Найти тему
Росатом Дзен

«Новый атомный эксперт». : Хозяева Арктики

В последнее время всё чаще можно услышать словосочетание «арктическая гонка» применительно к освоению высоких широт Северного полушария. Советник аналитического отдела Центра коммуникаций атомной отрасли Максим Фомин объясняет, почему цель России — ​"не быстрее добежать, но раньше выехать".
В Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) сконцентрированы значительные запасы полезных ископаемых. Регион занимает стратегическое положение с военной точки зрения, при этом имея очень низкую плотность населения — ​здесь проживает около 3 млн человек. Кроме того, Северный морской путь (СМП) — ​это новый глобальный транспортный коридор, особенно ввиду восточного поворота российской экономики (отчасти естественного, а отчасти вынужденного западными санкциями).

Понятно, что развитие арктического транспорта и коммуникаций должно базироваться на объективном анализе опыта освоения Арктики, накопленного в СССР, а также учитывать неангажированный научный прогноз динамики экосистем, традиции природопользования, имеющиеся у коренных обитателей Севера, предполагая необходимость взвешенных и ответственных ­решений. В этой связи, безусловно, знаковыми событиями стали передача в 2008 году в ведение ГК «Росатом» ФГУП «Атомфлот» и создание в 2018 году Дирекции Северного морского пути. Это позволило объединить флот, инфраструктуру, технологии и кадровые ресурсы по управлению СМП.

В июле 2022 года правительство РФ поддержало инициативу Росатома, высказавшегося за централизацию всех полномочий; в результате на базе Штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» для управления судоходством и организации деятельности СМП было образовано ФГБУ «Главное управление Севморпути». 1 августа 2022 года был утвержден План развития Северного морского пути на период до 2035 года, предусматривающий более 150 мероприятий с общим объемом финансирования почти 1,8 трлн руб.

СМП может принести России значительную выгоду как альтернативный коридор для азиатских транспортных компаний. С 1 июля по 30 ноября 2022 года (летне-­осенняя навигация) выполнено 100 ледокольных проводок и 30 судов прошли маршрут самостоятельно. Объем перевозок составил 32,3 млн тонн: нефть и нефтепродукты (7,224 млн тонн), СПГ и газоконденсат (20,489 млн тонн), уголь (295 тыс. тонн), рудоконцентрат (43,5 тыс. тонн), генеральные грузы (4,248 млн тонн). Целевой показатель федерального проекта «Развитие Северного морского пути» на 2022 год — ​32 млн тонн — ​перевыполнен. Всего до конца 2022 года было перевезено 34,034 млн тонн грузов.
Полный материал читайте в журнале «Новый атомный эксперт».
https://clck.ru/34m6AK