В 1971 году права на экранизацию «Дюны» приобрел Артур Джейкобс, известный по популярному киносериалу «Планета обезьян», основанном на одноименном произведении французского писателя Пьера Буля.
Планировалось, что картину поставит Дэвид Лин, ответственный за «Лоуренса Аравийского». Лучшего кандидата было не сыскать. Режиссер, снявший фильм, вдохновивший «Дюну», снимет саму «Дюну». Но этим планам не суждено было сбыться. Артур Джейкобс умер в 1973 году до начала работы над «Дюной».
В 1974 году молодой французский продюсер Мишель Сейду (двоюродный дед актрисы Леа Сейду) выкупил у наследников Джейкобса права на экранизацию «Дюны». На тот момент на его счету не было ни одного фильма. Да и к роману Герберта особой любви не питал. Просто он родился семье крупного промышленника Марселя Шлюмберже и очень сильно хотел поработать чилийским режиссером Алехандро Ходоровски. Сейду предложил Ходоровски любой проект на выбор, а тот возьми да брякни: «Я хочу снимать «Дюну»!» Которую, к слову, на тот момент не читал. Но, сказано – сделано. Сейду подсуетился с правами на экранизацию и арендовал для Ходоровски замок во Франции, где тот смог бы прочесть книгу и написать сценарий.
На тот момент Ходоровски получил известность благодаря кровавому кислотно-экзистенциальному анти-вестерну «Крот». Но в кинематографе Ходоровски отметился раньше, засняв в 1967 году фильм под названием «Фандо и Лис», который в последствии запретили практически везде, где только можно. Чтобы понять фильм и режиссера достаточно обратиться к воспоминанию самого Ходоровски:
«Драка в зале началась, когда мой персонаж вырезал у куклы дыру между ног и стал запихивать туда маленьких змей. Не понимаю, почему они хотели меня убить, – это такая красивая сцена...»
Каким-то образом Ходоровски не выгнали из кинематографа, даже наоборот. В 1970 он заснял тот самый вестерн о мексиканском бандите, который идёт и скачет путём духовных изысканий – «Крот». На деле такая же эзотерическая, сюрреалистическая картина, как и предыдущая, а не вестерн. Для массового зрителя картина была абсолютно бессмысленная. Но она понравилась Джону Леннону. Видимо, это объясняется, тем фактом, что об ЛСД Леннон знал не понаслышке. И тогдашний менеджер Леннона и, по совместительству бывший менеджер The Beatles и The Rolling Stones, Аллен Клейн выделил Ходоровски 1 000 000 долларов (впоследствии урезал до 750 000 долларов) на съёмки нового фильма. Сложно сказать был это душевный порыв самого Клейна, или же его надоумил Леннон. Но на съемках следующего фильма Ходоровски и Клейн, который выступил продюсером, разругались настолько, что «Священная гора» на долгое время лег на полку, а когда все-таки вышел - еще некоторое время был запрещён к показу. Как ни странно, но «Священная гора» все-таки нашла путь к зрительским сердцам – в Италии она собрала блестящую кассу, уступив в прокате только очередному фильму о Бонде. Тогда-то к Ходоровски и обратился Сейду.
Режиссёр пришёл в восторг от романа — масштабной эпопеи с политическим, религиозным и экологическим подтекстами, которая могла трактоваться в том числе как повествование о происходившей в те годы на Западе психоделической революции. Ходоровский моментально загорелся идеей снять настоящий шедевр.
«Я хотел снять картину, которая дала бы тем, кто тогда принимал ЛСД, галлюцинации — но без самих галлюцинаций, — вспоминал режиссёр впоследствии. — Картину, которая изменила бы восприятие публики. Я хотел создать фильм-пророк, чтобы изменить сознание молодых людей по всему миру. Для меня «Дюна» — пришествие Бога. Художественного, кинематографического Бога… Я хотел создать нечто священное, свободное, я хотел открыть сознание!»
Для создания графической концепции были привлечены неизвестные тогда художники. Жан Жиро, работавший под псевдонимом «Мёбиус», на которого возложили задачу создать образы всех персонажей фильма. Ганс Руди Гигер, создавал стилистику Дома Харконнен. Иллюстратор Кристофер Фосс рисовал звездолёты. Ходоровски хотел видеть космические корабли не такими, как их было принято изображать в фильмах. Чтобы они максимально отличались от существующих типов и проектов космических кораблей. Тогда Ходоровски обратился к Крису Фоссу, английскому рисовальщику, который иллюстрировал обложки научно-фантастических книг. Его космические корабли были похожи на что угодно, только не на космические корабли. Он больше напоминали гигантских существ, насекомых, эдакие полуживые машины. Строения в видении Фосса также отличались некоей неземной лавкрафтианской геометрией.
