Найти тему
КультPROсвеТ

История Дюны. Часть 5: Цифровая эра, две «Дюны» в год и капитан Блад. Dune 1992.

Вернемся немного в прошлое. В феврале 1970 года основан конгломерат Virgin Group Ltd.

В 1983 году создано дочернее предприятие Virgin Games переименованное впоследствии в Virgin Interactive Entertainment. В 1985 году основана Westwood Associates.

-2

А в 1990 году основана французская компании Cryo Interactive Entertainment.

-3

К чему эти даты и названия и даты? К тому, что глава Virgin Interactive Entertainment, Мартин Альпер был фанатом «Дюны». Он вынашивал планы по адаптации романа в виде компьютерной игры с 1988 года. Изначально правами на адаптацию владел Дино Де Лаурентис. Но после банкротства De Laurentiis Entertainment Group началась чехарда с переходом прав. После нескольких судебных процессов права перешли Universal Pictures, у которых Альпер их и выкупил. Разработку он поручил только что созданной Cryo Interactive. Казалось бы, рисковый шаг: доверять разработку игры, основанной на таком масштабном материале, как вселенная Дюны, молодой компании на счету которой нет ни одной игры. Это не совсем так. Cryo Interactive действительно была молодой компанией. Но создана она была выходцами из ERE Informatique, которая занималась разработками игр с 1983 года. В частности, их недавняя (на тот момент времени) игра «Captain Blood» (ничего общего с произведением Сабатини, кроме названия не имела) очень понравилась директору Virgin Loisirs, Жану-Мартиалу Лефранку.

Captain Blood
Captain Blood

Он встретился с дизайнером «Captain Blood» и, по совместительству, основателем Cryo Interactive. В итоге договорились о встрече с Мартином Альпером. Один из со-основателей Cryo Interactive, Реми Эрбуло, представил три видеоигры, все с сильными элементами научной фантастики. Владеющий правами на «Дюну» Альпер предложил сделать из них одну. В 1992 году по вселенной Дюны вышла первая компьютерная игра, разработанная Cryo Interactive Entertainment и выпущенная Virgin Group Ltd.

-5

Это помесь квеста, экономической и военной стратегии. Играть предстоит за Пола Атрейдеса. Несмотря на то, что игра линейная сюжетно, в ней присутствуют микро-квесты. В режиме квеста игрок может передвигаться по локациям, общаться с другими персонажами с целью узнать какую-то новую информацию или для заключения союза. Диалоги с персонажами в некоторой степени интерактивны и предлагают несколько вариантов разговора. Можно даже взять персонажа к себе в партию и отправиться в путешествие. Передвигаться предстоит по дворцу, лагерям фрименов (сиетчам) или по поверхности планеты. Последнее лучше делать не пешком, а все-таки на орнитоптере, если нет цели умертвить своих компаньонов и бесславно закончить свои дни в пустыне.

Игровое меню выглядит как зеркало в комнате Пола. В отражении видно глаза героя, которые отражают игровой прогресс. Чем дальше по сюжету продвигается игрок, тем в более насыщенный синий цвет окрашиваются глаза Пола. В начале сюжетной кампании у Пола начнутся видения событий, происходящих далеко от его текущего местоположения. По мере того, как проходит время и происходят новые сюжетные события, глаза Пола меняют цвет, а телепатические способности более выраженными. Сначала эта способность позволит Полу мгновенно узнавать о, полученных во дворце, сообщениях (включая все важные требования спайса от Императора). Позже Пол сможет связываться и командовать племенами фрименов на небольшом расстоянии от его позиции на карте.

Зеркало в комнате Пола
Зеркало в комнате Пола

По ходу игры диапазон телепатических способностей Пола будет увеличиваться, пока в конечном итоге он не охватит всю планету. Также в игре можно обучится езде на песчаных червях в качестве альтернативы перемещения на орнитоптере.

К тому же на черве можно быстро и безопасно добираться до крепостей Харконненов.

