрисон объяснял подобный ход тем, чтобы в конце у зрителя не знакомого с романом не было вопросов, почему Пол в итоге женился на какой-то неизвестной девке. Весьма странное объяснение. Линч же как-то справился с этой проблемой, банально дав Ирулан выступить в роли рассказчика. В принципе, понять Харрисона можно. Но, вот только реализована эта идея максимально невнятно. Перво-наперво, Ирулан отдали функции леди Марго Фенринг, жене графа Казимира Фенринга, одной из сестер Бене Гессерит. То, что леди Марго выкинули из повествования вполне оправдано (в «Дюне» Линча ее тоже не было) – чтобы не перегружать сюжет второстепенными персонажами на одну сцену. В книге, сестры Бене Гессерит отправляют леди Марго к Фейд-Рауте с целью «сохранить родословную Харконненов», если вы понимаете, о чем я. В мини-сериале у Ирулан иные мотивы, из-за чего теряется смысл сцены. Подкачали и остальные сцены с принцессой: Харрисон зачем-то решил сделать из нее этакую «папкину революционерку». Зачем? Для чего?
Собственно, нововведения Харрисона угробили и образ Пола Атрейдеса. Благородный, рассудительный и спокойный Пол превратился в избалованного ребенка. И это при том, что Харрисон «превратил» Пола из пятнадцатилетнего подростка во взрослого мужчину. То он за столом закатывает истерику и убегает; то придя к власти и добившись авторитета у фрименов начинает косплеить то ли Муад'Диба из финала фильма Линча, то ли Несмертного Джо – открывает шлюзы и начинает лить воду на землю. Для понимания: на Дюне вода не только священна, но и губительна для экосистемы, а, следовательно, империи. Вода - фактически яд для песчаного червя, который является единственным источником спайса. Нет червя – нет спайса. Нет спайса – нет космических перелетов. Нет космических перелетов – добро пожаловать в темные века! Собственно, финал «Дюны» Линча (Пол становится императором, и на Дюне начинает идти дождь) фанаты не приняли. Линч объяснял, что таким образом хотел показать грандиозность момента. У Харрисона, кроме как понтами, действия Пола не объяснить.
Слегка поломав характеры персонажей Харрисон принялся делать не «как у Линча». Первым делом взялись за символ Дюны – песчаного червя. Разумеется, от практических эффектов было решено отказаться в пользу компьютерных. Но, редизайн самого Шаи-Хулуда мало кому понравился. Это был абсолютно безликий и незапоминающийся монстр со множеством зубов.
От аллюзий на Царскую Россию тоже было решено отказаться в пользу восточного колорита. Что, в принципе, логично и нетривиально. Но, Харрисон добавил к нему зачем-то безумия Ходоровского. В итоге одни костюмы смотрятся свежо и органично. А другие – как будто их из цирка-шапито выкрали. Особо глупо выряжены навигаторы, ментаты, Бене Гессерит и сардаукары.
С практической стороны подошли и к дизайну дистикомба (он же стиллсюит). Дистикомб - stillsuit, от still и suit, буквально — дистилляционный костюм. Это костюм для всего тела, который носят в открытой пустыне планеты Арракис и который был разработан для сохранения влаги в теле. В фильме Дэвида Линча разработкой дистикомба занимался Боб Рингвуд. Он сделал костюм на основе старых охлаждающих костюмов НАСА, отчего он выглядел практично и солидно. Но, оставалась проблема – не было дыхательной маски для лица. Очевидно это было сделано ради узнаваемости актеров в кадре. В мини-сериале пошли дальше: добавили маску и капюшон. Но, забыли проработать дизайн. В итоге сериальный дистикомб цвета хаки больше напоминал пижаму нежели защитный костюм.
Невооруженным глазом видна нехватка бюджета. Изначально сериал планировали снимать на натуре. Но, непредсказуемые погодные условия в пустынях (продюсер побывал в Намибии, Австралии, Марокко и Тунисе) не позволяли съемочной группе уложиться в бюджет. Поэтому было решено снимать в… Праге. Даже «пустынные» сцены снимались в павильоне. Пол засыпали песком, а стены обклеили фотографиями настоящей пустыни. Сэкономили и на «глазах Ибада». Создатели решили, что «подкрашивать» глаза актеров на компьютере - слишком дорого. Поэтому решено было использовать специальные линзы, которые при определенном угле и правильном освещении светились характерным голубоватым цветом.
Как итог: «мыльная» пустыня, устаревшие спецэффекты и слабая постановка. При этом, как ни странно, мини-сериал отхватил две премии «Эмми» в 2001 году за лучшие спецэффекты в мини-сериале, фильме или специальном выпуске телепередачи и за работу оператора.
