Найти тему

Теоретические подходы к определению понятия личности

В основе процесса взаимодействия личности и организации находятся психологический и экономический контракты, которые определяют условия психологического и экономического вовлечения сотрудника в совместную деятельность. Отражают существенные ожидания личности (интересная работа, достойная оплата, хороший психологический климат, уважение личности, удовлетворенность рабо­той, возможности использования своего творческого потенциала) и со­ответствующие ожидания организации (высокие результаты деятель­ности сотрудника, преданность организации, добросовестный труд, организационная культура). Психологический контракт представляет собой определенный об­мен ценностями и отражает желание человека работать в этой органи­зации и желание организации нанять его. В процессе работы ожида­ния могут подтвердиться или не подтвердиться. Менед­жер должен постоянно следить за тем, чтобы работник и организация продолжали получать то, чего они ожидали друг от друга, т. е. вы­полнения психологического контракта. В случае равноценного обме­на в соответствии с психологическим контрактом можно говорить об идеальном положении: балансе между затратами и вознаграждением. В этом случае можно рассчитывать на то, что работник будет хорошо относиться к своей работе и будет доволен своими отношениями с орга­низацией. Если же обмен совершен неравноценно, результаты будут совершенно противоположными. При сравнительном анализе ожиданий сотрудника и ожиданий организации может получиться так, что эти ожидания окажутся несовместимыми. Сотруд­ники, естественно, реагируют на такую несовместимость множеством способов. Отрицательные реакции проявляются в увольнениях, участии в профсоюзных забастовках, сокращении выпуска продукции и т.д.

По способности адаптироваться можно выделить три типа людей. Представители первого типа ориентируются на текущий момент, легко приспосабливаются к обстановке. Они могут принимать эффективные решения «здесь и сейчас». Вторые— привязаны к прошлому и способны действовать в рамках жесткой структуры с четкими разре­шениями и запретами. Действия этих людей рациональны в рамках имеющейся структуры. Третий тип людей смотрит в будущее, их поведение неадекватно ситуации. Они плохо приспосабливаются к иерархической структуре, но хорошо генерируют полезные идеи. Под­чиненные ожидают уважения по отношению к себе, а также хотят ощущать значимость выполняемой работы. Сама организация требу­ет, чтобы ее сотрудники во всем полагались на организационные цели и правила, следовали ее миссии, а также исполняли поставленные пе­ред ними задачи.

Понятием «соответствие индивида и организации друг другу» обо­значается степень конгруэнтности, соответствия ценностей работника и организации. Второй фактор, определяющий взаимное соответствие организации и индивидуума, — личностные качества. Большему соот­ветствию организации и индивида друг другу способствуют не только общие ценности, но и сходство личностных качеств. Большинство орга­низаций имеют некий стан­дарт менеджера, т. е. подбирают людей, обладающих определенными личностными качествами. Задача менеджера — достичь соответ­ствия между индивидуальными особенностями человека и требовани­ями работодателя.

*Личность — понятие, отражающее общие и уникальные характе­ристики (внутренние и внешние) человека, которые отвечают за со­гласованные проявления его чувств, мышления и поведения и могут быть использованы для самопознания, сравнения, сопоставления, воз­действия, понимания отдельных людей в их взаимодействии с ситуа­цией. Многозначность понятия «личность» полнее характе­ризуют не определения этого понятия, а то многообразие ролей, кото­рое соответствует этим понятиям во множестве различных теорий лич­ности.

*Теории типов - теория Гиппократа, который выдвинул гипотезу о четырех основных темпераментах: холерическом, сангвиническом, меланхолическом и флегматическом. Каждый индивид представляет собой определенный баланс этих основных элементов. Наиболее полной типологической теорией была теория В. Г. Шелдона, который утверждал, что «типы тела тесно связаны с развитием личности». Подход К. Юнга, хотя и принадлежит к психоаналитическим теориям, иногда классифицируется как теория типов из-за акцепта на классификацию индивидов по ти­пам, например, интроверт - экстраверт.