Мёбиус загорелся идеями Ходоровски и быстро создал раскадровку на 3000 рисунков. Звездолёты самых причудливых форм и расцветок, больше подходящих костюмам шутов; корабли с эмблемой императора, будто покрытые когтями, шипами и зубами; люди с лицами жестоких клоунов; люди в костюмах скелетов и головных уборах в виде черепов. Особенное внимание художник уделил персонажам, которых он рисовал на основе актеров, которые должны были их играть. Так, леди Джессику должна была играть Шарлотта Рэмплинг, но та отказала Ходоровски. Зато в последствии сказала «да!» Дени Вильневу. Правда играть ей уже пришлось преподобную мать Хелену Мохиам. Еще Ходоровски планировал затащить в свой проект Дэвида Кэррадайна на роль герцога Лето Атрейдеса, раздобревшего Орсона Уэллса на роль барона Владимира Харконнена; Алена Делона на роль Дункана Айдахо. Интереснее дела обстояли с Миком Джаггером в образе Фейд-Рауты Харконнена и Сальвадором Дали в качестве императора Шаддама IV. По задумке Мёбиуса красавчик Фейд должен выглядеть… женоподобно.
Если сейчас таким образом никого не удивить – мы видим подобное в каждом втором проекте Netflix, то в 70х это было... необычно. Встреча Мика Джаггера и Алехандро Ходоровски произошла якобы случайно на каком-то парижском приеме. Джаггер сам подошел к Ходоровски. Последний недолго думая выпалил: «Я хочу видеть вас в своём фильме». Джаггер тут же ответил: «Согласен».
Еще необычнее дела обстояли дела с Сальвадором Дали. Их случайная встреча с Ходоровски в нью-йоркском отеле окружена ореолом мистики. Как гласит легенда Ходоровски послал Дали записку на странице, вырванной из книги про Таро, с изображением карты «Повешенный» с просьбой аудиенции. Чуть погодя, уже в Париже, Дали сообщил, что готов встретиться с Ходоровски в своей манере. «Мы с Пикассо, – сказал он ни с того ни с сего, – всегда находили на пляже, в песке, часы...» Ходоровски моментально выдал: «А я их постоянно терял!» Дали был удовлетворён этим ответом.
Дали (разумеется!) тоже не читал «Дюну», но согласился. Правда, автор логотипа Chupa Chups вознамерился стать самым дорогим актером в истории и запросил 100 000 долларов в час. Ходоровски согласился, про себя отметив, что императора во плоти покажет минуты на две-три, а в остальное время Дали будет заменять муляж. (Чему Дали не очень-то обрадовался, когда узнал). Но более того, Дали принялся фонтанировать идеями касательно образа самого императора. По его задумке император должен сидеть на золотом троне, т.е. унитазе, состоящим из двух пересекающихся дельфинов, хвосты которых будут формировать ноги. И Ходоровски это вполне устраивало.
Дали также показал Ходоровски каталог швейцарского художника Ганса Руди Гигера. Ходоровски привлекло искусство Гигера - синтез плоти и металла, больной мир приходящий в упадок. Эти образы идеально подходили для воплощения родной планеты Дома Харконнен - Гьеди Прайм которую тронул метафизический ужас.
Гигер сделал проект замка в форме самого барона Харконнена, который при трансформации начинал напоминать помесь чужого и терминатора. А также сделал наброски Шаи-Хулуда.
Разобравшись с актерами и визуальным стилем Ходоровски взялся за музыкальное оформление. По его задумке у каждой планеты был свой стиль музыки. Так, рок-группа Magma должна была записать воинственные мотивы для Харконненов. А на написание основного саундтрека Дюны и планеты Атрейдесов – Каладан, по заявлению самого Ходоровски, согласилась группа Pink Floyd, которая на тот момент уже имела опыт написания музыки для кинофильмов (как художественных, так и документальных). Но дальше разговоров дело не пошло.
Теперь поговорим о сюжете. Как говорил сам Ходоровский, он хотел взять лишь канву романа и многое изменить, добавить свое видение, которое нередко шло вразрез с идеями романа. В фильме герцог Лето (отец Пола) должен быть кастрирован в ритуальном бою на аренах во время боя быков. В фильме эмблема дома Атрейдесов - коронованный бык, в то время, как в романе – красный ястреб. Джессика - монахиня Бене Гессерит – как и в книге отправлена орденом как наложница герцога, чтобы зачать от герцога девочку, которой в будущем предстоит стать матерью Мессии, настолько влюбляется в Лето, что решает перепрыгнуть через звено цепи и создать сына, Квисатца Хадераха, спасителя. Далее опять начинается отсебятина Ходоровски. Безумно влюбленный в нее герцог доверил ей свою печальную тайну. Джессика, используя свои способности Бене Гессерит, превращает каплю крови в сперму и оплодотворяет саму себя… Причем весь процесс должен быть показан на экране - капля проникала в лоно Джессики, подбиралась к яйцеклетке, которая словно бы взрывалась в экстазе. Так, Пол родился от девственницы, и не от спермы его отца, а от его крови - «не из сексуального удовольствия, а из духовного». Подобной отсебятины Ходоровски расписал на 12-ти часовой фильм. Его бюджет, по предварительным данным, составил бы примерно 15 миллионов долларов.
