Найти тему
Просто про жизнь

Надеюсь, я не встречу одноклассников в будущем

Несколько раз перечитала фразу выпускницы, думая, что в предложении допущена опечатка.

Как это можно надеяться на невстречу?

А вот так. И опечатки здесь нет.

Фото из интернета
Фото из интернета

Девочка из небольшого дагестанского села, страдавшая от травли одноклассников, взяла на Последнем звонке слово и обратилась к тем, с кем многие годы училась в одном классе:

– Надеюсь, я не встречу одноклассников в будущем. Желаю вам того, что вы желали мне. Кроме этого я хотела сказать, чтобы родители следили за своими детьми, прежде чем распространять обо мне слухи!

Это не месть, это освобождение. Освобождение от того, что копилось в душе долгое время. Высказаться, выплеснуть боль. И вычеркнуть из памяти навсегда.

Но вычеркнуть не получится, так уж устроена наша память.

Неважно, как зовут девочку, где находится село. Хотя меня почему-то удивило, что это случилось в Дагестане.

«Невидимые миру слезы» – это и о слезах наших детей.

Школьные годы – прекрасное время взросления и становления человека. Они должны стать лучшими годами жизни.

Для многих людей моего поколения именно такими они и были. Как в песне:

Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песнею.
Как они быстро летят!
Их не воротишь назад.
Разве они пролетят без следа?
Нет, не забудет никто никогда
Школьные годы.

Как же мы, учителя, родители, допустили, что дети хотят забыть их, как страшный сон?

А ведь начинаются они для большинства счастливо:

В первый погожий сентябрьский денёк
Робко входил я под светлые своды.
Первый учебник и первый урок —
Так начинаются школьные годы.

Прекрасно помню свое Первое сентября, праздник на главной площади города, двухэтажную школу,деревянные парты в классе, волнение перед первым в жизни уроком, одноклассников.

Много времени прошло. Кого-то уже нет в живых, кто-то уехал из города, с кем-то жизнь просто развела. Но любая случайная встреча переносит в те чудесные школьные годы.

С моей лучшей подругой мы дружим уже пятьдесят пять лет, с того самого Первого сентября.

Почему школа становится не домом, куда хочется идти, а тюрьмой, из которой хочется бежать?

Мои размышления не претендуют на истину в последней инстанции, но я не могу не думать об этом.

Мне кажется, все начинается с нелюбви и неуважения к ребенку в семье.

Детям, которых не любят и не уважают, все время приходится самоутверждаться, доказывать себе и другим, что они достойны любви и уважения. Проще всего это делать за счет других. И тогда выискивается жертва. Не всегда жертвой оказывается более слабый в физическом отношении ребенок.

Чаще травле подвергаются дети неординарные, не похожие на остальных. Именно так случилось в классе моего сына, когда одноклассники начали «докапываться» до мальчика, серьезно занимающегося музыкой. К тому же в пятом классе у него начали пробиваться усы, что вызывало у ребят насмешки. Учительница проглядела момент, когда насмешки почти перешли в травлю. Это был не очень долгий период, но что пережил за это время ребенок!

С помощью родителей ребят удалось привести в чувство, но травма парню все-таки была нанесена. На следующий год он перешел в другую школу.

Когда я, будучи совсем юной учительницей, смотрела фильм «Чучело», думала, что Ролан Быков слишком сгустил краски, что не могут дети быть такими жестокими. Могут.

А режиссеров, которые могут вот так резануть по живому, заставить подростков взглянуть на себя со стороны и ужаснуться содеянному, сейчас нет.

Иногда травят тех, кому завидуют. Но те, кто травит, никогда не сознаются в этом даже себе.

Зачинщиками травли чаще всего становятся два-три человека, остальные постепенно примыкают к ним.

Почему это происходит?

Большинство подчиняется так называе­мому стадному чувству,

некоторые подключаются к травле из желания заслужить рас­положение лидера класса,

кто-то боится оказаться в таком же положении изгоя или не решается пой­ти против большинства.

Все это происходит не в один день. Важно заметить, что с ребенком что-то происходит, как можно раньше.

Если в семье есть доверие, подросток поделится своими проблемами, расскажет, что с ним происходит.

Если учитель внимателен к ученикам, он, несмотря на нечеловеческую занятость, почувствует, что в классе что-то не так.

И тогда на Последнем звонке не прозвучит:

– Надеюсь, я не встречу одноклассников в будущем.

Рада, если вас и ваших детей не коснулась эта проблема. Если вам есть что сказать, буду признательна за комментарии.