Найти в Дзене
Дыши, родная

«Без штампа в паспорте я – нет никто». История Татьяны

Оглавление

«В прошлом у нас у обоих уже был опыт официального заключения брака. У него сын и у меня. Виталя предлагал пожениться. Я же отмахивалась: "Зачем?" Мы прожили вместе двадцать лет и решили сделать друг другу подарок - расписаться на День семьи, любви и верности. Купили кольцо Витале, а мне - не успели»

Позже Таня купит себе обручальное кольцо и наденет его на левую руку.

Осенью 2019-го Татьяна стала участницей самой первой встречи группы поддержки вдов в Саратове. Она узнала о мероприятии случайно.

Моя мама, заходя в буфет после бассейна заметила, что обычно приветливая и улыбчивая продавец слишком подавлена. Женщины разговорились, и мама сразу дала мой номер.

«У меня дочь тоже овдовела. Она выслушает и поймет. Позвоните»

И Таня позвонила.

«На самом деле я долго мучилась, не решалась позвонить. А потом жалела, что не сделала этого раньше. Ведь тогда я жить не хотела»

Голос в трубке, казалось, вот-вот сорвётся на плач. Таня записалась на группу, пришла и всю встречу проплакала. Все два часа.

На тот момент её утрате было восемь месяцев. Женщина слушала других вдов и постоянно повторяла сквозь слёзы:

«Значит, это нормально? А я думала, что схожу с ума!»

История Татьяны

Виталий и Таня впервые увидели друг друга на юбилее общего знакомого. И хотя на мероприятии было около двух десятков мужчин, Татьяна заметила будущего избранника сразу.

От него веяло спокойствием, надежностью и простотой. Компанейский, добрый. Военный музыкант. Виталий всегда был готов помочь и всю совместную жизнь, несмотря на отсутствие штампа в паспорте, Таня чувствовала себя как за каменной стеной.

«20 лет я была по-настоящему за мужем»

Все праздники Татьяна и Виталий привыкли отмечать вдвоем. И в этот раз 23-го февраля Таня накрывала на стол и ждала мужа домой.

Виталий позвонил. Сказал, что освободился и скоро приедет.

Он должен был быть на пороге через несколько минут, но домой мужчина так и не пришел.

Татьяна. Фотограф Н. Рябова (Перунова)
Татьяна. Фотограф Н. Рябова (Перунова)

«Я его потеряла»

Татьяна обзванивала больницы и морги с шестнадцати часов до десяти утра и нашла мужа только на следующий день. В реанимации.

Оказывается, сразу после звонка Виталию стало плохо с сердцем. Он упал прямо на улице. Несмотря на то, что при мужчине были документы и телефон, в котором Татьяна записана как жена, никто не сообщил ей о случившемся.

Едва не лишившаяся рассудка за ночь поисков, Таня была рада услышать от медиков, что состояние Виталия стабилизировалось и вскоре его планируют перевести в обычную палату.

Радость была недолгой

Через два часа сотрудники медучереждения перезвонили и сказали, что Виталий умер.

Тогда с Татьяной случилась истерика. Теперь она сама чуть не попала в больницу, но уже в качестве пациента.

Впервые Таня остро ощутила себя «никем», когда медработники заявили, что она не имеет права забрать ни тело, ни вещи покойного, если они не состояли в официальном браке.

«Никогда не думала, что штамп в паспорте нужен для того, чтобы иметь возможность похоронить любимого человека».

Таня не находила себе места от боли.

«Тяжело было ужасно. Долго варилась сама в себе, разговаривала с портретом. Ездила на кладбище. Я сама себя съедала, закрылась в свою ракушечку и не выходила. Я просто не видела выхода»

Татьяна. Фотограф Н. Рябова (Перунова)
Татьяна. Фотограф Н. Рябова (Перунова)

Еще до несчастья Татьяна продала свою квартиру. Жили у Виталия. Как водится, после смерти мужа, всё тут же начало ломаться и выходить из строя. Татьяна, привыкшая к тому, что супруг моментально решал все проблемы, никак не могла освоить новые задачи.

