Задание 1. Работа в тетради, напиши число, тему.
… число, Русский язык. Словообразование.
*******
1.Словообразование — это раздел науки о языке - грамматики, в котором изучаются законы образования слов, строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Словообразование —один из главных источников пополнения словарного запаса. Новые слова образуются постоянно. На это влияют перемены в жизни общества.
Образование новых слов происходит на основе однокоренных слов или на основе словосочетаний, производных и сложных, которое осуществляется по имеющимся в языке словообразовательным моделям и схемам с помощью имеющихся средств.
Задание 2. Рассмотрим основные способы словообразования в русском языке.
Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
Понимание законов словообразования позволит приблизиться и к пониманию русской орфографии и, в целом, законов жизни русского языка.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
1) морфологический (морфемный);
2)неморфологические:
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных языковых средств.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный, и который является основным в обогащении словарного состава русского языка.
1. Морфологический способ словообразования в русском языке.
С помощью морфологического способа словообразования в русском языке новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Вспомним:
Аффиксом (лат. affixus — «прикрепленный») называется часть слова, имеющая грамматическое значение и видоизменяющая значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на:
-префиксы, или приставки;
-суффиксы;
-постфиксы;
-интерфиксы, или соединительные гласные;
-флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
Производящая основа — основа слова, к которой присоединяются словообразующие морфемы.
Производная основа — основа слова, которая включает в себя словообразующие морфемы. Она произведена от производящей основы.
Производная и производящая основы образуют словообразовательную пару — два родственных слова, различающихся минимальным количеством морфем.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема (новое слово), в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
писать → выписать, вид →подвид, забавный → презабавный.
При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
находить → находка, цвет (цветок) → цветник, улыбаться → улыбка.
Суффиксальным способом образуются слова всех самостоятельных частей речи. То есть, слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи.
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий.
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса и заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса:
локоть → подлокотник, беседа → собеседник, море → заморский.
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса он заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс,:
взвод-и-ть → взвод, при-пев-а-ть → припев, золото → золот-ой.
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
кто → кто-то, что → что-нибудь, где → где-либо, бросать → бросаться.
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
тосковать →истосковаться, нюхать →принюхаться, думать →вдуматься.
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса:
толпа → толп-и-ть-ся, скупой → скуп-и-ть-ся, переговорить → переговари-ва-ть-ся.
8. Сложение как способ образования новых слов.
В результате сложения образуются сложные слова.
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются, как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе слово целиком или его часть.
Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово:
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
кресло-кровать, платье-халат, ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
север, восток → северо-восток, сухие фрукты → сухофрукты, свод неба → небосвод;
2) сложение усеченной основы и слова:
ветеринарный врач→ ветврач, туристический поход→ турпоход, медицинский пункт→ медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
заместитель председателя → зампред, мотоцикл педальный → мопед
профсоюзный комитет → профком
4)Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией: длинная шерсть + -н- → длинношерстный, хлеб, резать + -к- → хлеборезка.
5. Аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний: МХАТ, ГОЭЛРО, ГАИ, НЭП, МИД.
******
2. Неморфологические (неморфемные) способы словообразования в русском языке.
1). Морфолого-синтаксический способ словообразования: переход из одной части речи в другую:
загорающие (сущ.) - загорающие (прич.) люди; прохожий (сущ.) - прохожий (прил.) человек.
Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
приёмная (прил.) комната → приёмная (сущ.) директора; рабочий (прил.) человек → квалифицированный рабочий (сущ.).
Переход слов из одной части речи в другую может происходить способом лексикализации — превращением отдельной грамматической формы слова в слово новой части речи: любоваться (чем?) верхом (сущ.) комнаты — ехать (как?) верхом (нареч.); темной ночью (сущ.) — спать (когда?) ночью (нареч.); морозной зимой (сущ.) — родился (когда?) зимой (нареч.).
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие: мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
2).Лексико-синтактический способ словообразования в русском языке.
Слияние, сращение сочетаний слов, когда образованы слова из целых словосочетаний или словосочетаний и предложений путём «склеивания» их компонентов:
густо, населенный → густонаселенный, мало, знакомый → малознакомый, вперед смотрящий → вперёдсмотрящий; сего дня → сегодня.
Так же образовались слова: малопригодный, многоуважаемый, вечнозелёный, нижеподписавшиеся.
Бывает, что слияние образовывает слова от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний:
с ума сшедший → сумасшедший.
*******
3)Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова - омонимия.
Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные слова, лексически разные по смыслу. Так в русском языке возникают омонимы:
ключ - источник воды, ключ - от замка, ключ - ответ к тесту.
Задание 3.Рассмотри Таблицы "Способы словообразования в русском языке". Закрепи понимание русского словобразования.
********
Задание 4. Закрепляем знания о русском словообразовании, используя стихи замечательной современной российской поэтессы Натальи Возжаевой.
Вот что о ней пишут в издании "МКRU на КУбани": "Ее поэзия – с особой внутренней динамикой, скрытой внутренней тектоникой, хотя при этом может показаться, что и чудный «небосвод», и «чистый воздух» окружали всегда. Она умеет восхищаться миром, как будто и не было в жизни драм, трагедий, войны. Душа поэта, настоящего поэта, словно «голые провода».
Прочитай стихотворение.
Благодать
Хочется благодати – выйди в июнь из дома.
Прямо лицом в жасминовый, влажный куст.
Тёплой волной накроет тебя истома,
Ноги подкосятся, сердце зайдётся – пусть.
Утро придёт, говорливые горлинки сядут
На провода и загукают – благодать.
Три с половиной сотки нехитрого сада –
Вот оно, настоящее. Вот оно. Навсегда.
Вопли утробные – песня, ну просто песня!
Рыжий с трёхцветкой не поделили двор.
Дыня луны пополам вдруг возьмёт и треснет.
Жимолость оккупировала забор.
А у котов трали-вали да тили-тили.
Слушай и не пугайся – в траве шуршит.
Надо же, это ёжики возвратились.
Не выходи из жасмина. Дыши. Дыши.
Как это так: без ежей, голубей – помилуй?
Как это так – без победного воя котов?
Мир детонирует влажным кустом жасмина –
И не умрёт, никогда не умрёт никто.
********
Действительно, стихи очень чувственные, звучащие в самом сердце!
********
1.Выпиши в тетрадь выделенные слова в столбик.
2.Опираясь на Таблицу, попробуй определить способ словообразования каждого слова, сначала определив исходное слово.
/Слово, от которого образовано другое слово, называется исходным. Важно понимать, что потребуется правильно определить исходное слово именно для этого, анализируемого, слова/.
Задание 5.
Проверь правильность выполнения задания.
Жасминовый - жасмин - жасмин-ов-ый (морфологический, суффиксальный).
Подкосятся - подкосят - подкосят-ся ( морфологический, постфиксальный).
Говорливые - говор - говор-лив-ые (морфологический, суффиксальный). Благодать - благо дать (неморфологический, лексико-синтактический - сложение).
Нехитрого - хитрого - не-хитр-ого ( морфологический, префиксальный - приставочный).
Трёхцветкой - трёх цвет-к-ой (Неморфологический, лексико-синтактический - слияние +морфологический, с суффиксацией).
Возвратились - возвратили - возвратили-сь ( морфологический, постфиксальный).
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание.
1.Повтори все сведения по изученной теме.
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!
Я буду рада и благодарна Вам.
*************
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.