В 1870 году в Лондоне Поль Дюран-Рюэль (1831-1922 гг.) познакомился с Клодом Моне и Камилем Писсарро.
В то время критики разносили в пух и прах творчество художников-импрессионистов. Насмешки, прозвища и оскорбления сыпались на них градом. Работы Моне вообще называли «обоями».
Но Поль Дюран обладал деловой интуицией и понимал, что в мире искусства происходят глубокие изменения.
Он видел в импрессионистах новаторов и вложился в их картины. Так началась история одного из самых рискованных и смелых бизнес-проектов в истории мировой живописи.
Как был устроен арт-рынок во Франции XIX века
В салонах и магазинах антиквариата продавали произведения старых мастеров, новых или уже известных в то время художников. Современного рынка не существовало. Люди не хотели инвестировать в искусство.
Поль Дюран стал первым арт-дилером — посредником между мастером и покупателем. Он заложил основы профессии и использовал инструменты, которые до сих пор пользуют арт-дилеры, аукционы и галеристы.
Он понял, что, предлагая работу импрессиониста или любого художника, покупателю нельзя давать большой выбор, иначе человек ничего не купит.
Также очень важно было показывать картины в небольшом помещении, потому что в объёмном пространстве картина кажется слишком маленькой, и её ценность автоматически падает в глазах покупателя.
Несмотря на то, что Поль Дюран обладал талантом предпринимателя, дела с импрессионистами не продвигались.
Он обанкротился 5 раз, всячески поддерживал художников, издавал журнал, где рассказывал об импрессионистах и выставках с их произведениями.
Но публика оставалась непреклонной.
20 лет он потратил на то, чтобы импрессионизм восторжествовал. Например, картина Эдуарда Мане «Железная дорога» 1873 года находилась в коллекции Дюрана более 15 лет до тех пор, пока он не продал её одному из американских коллекционеров.
Решение, которое изменило всё
В 1887 году Поль Дюран повёз более 100 работ импрессионистов в Нью-Йорк. Это позволило коллекционерам познакомиться с работами французских художников и спасло импрессионизм как направление от полного краха.
Год за годом публика всё больше интересовалась новаторскими картинами. Их покупали коллекционеры со всей Америки. В итоге даже консервативная Европа, которая когда-то высмеивала работы Моне, Ренуара, Писсарро, наконец, признала импрессионизм.
В период с 1891 по 1922 год Дюран-Рюэль приобрёл почти 12 000 картин. В 1920 году, в возрасте 89 лет, он заявил:
«Наконец-то мастера импрессионизма восторжествовали. Моё безумие было мудростью. Подумать только, что, если бы я скончался в шестьдесят лет, я умер бы обременённым долгами и банкротом, окруженный множеством недооцененных сокровищ».
Поль Дюран использовал семь инновационных принципов:
— Защищать искусство превыше всего.
— Делать ставку на эксклюзивность творчества художников.
— Проводить индивидуальные выставки.
— Развивать сеть международных галерей.
— Предоставлять бесплатный доступ к его галереям.
— Продвигать работы художников через прессу.
— Ассоциировать мир искусства с миром финансов.
Эти принципы более ста лет назад принесли успех великому арт-дилеру и используются на рынке искусства по сей день.
Хотите во всём этом разобраться, расширить кругозор и перестать чувствовать себя нелепо во время посещения выставок? Тогда добро пожаловать наш онлайн-курс «Как понимать искусство».
Всего 10 видеолекций от практикующего искусствоведа и автора Youtube-канала — Ольги Алексеевой. Это курс, который вы действительно досмотрите: уроки записаны простым языком и не скучно.
Итак, если вы заинтересовались, то переходите ПО ССЫЛКЕ. Курс сейчас можно приобрести по самой выгодной цене.
За короткое время вы научитесь
- Анализировать современное искусство;
- Понимать, как произведения становятся популярными;
- Как исторический контекст влияет на искусство.