Какие есть потребности у новорождённого?
Настал день встречи, волнительный и долгожданный. Мама и ребёнок, совсем недавно бывшие одним целым, теперь рядом, но их двое – две отдельные личности. Для каждого их реальность – новый путь, и у мамы появляется задача – сопровождать ребёнка по этому пути, давая максимум заботы, любви и тепла, встраивая его, как маленькую планету, в новую для него Вселенную.
⠀
Внутриутробный опыт – это состояние абсолютного психологического комфорта, в животе у мамы ребёнку тесно, тепло и уютно. Ребёнок приходит в этот мир в некоторой мере готовым к тому, что его ждёт, ведь он находится с мамой целых девять месяцев, и через её эмоции и реакции, слыша её сердцебиение, голоса окружающих, подкачиваемый плавными движениями, знакомится с нашей реальностью.
⠀
Именно поэтому у малыша есть определённые ожидания относительно того, что будет с ним происходить после появления на свет, и, если эти ожидания удовлетворяются, его рост и развитие – как физическое, так и психическое – будут проходить без стресса.
⠀
После рождения ощущения ребёнка (по сравнению с внутриутробными) кардинально меняются:
⠀
- у него отсутствует ощущение собственного тела;
- присутствует обострённое чувство страха за свою жизнь;
- основными источниками информации становятся обоняние и осязание;
- ребёнок продолжает ощущать себя единым целым с мамой.
⠀
Рассчитывая на всё тот же психологический комфорт малыш ждёт, что:
- физический контакт с мамой будет непрерывным (хотя бы в период новорожденности);
- чувство страха будет уходить от сосания груди;
- кормить и ухаживать за ним будет только мама;
- у него ничего не будет болеть, либо болезненные ощущения будут сниматься сосанием груди. Если сосание не помогает, то значит боль совсем не ожидаемая (мир враждебен);
- мама сама будет предлагать грудь;
- не придётся плакать;
- будет безусловное принятие его как полноценного существа;
- ловкость маминых рук при ношении;
- помощь в отправлении естественных нужд;
- мама будет обозначать ему тело, форму и функции которого он будет постепенно осваивать.
Как формируется базовое доверие к миру?
Когда ребенок рождается, около 80% его сна – «быстрый» сон. Ребенок видит много снов и довольно часто просыпается. При этом новорожденный не отличает сон от реальности. Постепенно он учится находить «якоря» настоящего мира – знакомое место, знакомые лица. Хорошо, если главным, самым постоянным и самым надежным таким якорем будет мама и её грудь – тогда «настоящий мир» будет ощущаться как нечто приятное, надёжное, безопасное.
И тогда у ребенка сформируется пресловутое базовое доверие к миру – а это главное психическое новообразование первого года жизни.
- Человек, обладающий базовым доверием к миру, мыслит в будущем оптимистично, способен испытывать незамутненную радость и удовольствие от жизни.
- Если это доверие к году не сформировано – человек, напротив, становится пессимистом, ему часто «все не так и не то», он не чувствует себя счастливым даже в очень хороших внешних условиях.
Психология сна: почему нельзя уходить от спящего ребёнка?
Правильная организация сна ребенка – не единственный фактор, влияющий на формирование базового доверия к миру, но точно один из самых важных.
⠀
Есть некоторые очень простые, естественные, но многим почему-то неочевидные правила.
⠀
Например, никогда не стоит уходить во время сна ребенка (до тех пор, пока он не подрастёт настолько, что вы сможете заранее в двухстороннем порядке договориться, что вы уйдете, например, рано утром).
Сами подумайте: мама уложила спать ребенка, потом ушла, ребёнок внезапно проснулся, а мама исчезла! Это как если бы вы уснули с мужем, проснулись – а его вдруг нет дома, ушёл, пока вы спали, не попрощался. Тревожно?
А какие выводы бессознательно делает ребенок, у которого ещё нет понимания времени и который ещё находится не в сознательном возрасте?
⠀
Выводы ребёнка: мама ненадежна и непостоянна, а крепко спать попросту опасно! Один такой эпизод может испортить сон на несколько недель.
Поэтому мы рекомендуем поступать так:
- До 6 месяцев не отлучаться от ребёнка вообще (ищите инфу про отлучки). Не рассчитывайте, что «сбегаю по делам, пока спит, он даже не заметит» – однажды проснётся и заметит.
- С 6 до 8-9 месяцев отлучаться только во время бодрствования ребёнка.
- С 8-9 месяцев и до разговорного сознательного возраста смело ходить в отлучки на сон, но уходить ТОЛЬКО во время бодрствования малыша, всегда предупреждая, проговаривая свой уход, прощаясь, безо всяких бабушкиных «уходи, пока не видит!»
Таких важных правил есть ещё несколько – обо всех говорим на возрастных консультациях.
Напишите, как был организован ваш сон в младенчестве? Может, вас растили по Споку? Или «как все» – в отдельной кроватке с соской и с кормлениями по режиму?
***
Обучающие курсы и лекции Ламамы здесь
Лучший блог по материнству в инсте здесь
Ламама в телеге здесь