«Машину я всегда сама водила, а всё остальное, что касалось ремонта, обслуживания, делал Виталя. Колеса поменять, спустить с балкона - целая эпопея. У меня больная спина, ничего таскать не могу.
Потом крыша протекла. Потолки 4,5 метра. Я опять ничего не могу сделать.
Живу не в своей квартире, не могу вступить в наследство.
И вот опять я – нет никто».

Взрослый сын окружил Татьяну заботой. Он боялся оставлять маму одну после похорон. Долго не мог уехать, помогал. Почти год он звонил каждый день и первый же отпуск провёл с семьей всё лето у неё в гостях. Об этом Таня до сих пор вспоминает с благодарностью.

Сын Виталия напротив, отстранился и совсем перестал общаться с Татьяной, что снова усилило горькое ощущение «нет никто».

В тяжелые времена Таню всегда выручала работа. Будучи бухгалтером по образованию, она сменила не одну профессию.

«Я работала всю жизнь, никогда без дела не сидела».

В свое время Татьяна была наборщиком текста и верстальщиком в издательстве, регистратором в судебной экспертизе и завхозом. В 90-е самостоятельно освоила компьютер и специальные программы.

Последние пять лет Таня трудилась в буфете спорткомплекса, но после смерти Виталия ей пришлось уволиться.

«Здесь график: неделя через неделю. Было очень тяжело от постоянных расспросов окружающих, но неделю дома выдержать оказалось ещё сложнее.
К тому же торговля – это работа с деньгами, а голова после похорон совсем не соображала».

Женщине за пятьдесят тяжело трудоустроиться. Подруга помогла найти, более подходящую работу.

Через четыре месяца Татьяну ждало новое испытание. У мамы случился инсульт

«Тогда пришлось полностью изменить всю свою жизнь. Поменять работу, жилье. Переехать к маме.
Она пожилой человек, с трудом восстанавливается и привыкла к одиночеству. Конечно есть сложности. Но вот общались с девочками на встрече: кто-то со свекровью живет, у кого-то дети маленькие. Я, слава Богу, своих поставила.
Разные истории слышишь на группе, а беда - одна, и все пытаются помочь друг другу. Кто-то слабее, кто-то сильнее, но с такой же бедой.

«Я получила моральную поддержку огромную на встречах. Сейчас ещё не вышла полностью из состояния горя, но по крайней мере я дышу и живу. Я жить начала»

Татьяна. Фотограф Н. Рябова (Перунова)
Татьяна. Фотограф Н. Рябова (Перунова)

«Девочки молодые, новые приходят. Я то жизнь прожила. 53 года.
Мне кажется, им больнее. По молодости любовь яркая, эмоции через край. С возрастом чувства более спокойные, тихие. Но крепкие.
Я всё ещё часто бываю на кладбище. Три года прошло.
До сих пор с ним разговариваю. Думала раньше, что "крыша едет", но после общения с девочками, поняла, что это нормально.
По-прежнему не хватает Витали. Очень. Но уже не так остро.
К другим отношениям я не готова. Наверное, в силу того, что мы много лет прожили вместе. Думаю, буду сравнивать. Но время покажет. Если с кем-то познакомлюсь, скорее буду рада».

«Когда у тебя в голове полная пустота, глядя на девчат, рождаются мысли: почему я так не могу? Девочки тоже слушают чужие истории и находят выход из своих ситуаций»

Фото с встречи группы поддержки в Саратове 20.03.21
Фото с встречи группы поддержки в Саратове 20.03.21

«Мне очень помогло общение в группе. Пришло понимание, что нужно и другим помогать. Сейчас стараюсь больше рассказывать»

«Я начала принимать, что у мужа была такая судьба, а у меня - такая.
Со временем осознаешь, что, наверное, это неизбежность - терять.
Но жизнь не заканчивается.
Есть зачем жить».

Взяла интервью и записала историю: Нина Перунова (Рябова)

Если Вы хотите поделиться своей историей, напишите в комментариях, я свяжусь с Вами.

СБОРНИК СТАТЕЙ "ДЫШИ, РОДНАЯ"

#утрата, #смерть близкого, #группа поддержки, #сопровождение в утрате, #умер муж, #вдова, #поддержка вдов, #помощь вдове