В стратегическом режиме, на глобальной карте, предстоит управлять своими подопечными фрименами. Достигнув одного сиетча, игрок заключает альянс с лидером, который может присоединится просто так, а может поставить какое-то требование. Как только сиетч оказывается под контролем можно поставить задачу: добывать спайс или тренировать воинов. Император периодически требует присылать плату за аренду планеты. Поэтому если не добыть необходимое количество спайса вовремя, то сардаукары вторгнутся на планету и игра закончиться. Ускорить добычу спаса можно путем закупки оборудования или харвестеров. Но, если сосредоточиться лишь на спайсе и забыть про армию, тогда вторгнутся Харконнены и захватят безоружный и беспомощный сиетч. Поэтому предстоит соблюдать баланс между добычей и тренировкой. Прокачка воинов и их эффективность также можно улучшить. Можно выдать им вооружение по аналогии с оборудованием для добычи. А для поднятия боевого духа можно оставить Гурни Халлека в сиетче на время тренировки воинов, а также самолично повести отряд в бой. В случае поражения, Пол, участвующий в бою, погибнет. А в случае победы сможет допросить командующего крепостью. Сражения происходят по аналогии с, более известной в наших краях, «Sid Meier’s Civilization». С той лишь разницей, что в «Dune» все происходит в реальном времени, а не в пошаговом режиме. Для победы юниты игрока должны превосходить численностью и снаряжением харконненских защитников крепости, иначе они могут быть уничтожены и/или взяты в плен.

Альтернативой боевым столкновениям является терраформирование. После выполнения всех сюжетных заданий за планетолога Лиет-Кайнса открывается возможность строить на территории выбранного сиетча ветряные ловушки, чтобы накапливать воду и тренировать. Затем засадить территорию семенами растений. В итоге растения разрастутся по близлежащей территории, что будет видно на глобальной карте. Юниты, занятые озеленением будут автоматически сажать растения, куда бы они ни пошли. Растительность будет постепенно смещаться на север ко дворцу Харконненов. При этом растительность уничтожает пряность, что вполне соответствует книжному описанию, поскольку вода губительна для единственного источника спайса, червя. Так, уничтожив спайс в регионе, Харконнены быстро потеряют к нему интерес и покинут его.

Цель игры уничтожить крепости Харконненов, а затем и Дворец Харконненов до того, как истечет время и войска императора вторгнутся на Дюну.

«Dune» была первой видеоигрой, в которой использовалась обложка игры, напечатанная на конверте, а затем надетая на предварительно отпечатанный бокс. До этого печатались либо эксклюзивные упаковки, которые были дороги в производстве. Либо обложка клеилась непосредственно на упаковку, что увеличивало время на обработку. Такая комбинация рукава и коробки стала отраслевым стандартом для боксов для видеоигр в течение следующих двух десятилетий. Выпущенная для Amiga и совместимых с IBM PC, это была одна из первых игр на дискетах, преобразованных в формат CD, которая включала в себя кадры из фильма Дэвида Линча, озвучку и улучшенную прорисовку локаций. Одновременно с выходом игры был выпущен и саундтрек «Dune: Spice Opera». Выпустила его Virgin Records.

Обложка саундтрека
Обложка саундтрека

Несмотря на то, что «Dune» была игровой адаптацией именно романа Фрэнка Герберта, а не фильма Дэвида Линча, большая часть дизайнерских решений взята именно из фильма. В первую очередь из фильма в игру перекочевал песчаный червь с его трехлепестковой пастью. Пасть червя в игре также служит входом в сиетч. Также в романе небо над Арракисом серебристого цвета. В игре, как и в фильме, небо какого угодно цвета только не серебристого. Это видно на обложке игры и постере фильма – черное небо с красными всполохами на фоне двух лун. Одна – высоко в небе, другая – едва показалась из-за горизонта.

Главных героев, Пола Атрейдеса и леди Джессику, буквально срисовали с актеров, что их играли. С Кайла Маклахлена и Франчески Аннис, соответственно.

В образе Фейд-Рауты еще угадывается Стинг.

А вот Чани каким-то непостижимым образом, почему-то, похожа не на Шон Янг, а на… Зендаю.

