Найти в Дзене

Как Поль Дюран-Рюэль изменил арт-рынок и спас импрессионизм

В 1870 году в Лондоне Поль Дюран-Рюэль (1831-1922 гг.) познакомился с Клодом Моне и Камилем Писсарро.

В то время критики разносили в пух и прах творчество художников-импрессионистов. Насмешки, прозвища и оскорбления сыпались на них градом. Работы Моне вообще называли «обоями».

Но Поль Дюран обладал деловой интуицией и понимал, что в мире искусства происходят глубокие изменения.

Он видел в импрессионистах новаторов и вложился в их картины. Так началась история одного из самых рискованных и смелых бизнес-проектов в истории мировой живописи.

Пьер Огюст Ренуар. Портрет Поля Дюрана. 1910 г. Холст, масло, 65 см х 55 см.
Пьер Огюст Ренуар. Портрет Поля Дюрана. 1910 г. Холст, масло, 65 см х 55 см.

Как был устроен арт-рынок во Франции XIX века

В салонах и магазинах антиквариата продавали произведения старых мастеров, новых или уже известных в то время художников. Современного рынка не существовало. Люди не хотели инвестировать в искусство.

Франсуа-Жозеф Эйм. Король Карл X распределяет награды на Парижском салоне 1824 года. Холст, масло, 173 см x 256 см. Лувр, Париж.
Франсуа-Жозеф Эйм. Король Карл X распределяет награды на Парижском салоне 1824 года. Холст, масло, 173 см x 256 см. Лувр, Париж.

Поль Дюран стал первым арт-дилером — посредником между мастером и покупателем. Он заложил основы профессии и использовал инструменты, которые до сих пор пользуют арт-дилеры, аукционы и галеристы.

Он понял, что, предлагая работу импрессиониста или любого художника, покупателю нельзя давать большой выбор, иначе человек ничего не купит.

Также очень важно было показывать картины в небольшом помещении, потому что в объёмном пространстве картина кажется слишком маленькой, и её ценность автоматически падает в глазах покупателя.

Поль Дюран-Рюэль в своей галерее. Фото 1910 года.
Поль Дюран-Рюэль в своей галерее. Фото 1910 года.

Несмотря на то, что Поль Дюран обладал талантом предпринимателя, дела с импрессионистами не продвигались.

Он обанкротился 5 раз, всячески поддерживал художников, издавал журнал, где рассказывал об импрессионистах и выставках с их произведениями.

Но публика оставалась непреклонной.

20 лет он потратил на то, чтобы импрессионизм восторжествовал. Например, картина Эдуарда Мане «Железная дорога» 1873 года находилась в коллекции Дюрана более 15 лет до тех пор, пока он не продал её одному из американских коллекционеров.

Эдуард Мане. Железная Дорога. 1873 г. Холст, масло, 93,3 см х 111,5 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Эдуард Мане. Железная Дорога. 1873 г. Холст, масло, 93,3 см х 111,5 см. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Решение, которое изменило всё

В 1887 году Поль Дюран повёз более 100 работ импрессионистов в Нью-Йорк. Это позволило коллекционерам познакомиться с работами французских художников и спасло импрессионизм как направление от полного краха.

Год за годом публика всё больше интересовалась новаторскими картинами. Их покупали коллекционеры со всей Америки. В итоге даже консервативная Европа, которая когда-то высмеивала работы Моне, Ренуара, Писсарро, наконец, признала импрессионизм.

В период с 1891 по 1922 год Дюран-Рюэль приобрёл почти 12 000 картин. В 1920 году, в возрасте 89 лет, он заявил:

«Наконец-то мастера импрессионизма восторжествовали. Моё безумие было мудростью. Подумать только, что, если бы я скончался в шестьдесят лет, я умер бы обременённым долгами и банкротом, окруженный множеством недооцененных сокровищ».

Картина Клода Моне «Стога сена» (1891 г.), проданная 14 мая 2019 года на Sotheby’s за рекордные $110.7 млн.
Картина Клода Моне «Стога сена» (1891 г.), проданная 14 мая 2019 года на Sotheby’s за рекордные $110.7 млн.

Поль Дюран использовал семь инновационных принципов:

— Защищать искусство превыше всего.

— Делать ставку на эксклюзивность творчества художников.

— Проводить индивидуальные выставки.

— Развивать сеть международных галерей.

— Предоставлять бесплатный доступ к его галереям.

— Продвигать работы художников через прессу.

— Ассоциировать мир искусства с миром финансов.

Эти принципы более ста лет назад принесли успех великому арт-дилеру и используются на рынке искусства по сей день.

Хотите во всём этом разобраться, расширить кругозор и перестать чувствовать себя нелепо во время посещения выставок? Тогда добро пожаловать наш онлайн-курс «Как понимать искусство».

Всего 10 видеолекций от практикующего искусствоведа и автора Youtube-канала — Ольги Алексеевой. Это курс, который вы действительно досмотрите: уроки записаны простым языком и не скучно.

Итак, если вы заинтересовались, то переходите ПО ССЫЛКЕ. Курс сейчас можно приобрести по самой выгодной цене.

Добавьте описание
Добавьте описание

За короткое время вы научитесь

  • Анализировать современное искусство;
  • Понимать, как произведения становятся популярными;
  • Как исторический контекст влияет на искусство.

Жми, чтобы узнать подробнее здесь