Найти в Дзене

Самолёт прирастил себе новые крылья на рынке жилой недвижимости

Оглавление

Ну что, как я и предсказывал ещё в прошлом году, начинается очередной этап "укрупнения" рынка строительства жилой недвижимости России.

Второй девелопер России - Группа Самолёт - покупает в кредит крупного застройщика ГК МИЦ за 40 млрд рублей. Да, в кредит, но зато своё).

Вангую, текущая ситуация на рынке жилья в целом будет приводить ещё многих игроков рынка новостроек в "сложное положение".

Которое и будет заканчиваться чем-то подобным, как с ГК МИЦ.

Про ГК МИЦ, и проблемы этой компании я уже писал как-то на канале. Из недавнего - вот этот пост. Вот выдержка оттуда:

-2

Ну вот, лето пришло, и всё - прояснилось. Более чем.

Правда, хотя сделка уже фактически полностью согласована, но пока ожидает одобрения от ФАС. Но не думаю, что там будут проблемы.

"Товар", покупатель и профит

МИЦ - довольно крупный застройщик - девятое место по объёмам в Москве, и седьмое - в Московской области, по данным реестра застройщиков ЕРЗ.

А Самолёт - первый в Подмосковье и второй в Москве.

11 объектов, 5 млн. кв. метров в бэкграунде и 630 тысяч кв. метров сегодня в текущем строительстве у ГК МИЦ. И теперь Самолёт укрепит свои позиции, наконец-то существенно оторвавшись от идущего на третьем месте санкт-петербургской ЛСР.

С покупкой компании МИЦ Самолёт взлетит ещё выше, как на новых крыльях, в прямом и переносном смысле.

Вот что сказал Управляющий партнер компании «Самолет Москва» Андрей Иваненко:

"Это не было какой-то планомерной работой по поиску сделок на рынке."

Ну, это понятно). Ага, ну конечно же, никто ничего не искал, и никто ничего не знал о положении дел у выкупаемого застройщика. Все совпадения случайны.

Он же:

"И здесь, получается, звезды сошлись - нам удалось приобрести целый портфель потенциально перспективных проектов."

Такие вот у нас на рынке жилой недвижимости удачно сходящиеся "звёзды" - всё складываются и складываются в пользу "нужных" компаний. Кто вообще ничего не ищет и не ищет, и вдруг - ого, какая приятная неожиданность! Здравствуйте, а мы вас тут покупаем, раз вы продаётесь!

За лидером рынка ГК ПИК стоит ВТБ (как акционер и кредитор) и Сбербанк - как кредитор, а также скажем так, мэрия Москвы, ну вы поняли, обеспечивающая хорошими заказами по КРТ-реновации именно однотипные панельные домики от компании.

А компания Группа Самолёт, как известно, давно, плотно и прочно связана разными узами на разных уровнях изначально именно с Московской областью и вершителями её судеб. И также с банковскими структурами. На том и в буквальном смысле и "стояла" до недавнего времени.

Правда, уже плотно обосновалась и в Москве, как можно было видеть выше здесь, плюс в конце 2022 года начала региональную экспансию - выдвинулась и в регионы. В частности - в "денежноёмкую "Тюмень.

Думаю, в ЦФО в первую очередь именно эти два застройщика будут и в дальнейшем выгодоприобретателями от сделок "просто покупок" или сделок слияния и поглощения (M&A).

Со слов Иваненко, Самолёт после покупки сможет выйти на объёмы в районе 4,2 млн кв. м в производстве. Что уже впечатляет. Плюс планируемые объёмы от роста проектов в ИЖС, о чём я уже сообщал, и не раз, на канале.

Не за горами и 5 млн кв. метров, если бы не одно "но" - далеко не всё в 2023 году продаётся, как мечтается девелоперу Самолёт и по тем ценам, что ему хочется. Да и рынок "недооценил" Группу, как считают в компании. И её полёты - добавил бы от себя я. Все эти игры с Самолёт Плюсами и прочими "продвижениями " вширь и вглубь рынка пока инвесторам кажутся чрезмерно затратными. Но посмотрим, смогут ли относительно новые "сопутствующие" бизнесы у Самолёта приносить хоть какую-то прибыль, а не генерировать операционные убытки.

ГК ПИК пока всё равно со своими более чем 6 млн кв. метров остаётся недостижимым, но существенно "приблизится" для дальнейшей очередной "атаки" Самолёта на лидера. Потому что стать лидером рынка - это давние задумки Группы Самолёт и всех, кто за ней стоит.

-3

Задумки и их последствия

Самолёт, со слов его представителя, не просто хочет стать больше, но хочет и может "улучшить" полученные объекты. Как говорят в компании, могут быть изменены даже планировочные решения и другие основные показатели объектов.

И уж точно будут "вставлены" во все ЖК все "стандартные плюшки" от застройщика - все эти вайт-боксы и полные ремонты с меблировкой, ну и, видимо, все вот эти вот предложения общих пространств для просмотра во дворе вечерами фильмов, выбранных демократическим путём общего голосования жильцов. И вся прочая "людивхудивская" история особых пространств, коворкингов, мини-магазинчиков и прочей якобы "смарт"-коммерции на первых этажах.