Самого Герберта режиссер стремился держать как можно дальше от проекта. По одной простой причине – тот единственный понимал, что происходит. Позже писатель рассказывал: «Мы с Алехандро неплохо ладили, однако я видел, что он просто не собирается ничего снимать». Может, Ходоровски и хотел что-то снять, но точно не «Дюну».
- Целая россыпь дорогущих звезд! При этом никто «Дюну» не читал, но горел желанием в ней сняться.
- Арт-хаусный сюжет в котором от культовой книги практически ничего не осталось.
- 15-миллионный бюджет.
- И эпатажный чудаковатый режиссер во главе всего этого балагана.
Да никто бы в здравом уме не дал на этот проект деньги. И не дали.
Закончилось все это тем, что в 1975 году Ходоровский лишился финансирования. К тому моменту на подготовку были потрачены миллионы, а отдачи так и не было. Визуальные находки растащили по другим фильмам. Ведь по факту работали только художники. В 1980-х Жиро и Ходоровски на основе рисунков к «Дюне» вместе создают цикл комиксов «Инкал».
Гигер использовал свои наработки для третьей книги «Некрономикон». Именно этот сборник рисунков привлек внимание английского режиссёра Ридли Скотта. И он пригласил Гигера для работы над концептом существ, художественным дизайном своего фильма «Чужой». Так родился образ ксеноморфа. Впоследствии работа над этим фильмом принесла художнику «Оскар» в 1980 году за «Лучшие визуальные эффекты». Также над «Чужим» поработал и Жан Жиро. А позднее работал со Скоттом и над «Бегущим по лезвию».
Забавный факт. Жиро и Гигер работали над «Чужим» Скотта. Затем, новый владелец прав на «Дюну» Дино Де Лаурентис предложил картину Ридли Скотту. Отказавшись от проекта, сославшись на семейные обстоятельства, Скотт вскоре снял «Бегущего по лезвию» (не без участия Жиро). Спустя время сиквел «Бегущего по лезвию» срежиссировал Дени Вильнёв. После чего Вильнёва утвердили в качестве режиссера новой «Дюны». Многие члены съёмочной команды предыдущего фильма Вильнёва, «Бегущий по лезвию 2049», вернулись к работе над «Дюной». В первом трейлере которой звучит кавер на песню «Eclipse» группы Pink Floyd с альбома от которого был в восторге Ходоровски настолько, что предложил музыкантам работу. Вот такой круговорот «Дюны» Ходоровски в природе.
В итоге Мишель Сейду поработает с Ходоровски только в 2013 году над фильмом «Танец реальности». Pink Floyd благополучно завершили в 1975 году работу над альбомом Wish You Were Here. А в 1976 году в журнале Analog Science Fiction and Fact вышел новый роман в серии - «Дети Дюны». Это последний роман серии, который сначала публиковался в журнале и только потом выходил в твердом переплете. Первоначально было продано более 75 000 копий, и он стал первым бестселлером в твердом переплете в области научной фантастики.
Роман завершал классическую трилогию «Дюны», посвященную истории Пола Атрейдеса. И был вторым в, так называемой, трилогии Лето II Атрейдеса – сына Пола. Лето II появился «Мессии Дюны» в младенческом возрасте. Несмотря на то, что сознательно он никак не участвует в событиях романа, само его появление на свет играет важную роль. Пол предвидел лишь рождение дочери, сын стал для него неожиданностью. Затем физически ослепший Пол смотрит на мир глазами Лето II в момент спасения младенцев от убийцы ордена Бене Тлейлаксу.
На момент событий «Детей Дюны» Пол отправился в изгнание, и империей правит сестра Пола – Алия. Дети-близнецы Пола, Лето II и Ганима, приходят к выводу, что Алия поддалась Мерзости – генетической памяти ее деда, барона Владимира Харконнена. Теперь Лето II предстоит свергнуть Алию, занять трон и повести человечество по Золотому пути вместо отца.
В отличии от «Мессии Дюны», который критиковали за простоватый сюжет и логические дыры, новый роман был хорошо принят критиками. Также был номинирован на премию Хьюго за лучший роман в 1977 году, но награду так и не получил.
Конец второй части...
Не забывайте подписываться на канал. Впереди еще много интересного.
Спасибо!
История Дюны. Часть 1: Орегон и псилоцибиновые грибы.
История Дюны. Часть 3: Бог-император Дюны, Звездные войны и Дэвид Линч.
История Дюны. Часть 4: трагедии 1984 и 1986 годов. Еретики Дюны и Капитул Дюны.
История Дюны. Часть 5: Цифровая эра, две «Дюны» в год и капитан Блад. Dune 1992.
История Дюны. Часть 7: Период затишья в мире «Дюны». Warcraft и Command & Conquer.
История Дюны. Часть 9: «Дюна Фрэнка Герберта» 2000 года.
История Дюны. Часть 11: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 4. Emperor: Battle for Dune.