Остальных персонажей французские дизайнеры отчего-то решили перерисовать. И вроде как в соответствии с книжным описанием. Но получилось, крайне странно. Более-менее на книжный оригинал похожи немногие: Лето Атрейдес, барон Харконнен, Лиет-Кайнс.

А вот с остальными творится нечто странное.

Дункан Айдахо описывается как мужчина с круглым лицом. Круглое лицо есть. Но там же Дункан описывается как «красивый мужчина с вьющимися черными волосами, который нравится женщинам». Почему-то вместо Ричарда Джордана, что играл Дункана в фильме, французские художники изобразили Ким Чен-Ына.

Откровенно странное представление у них о мужской красоте.

Ментат Суфир Хават больше похож на Сплинтера из «Черепашек-ниндзя».

А за прообраз Гурни Халлека взяли клоуна Пеннивайза из кинговского романа «Оно», а не Патрика Стюарта.

Император Шаддам IV больше похож на рядового инопланетянина из «Звездных войн», чем на 35-летнего рыжеволосого мужчину из книг.

Император Шаддам IV
Император Шаддам IV

Но это все мелочи.

«Dune» оказалось коммерчески успешной игрой. Игру хвалили за то, что в отличии от фильма, ей удалось не просто аккуратно перенести сюжет книги в игру, но и заставить игрока чувствовать себя не сторонним наблюдателем, а полноценным участником событий. Также хвалили переиздание на компакт-диске. Отмечали, что ролики с живыми актерами более органично смотрятся на экране монитора, чем на экране кинотеатра. В будущем издатель возьмет этот отзыв на вооружение.

Но если «Dune» такая классная, то почему о ней в отличии от «Dune II» никто не слышал? И почему вторая часть так не похожа по геймплею на первую?

-22

Ответ на первый вопрос кроется в игровых платформах. «Dune» была выпущена в первую очередь на ПК. Не у всех он был в начале 90-х. А портирована в итоге была на Sega CD, о которой на постсоветском пространстве едва-ли кто слышал. Да и в принципе она прославилась лишь скандалом с «Night Trap». А вот «Dune II» помимо ПК выходила и на более распространенной домашней консоли – Sega Mega Drive. Собственно, именно версия для Sega Mega Drive пользовалась популярностью на постсоветском пространстве.

Ответ на второй вопрос заключается в том, что игры делали две совершенно разные компании независимо друг от друга. И «Dune II: The Building of a Dynasty» просто вышла позже, потому и получила цифру «2» в названии. Почему «The Building of a Dynasty», а не «The Battle For Arrakis»? «The Building of a Dynasty» - подзаголовок для американского рынка, а «The Battle for Arrakis» - для европейского.

Конец пятой части...

Не забывайте подписываться на канал. Впереди еще много интересного.

Спасибо!

История Дюны. Часть 1: Орегон и псилоцибиновые грибы.

История Дюны. Часть 2: Ганс Руди Гигер, Сальвадор Дали, Джон Леннон, Мик Джаггер, Pink Floyd... или как Алехандро Ходоровски "Дюну" снимал.

История Дюны. Часть 3: Бог-император Дюны, Звездные войны и Дэвид Линч.

История Дюны. Часть 4: трагедии 1984 и 1986 годов. Еретики Дюны и Капитул Дюны.

История Дюны. Часть 6: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 2. Dune II: The Building of a Dynasty и Dune: The Battle For Arrakis — рассвет жанра RTS.

История Дюны. Часть 7: Период затишья в мире «Дюны». Warcraft и Command & Conquer.

История Дюны. Часть 8: Луч надежды — Дюна: Дом Атрейдесов. Карточная Dune: Eye of the Storm. И Dune 2000 – последняя «Дюна» от Virgin Interactive...

История Дюны. Часть 9: «Дюна Фрэнка Герберта» 2000 года.

История Дюны. Часть 10: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 3. Снова «Frank Herbert's Dune», опять от Cryo...

История Дюны. Часть 11: Цифровая эра, две «Дюны» в год - 4. Emperor: Battle for Dune.