Задание 1. Работа в тетради, напиши число, тему.
… число, Русский язык. Словообразование.
*******
Вспоминаем.
1.Словообразование — это раздел науки о языке - грамматики - в котором изучаются законы образования слов, строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.
Образование новых слов происходит на основе однокоренных слов или на основе словосочетаний, производных и сложных, которое осуществляется по имеющимся в языке словообразовательным моделям и схемам с помощью имеющихся средств.
Встаёт закономерный вопрос: как правильно сделать словообразовательный анализ, то есть, словообразовательный разбор?
*******
Задание 2. Рассмотрим основные пути для правильного словообразовательного анализа (разбора) слова.
1)Разберём понятия:
-словообразовательная пара,
-словообразовательная цепочка, -словообразовательное гнездо,
-словообразующие морфемы, -производящая (мотивирующая) основа, -производная основа.
*******
Словообразовательная пара - это два однокоренных слова, исходное слово и образованное от него слово, слово производящее и слово производное т него: ночь - ночной.
Словообразовательная цепочка – это последовательное образование слов друг от друга, ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности. Эти ряды выстроены так, что каждое последующее слово образовано от предыдущего: белый — белить — побелить — побелка — побелочный.
То есть, от слова "белый" образовано слово "белить", от слова "белить" образовано слово "побелить", от слова "побелить" образовано слово "побелка", от слова "побелка" образовано слово "побелочный".
Сначала образуется словообразовательная пара, и от каждого последующего слова образуется следующая словообразовательная пара, а вместе они создают словообразовательное гнездо.
Словообразовательное гнездо - называется совокупность всех слов, содержащих данный корень. белый — белить — побелить — побелка — побелочный.
Словообразующие морфемы (уже знаем) — это морфемы, с помощью которых образуются новые слова: словообразующие приставки (префиксы), суффиксы, постфиксы.
Производящая (мотивирующая) основа — основа слова, к которой присоединяются словообразующие морфемы: бел-ый — бел-и-ть — по-белить — побел-к-а — побел-оч-н-ый.
Производная основа — основа слова, которая включает в себя словообразующие морфемы. Она произведена от производящей, более простой, основы, и включает в себя больше морфем: по-белить — побел-к-а — побел-оч-н-ый. Производная основа - результат словообразования.
Производная и производящая основы образуют словообразовательную пару — два родственных слова, различающихся минимальным количеством морфем.
Задание 3. Рассмотрим, как проводится словообразовательный анализ - словообразовательный разбор слова.
Цель словообразовательного разбора - установление способа образования слов.
А для этого нужно определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.
Перед началом словообразовательного разбора у анализируемого слова определяется тип основы (производная или непроизводная). Если основа непроизводная, например, лес, река, словообразовательный разбор произвести невозможно.
Непроизводная основа является нечленимой и состоит только из корня.
*******
Рассмотрим Таблицу "Словообразовательный разбор".
При словообразовательном анализе (разборе) нужно учитывать:
К анализируемому слову подбирается производящее (исходное) слово или сочетание слов то, от которого данное слово образовано. Оно должно быть самым близким по структуре и лексическому значению.
*******
Словообразовательный анализ предполагает выяснение способа образования нового слова.
Его необходимо не путать с формообразовательным разбором.
Различие между новым словом и формой слова заключается в том, что с новым словом всегда связано новое лексическое значение, а форма слова по лексическому значению не отличается от исходного слова.
Задание 4. Закрепляем полученные знания по теме "Словообразование. Словообразовательный разбор", используя стихи (песню) замечательной современной российской поэтессы-песенницы Людмилы Черсковой.
Прочитай стихотворение.
Когда-нибудь в звенящих звездных далях...
Когда-нибудь в звенящих звездных далях, В лучистой и прозрачной вышине В необозримо-огненных вуалях Мы встретимся, с кем жили на Земле.
Свои мечты, надежды и дерзанья, Свою любовь и пламенный восторг
Мы унесем в глубины мирозданья, В чистейший и искрящийся поток.
Пока живем, нежнейшим покрывалом
Укроем Землю милую свою, Свои стихи и песни устремляя
В небесную благую синеву,
Чтоб на Руси, великой и прекрасной В хрустальном звоне все колокола
Откликнулись малиновым и ясным
Звучанием покоя и тепла…
/1992 г./
Стихи очень светлые, нежные, таким человеком является и сама Людмила Черскова!
********
1.Выпиши в тетрадь выделенные слова в столбик.
2.Опираясь на Таблицу, попробуй определить способ словообразования каждого слова, сначала определив исходное слово.
/Слово, от которого образовано другое слово, называется исходным. Важно понимать, что потребуется правильно определить исходное слово именно для этого, анализируемого, слова/.
3.Выяви и запиши словообразовательную цепочку слова "встретимся".
4.Сделай словообразовательный разбор слова "пламенеть".
Задание 5.
Проверь правильность выполнения задания.
2.
Звенящих - звен-е-ть - звен-ящ-их (морфологический, суффиксальный).
Встретимся - встреч-а - встрет-им-ся (морфологический, суффиксальный, т/ч - ист.черед.).
Пламенный - плам-ен-е-ть - плам-ен-н-ый (морфологический, суффиксальный).
Мирозданья - мир + здань(и)-е - мир-о-здань-я (Неморфологический, лексико-синтактический - сложение с помощью интерфикса).
Прекрасной - крас-ив-ой - пре-крас-н-ой (морфологический, префиксально-суффиксальный).
Откликнулись - клик-ну-л-и - от-клик-ну-л-и-сь (морфологический, префиксально-постфиксальный).
3. Встретимся - встреча - встрет-и-ть - встрет-им-ся, т/ч - ист. черед.
4.Словообразовательный разбор слова "пламенный".
1.Пламенный - прил., в нач.ф.; пламенн-ый. 2. Пламенный – пламенеть (от пламя), исх.слово – пламенеть; 3.Производящ. основа – пламене-; основа анализир. (производн.) слова - пламенн-; 4. Пламен-н-ый. 5.Морфологический, суффиксальный способ. 6. Нет.
Подведём итоги занятия. Рефлексия.
1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?
2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.
3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?
4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?
Домашнее задание.
1.Повтори все сведения по изученной теме.
Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!
Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!
Я буду рада и благодарна Вам.
*************
Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.