Что будет сделано по исправлению проблем проектов ГК МИЦ, которые есть сегодня, что гораздо больше востребовано у покупателей этих новостроек, в Группе Самолёт пока сказано не было.

В Самолёте считают важным также несовпадение локаций ЖК от ГК МИЦ с локациями своих строящихся объектов. Это позволит территориально расширить зону присутствия компании на своих "родных" рынках.

Часть локаций проектов ГК МИЦ для примера.
Часть локаций проектов ГК МИЦ для примера.

Правда, среди проектов у МИЦ есть и апарт-отели, такие, как вот этот, например - Апарт-комплекс "Амарант".

-5

Что нельзя в наше время назвать особо уж выгодным приобретением на фоне падения интереса именно к нежилым вариантам недвижимости в стране на фоне текущих проблем с арендаторами и стагнации арендных ставок. Ну, Москва, конечно, особый город. Может, и такое расхватают.

Ну, видимо, Самолёт готов крутить и "петли", и "бочки", и другие "фигуры", то есть выкручиваться всячески с любыми проектами от ГК МИЦ.

А что же на это скажет рынок?

Такие сделки, считают некоторые эксперты рынка, могут приводить к дальнейшему росту цен.

Например, так полагает главный редактор информационного агентства "Строительство" Александр Гусев, опрошенный Коммерсантом:

"Это не очень хорошо, поскольку таким образом идет укрупнение рынка в основном московского и подмосковного. Чем больше компаний, тем больше конкуренция, естественно, снижается стоимость. Те цены, которые были у МИЦ, как бы остались, и люди будут приобретать это жилье по ним же. Но в будущем возможно повышение стоимости."

Даже немного смешно читать - "Чем больше компаний, тем больше конкуренция, естественно, снижается стоимость". Серьёзно? Это только кажется, что у нас это - "естественно". Я вас умоляю, не надо меня щекотать такими предположениями, я же не смогу удержаться, чтобы не засмеяться. Только не в этой Вселенной, и не в нашей стране, и не на рынке жилья. А так - да, конечно же, правда некая сермяжная в этих словах есть. Но пока только у нас на рынке новостроек - чисто теоретическая.

То-то у нас в очень сложные времена в последние годы цены на фоне "конкурентной борьбы застройщиков" сильно снизились...

Они падают пока в основном при реальных вынужденных скидках в тех условиях, когда, например, как на рынке Москвы, большую часть денег с рынка качают несколько лидеров.

"Насосами" качают в 2023 году средства покупателей в Москве, например, как раз всего три лидера - ПИК - 25 %, Самолёт - 10 %, и Донстрой - 6 % в Москве. Что осталось остальным с "барского стола" на всех прочих? Даже менее 60 % на всех, кто давно в столице. И кто туда пришёл недавно, как та же краснодарская DOGMA. Ну вот и гуляйте на эти все крохи, говорят ведущие монстры. Это стимулирует скорее к снижению цен для получения хоть каких-то текущих доходов остальными застройщиками.

На мой взгляд данная покупка - одно из звеньев ожидающей рынок целой длинной цепочки очередных, похожих на этот, "выкупов" конкурентов, что дали слабину в тяжёлую годину падения спроса.

К ценникам и к рынку собственно в этой части - ценового реально рыночного регулирования - это имеет пока очень мало отношения.

В отличие от тех же субсидированных ипотек и прочих преференций от государства для "бедных и страдающих" застройщиков.

Цены и ранее, и сейчас на рынке жилой недвижимости в России снижались только от падения спроса. А не от укрупнения или дробления рынка на большее число игроков.

И должны ещё снизиться в 2023 году, если не изменится что-то ключевое у нас в стране. Но предпосылок таких изменений пока нет от слова совсем.

Если не восстановят подуставший спрос среди реально широких масс.

Кое-какие "намётки" на это, как не странно, сегодня уже имеются. Казалось бы, вопреки всему. Ну, у нас так и водится - ломимся в закрытые двери, когда можно просто не идти. Всех теперь "пугает" очередной раунд игры "скоро будут ставки выше, первый взнос выше, деньги в стране закончатся, скоро рубль обвалится, вкладываться больше не во что, недвижимость завтра снова будет резко дорожать. так что - хватайте!"

Каждый из этих тезисов я уже разбирал подробно на канале - всё враньё.

Надо подождать конца лета - начала осени этого года. Кто-то ещё из застройщиков тем временем может "упасть в объятия" своих конкурентов, как это сделала ГК МИЦ. И случаться ещё кое-какие местные события.

Так что Самолёт, не смотря на пустеющие баки и свои уже имеющиеся проблемные ЖК, продолжает свой полёт к вершине ПИКа. Взяв на борт и "чужие" проблемные объекты. Посмотрим, в какое "пике" его это заведёт. Вверх или вниз.

Пока совсем "упасть" ему никто не даст в любом случае.

Как всеми силами пытаются не дать упасть ценникам на бетонометры.

✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅

Лайк👍, комментарий и репост 📣 поможет развитию канала! Публикации - ежедневно. Тут есть и ещё будет много интересного! Присоединяйтесь✨!

🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡🧡

Популярные и новые публикации для тех, кто на канале в первый раз: