Найти тему
Строительный мир

Уникальные инженерные и архитектурные памятники: брошенные мосты России

Оглавление

На территории России есть немало примечательных, если не сказать, уникальных объектов, поражающих не только с точки зрения инженерии, но и архитектуры. Относится подобное и к мостам, коих в огромной стране в разных климатических и горно-геологических условиях во все времена строили в большом количестве.

© Panoramio Contributor Imploid / CC BY-SA 3.0 (Мокринский железнодорожный мост в Чувашии, 2020 г.)
© Panoramio Contributor Imploid / CC BY-SA 3.0 (Мокринский железнодорожный мост в Чувашии, 2020 г.)

Многие из этих сооружений до сих пор служат верой и правдой, однако есть и такие, которые уже не используются и, к сожалению, являются попросту заброшенными, несмотря на свою оригинальность и историческую ценность. Также существуют мосты, которые по сути никогда (или почти никогда) не использовались — в их возведение вложили немало средств, но в силу различных обстоятельств по назначению так и не применили. В этой статье предлагаем вспомнить о некоторых таких сооружениях, причем о каждом из них можно прочитать подробнее, пройдя по соответствующей ссылке.

Римский виадук на российской земле

Один из самых удивительных ныне не действующих мостов России расположен в Чувашии, в районе деревни Мокры. Подобных объектов, напоминающих древние римские виадуки, во всем мире сохранилось немного. Тем примечательнее, что столь интересный проект в свое время был реализован и в нашей стране.

© Rungi2 / CC BY-SA 4.0 (Мокринский железнодорожный мост, 2020 г.)
© Rungi2 / CC BY-SA 4.0 (Мокринский железнодорожный мост, 2020 г.)

Первый поезд прошел по нему в 1918-м. Этот переход через речку Утку стал частью стальной магистрали, соединившей Арзамас и Канаш (тогда Шихраны) — ее построили с целью спрямления маршрута между Москвой и Казанью. Возводили это монументальное 370-метровое сооружение по чертежам Г. П. Передерия.

На протяжении десятилетий здесь ходили пассажирские и железнодорожные составы. Однако в 1986-м с целью сокращения пути примерно в километре от старого построили новый мост. Прежний объект, несмотря на признание его памятником истории и культуры, продолжает разрушаться. К сожалению, для его сохранности не принимается необходимых мер.

Похожие объекты, правда меньших размеров, можно встретить на юге России, там, где когда-то проходила стальная магистраль Армавир – Ставрополь — Мамайский Немецкий (85 м) и Новокавказский Немецкий (25 м), при возведении которых применили ракушечник. В проекте участвовали иностранные инженеры, которые и предложили строительство подобных конструкций.

© Hardsign / CC BY-SA 3.0 (Новокавказский Немецкий мост, 2010 г.)
© Hardsign / CC BY-SA 3.0 (Новокавказский Немецкий мост, 2010 г.)

Также на этом участке появились и одни из первых железобетонных мостов в России. Довольно быстро эта железная дорога потеряла актуальность, и в 1922-м ее закрыли для движения, а уникальные искусственные сооружения так и продолжают разрушаться под натиском времени.

Шедевр посреди леса и мосты в никуда

Гораздо лучше сохранился трехпролетный каменный мост через реку Ярынья на участке Валдай – Крестцы, где вплоть до 2011-го ходили поезда. Длина этого архитектурного и инженерного шедевра посреди леса составляет почти 77 м. Активисты сегодня делают все возможное для сохранения искусственного сооружения, как, впрочем, и всей дороги, считая ее настоящим музеем под открытым небом.

© Ojkumena / wikimapia.org / CC BY 3.0 (Мост через р. Ярынья)
© Ojkumena / wikimapia.org / CC BY 3.0 (Мост через р. Ярынья)

И если выше упомянутые мосты какое-то время отслужили по назначению, то 347-метровый переход через устье ручья Ущелистого, сооруженный в сложных условиях в сейсмически активной зоне на линии Новая Чара – Чина, использовался совсем недолго. По некоторым данным, поезд по нему проехал всего однажды. Сегодня объект, как и вся «железка» на этом направлении, совсем не используется, хотя в свое время в проект вложили порядка 7 млрд руб.

© Сергей ВМ / railgallery.ru (Перегон разъезд 26 км – разъезд 42 км на линии Новая Чара – Чина, 2021 г.)
© Сергей ВМ / railgallery.ru (Перегон разъезд 26 км – разъезд 42 км на линии Новая Чара – Чина, 2021 г.)

Есть в России и такие мосты, по которым никто никогда не ездил. Например, автодорожный переход через Вычегду в районе деревни Кырныша (Республика Коми) протяженностью 158 м. Задумывался он как часть стратегической дороги, которую в первую очередь намеревались использовать военные. Однако для местного населения он стал бы настоящим спасением, так как действующая до сих пор понтонная переправа не удовлетворяет в полной мере потребностям местного населения.

Но в 1990-х после распада СССР проект забросили — то есть сам мост возвели, а дорогу к нему нет. Вышла своеобразная инфраструктурная аномалия. Вопрос о достройке подходов (1,5 км) поднимался не раз, но все упиралось в финансы. Само же сооружение с годами ветшает и требует все больше средств на восстановление. В 2022-м местные власти заявили, что для завершения проекта необходимо 350 млн руб. Правда, с учетом ремонта дороги до Пожеги (18 км) в общей сложности выйдет около 1 млрд руб.