Теперь об актерах. Начать следовало с Атрейдесов. Но, начнем с Харконненов. Роль барона Владимира Харконнена исполнил британский актёр театра, кино и телевидения - Иэн Макнис. У многих фанатов такой выбор актера вызвал резкий приступ отторжения. Иэн Макнис в первую очередь известен как комедийный актер. И тем не менее трюк сработал. Иэн Макнис в кадре не пучит глаза, не истерит, злобно не хохочет. Наоборот, с добродушным лицом и легкой усмешкой творит злодеяния. Злобный, коварный и хитрый интриган каким он и предстает в книге. В лучших традициях игр от Westwood барон в сериале носит вычурные насыщенно-красные наряды.
Об остальных представителях Дома Харконненов и сказать-то нечего. Они меркнут на фоне барона и попросту не запоминаются. Да и экранного времени у них не очень-то и много.
К слову о нехватке экранного времени. Поговорим теперь об Атрейдесах. Самый яркий представитель Дома – это, как ни странно, Лето Атрейдес в исполнении Уильяма Хёрта. Хёрт был первым актером утвержденным на роль и, по совместительству, поклонником романа. Что помогло ему стать лучшим экранным герцогом Лето Атрейдесом на экране. Единственная претензия фанатов к образу герцога – цвет волос. В книге рыжим Харконненам противопоставлялись черноволосые Атрейдесы. В мини-сериале на роль Атрейдесов набрали блондинов.
Еще одним запоминающимся представителем Дома Атрейдес является Гурни Халлек сыгранный Пи-Эйч Мориарти. Известен он в первую очередь по роли Гарри Лонсдейла, по кличке «Топор» из фильма «Карты, деньги, два дымящихся ствола». Пускай Мориарти меньше похож на менестреля, чем тот же Патрик Стюарт. Зато в остальном он полностью соответствует книжному описанию - некрасивый, словно слепленный из неровных глыб человек с глазами, похожими на осколки стекла и лиловым шрамом поперёк лица. Благодаря шраму на лице и травме левого глаза (вкупе с актерской игрой, разумеется) Мориарти органично вписался в образ.
А вот про остальных актеров сказать, увы, нечего. Чешско-британский интернационал в лучшем случае не раздражает. И съемки в «Дюне Фрэнка Герберта» стали единственным ярким пятном в актерской карьере. За исключением Джанкарло Джаннини, который сыграл падишах-императора Шаддама IV Коррино. К сожалению его работу нельзя назвать яркой или запоминающейся.
Саундтрек к мини-сериалу написал Грэм Ревелл. Изначально Ревелл писал треки в жанре индастриал и был одним из основателей группы SPK. Благодаря синглу SPK «In Flagrante Delicto» Ревелл попал в киноиндустрию и занялся написанием музыки к фильмам. Нередко Ревелл использует классические инструменты или целые аранжировки для определенных произведений. Он написал саундтреки к франшизам «Ворон», «Риддик», фильмам про куклу-убийцу Чаки, «Спаун», «Сорвиголова» с Беном Аффлеком. В 2002–2003 годах он ассистировал рок-группе Evanescence при записи их дебютного альбома «Fallen». Часть песен с этого альбома (Bring Me to Life и My Immortal) звучали в фильме «Сорвиголова» с Беном Аффлеком, в котором за саундтрек отвечал Грэм Ревелл. Саундтрек к «Дюне Фрэнка Герберта» получился умеренно величественным с нотками меланхолии. Он отсылает к музыке группы Тото из фильма 1984 года, но делает это аккуратно и ненавязчиво. Звуковой ряд отлично гармонирует с видео рядом. Ощущение чего-то нового сливается с удовольствием от возвращения в мир старой «Дюны».
Да, несмотря на более цельный и насыщенный сюжет, создателям не удалось приблизиться к атмосфере фильма 1984 года (которую хвалил сам Фрэнк Герберт) в силу малого бюджета. Обе экранизации (1984 и 2000 годов) имеют как свои минусы, так и свои плюсы, но все равно они достаточно хороши, чтобы с них можно было начинать знакомство с «Дюной». А для канала Sci Fi «Дюна» стала спасением. «Дюна» стала настоящим хитом и побудила руководство канала на производство ещё нескольких высокобюджетных фантастических сериалов.
«Дюна Фрэнка Герберта» запустила новую волну игроизаций…
Не забывайте подписываться на канал (это действительно важно). Впереди еще много интересного.
Спасибо!
История Дюны. Часть 1: Орегон и псилоцибиновые грибы.
История Дюны. Часть 3: Бог-император Дюны, Звездные войны и Дэвид Линч.
История Дюны. Часть 4: трагедии 1984 и 1986 годов. Еретики Дюны и Капитул Дюны.
История Дюны. Часть 5: Цифровая эра, две «Дюны» в год и капитан Блад. Dune 1992.
История Дюны. Часть 7: Период затишья в мире «Дюны». Warcraft и Command & Conquer.
История Дюны. Часть 11: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 4. Emperor: Battle for Dune.