*Теории черт. Все теории этого вида исходят из предположения, что личность человека представляет собой компендиум черт или характерных способов поведения, мышления, чувства, реагирования и т. д. Ранние теории черт - списки прилагательных, и личность определялась через перечисление. Современные подходы использовали метод факторного анализа в попытке выделить основные измерения личности. Наиболее влиятельной теорией является теория Р. Б. Кэттелла, основывающаяся на наборе глубинных черт, которых, как считалось, у каждого индивида имеется довольно много и которые оказывают «реальные структурные влияния, определя­ющие личность». Цель теории личности состоит в том, чтобы составлять индивидуальную матрицу черт, с помо­щью которой можно делать предсказания относительно поведения. Подходы с точки зрения типов и черт дополняют друг друга, и действительно можно утверждать, что это две стороны одной медали. Теории типов име­ют дело с тем, что является общим для индивидов, теории черт сосредоточиваются на том, что их различает.

*Психодинамические и психоаналитические теории. Здесь собрано множество подходов, включая классические теории Фрейда и Юнга, социальные психологические теории Адлера, Фромма, Салливана и Хорни, более современные подходы Лэинга и Перлза. Между ними имеется множество различий, но все они содержат важную общую основную идею: личность в них характеризуется через понятие интеграции. Сильный акцент обычно делается на факторах развития, с предположением, что взрослая личность развивается постепенно с течением времени, в зависимости от того, как происходит интеграция различных факторов. Кроме того, большое значение уделяется понятиям мотивации, и потому ни одно рассмотрение проблем личности не считается теоретически полезным без оценки основных мотивационных синдромов. *Бихевиоризм. Основой этого направления было распространение исследования личности на основе теории научения. Из устой­чивого поведения, демонстрируемого большинством людей, является следствием основных типов, или черт, или динамики личности, а что следствием постоянства окружающей среды и последовательности случайно возникающих подкреплений.

*Гуманизм. Это направление возникло как реакция на то, что было воспринято как доминирование психоанализа и бихевиоризма в психологии. Такие мыслители, как А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и В. Франкл, сосредоточили свое внимание на феномено­логии, где первостепенным считался субъективный психический опыт, на холизме, противостоявшем редукционизму бихевиориз­ма, и на важности стремления к самоактуализации. Основные проблемы гуманизма касаются трудности научной проверки мно­гих из его теоретических понятий. Он остается важ­ным подходом к изучению личности и дал начало движению че­ловеческого потенциала.

Теории социального научения - от проблемы соотношения воздей­ствия окружающей среды и воздействия свойств, данных от при­роды. Однако понятие личности рассматривается здесь как те аспекты поведения, которые приобретены в социуме. Ведущий тео­ретик Альберт Бандура основывает свою позицию - по существу составляющих личность человека, необходимы, факторы, отличные от простых связей реакции — стимула и слу­чайных подкреплений. Важны такие когнитивные, познавательные факторы, как память, процессы сохранения инфор­мации в памяти и процессы само регуляции, и многие исследова­ния сосредоточивались на моделировании и наблюдении научения как механизма, который может дать теоретически удовлетворитель­ное описание поведения человека в обществе.

*Ситуационизм. - направление (Вальтер Мишель), является производным от бихевиоризма и теории социального научения. Любая наблюдаемая устойчивая модель поведения в значительной степени определяется скорее характеристиками ситуации, чем какими-либо внутренними типами или чертами личности. Само понятие черт личности является психологической конструкцией наблюдателя, пытающегося придать некоторый смысл поведению других, что существует только в сознании наблюдателя. Постоянство поведения приписывается скорее сходству ситуаций, в которых человек имеет тенденцию оказываться, чем внутреннему постоянству.

*Интеракционизм - позиция эклектична, сочетает несовместимое. Допускает, что определенная доля истины имеется во всех вышеуказанных, более узкопаправлеиных теориях. В ней утверждается, что личность возникает из взаимодействия определенных качеств и предрасположенностей и способа, кото­рым окружающая среда влияет на то, каким образом эти качества и поведенческие тенденции проявляются. Личность существует как отдельная «вещь». Теоретические подходы 1 -3 представляют обоснованный теоретический конструкт, гипотетическую внут­реннюю «сущность» с причинной ролью в поведении.