Найти в Дзене
Фарма FM

Отрежьте это немедленно: как частные клиники залечивают пациентов

Одна из главных проблем частной системы здравоохранения — overtreatment, назначение дорогих и ненужных процедур, обследований и даже операций. Врачи и пациенты рассказали Фарма FM, как это устроено на практике. А управляющий директор по ДМС «Ренессанс Страхование» Юлия Галаничева рассказала, как можно с этим бороться.

После похода в одну из самых дорогих и респектабельных московских клиник, где Ксения обслуживается по ДМС, она два дня рыдала и фактически попрощалась с нормальной жизнью. Уважаемый гинеколог, восторженными отзывами на которого интернет забит под завязку, безапелляционно назначил 35-летней женщине хирургическое удаление матки и яичников: «Впрочем, один попробуем спасти». Все это — при довольно безобидном диагнозе. Прощаться с репродуктивными органами Ксении было жалко, поэтому она решила перепроверить назначение в обычной женской консультации по ОМС. Там выяснилось, что проблема успешно решается приемом таблеток в течение месяца.

Таких кейсов во всем мире ежегодно фиксируются тысячи. По подсчетам аналитиков, только в США 25% пациентских трат приходятся на ненужные и порой опасные процедуры. Чаще всего это:

  • необоснованные лучевые обследования (КТ, МРТ);
  • лечение в стационаре заболеваний, которые можно лечить на дому;
  • лишние хирургические вмешательства, особенно гинекологические (например, гистерэктомия);
  • гипердиагностика пациентов с подозрением на рак;
  • установка коронарных стентов.

Врачи тоже страдают от overtreatment. По данным исследования 2020 года, где изучался феномен избыточной медицинской помощи в Новой Зеландии, для самих докторов назначение ненужных дорогостоящих манипуляций ведет к нарушению врачебной этики, увеличению административной работы, конфликтам с пациентами и руководством клиники.

Несколько врачей рассказали Фарма FM, что не выдержали давления в частных медцентрах и перешли в государственные больницы именно по этой причине: начальство активно требовало прописывать пациентам дорогие и бессмысленные анализы и процедуры. Например, Ольга, невролог в известной московско-израильской клинике, находится на грани увольнения: начальство требует от нее, чтобы она продолжала назначать пациенту новые и новые исследования. А на вопрос «Зачем, ведь я его вылечила?» ответ был «А вы знаете, как сейчас дорого привлекать пациентов — а вы верного клиента теряете».

Управляющий директор по ДМС «Ренессанс Страхование» Юлия Галаничева
Управляющий директор по ДМС «Ренессанс Страхование» Юлия Галаничева
«Гипердиагностика, избыточное лечение могут быть выгодны медицинским клиникам, но точно не пациенту, который тратит деньги, время на ненужное лечение и зачастую наносит вред своему здоровью, — говорит управляющий директор по ДМС «Ренессанс Страхование» Юлия Галаничева. — В случаях, когда человек застрахован по программе ДМС, из-за плохих практик клиник растут выплаты страховых компаний. Эти ненужные расходы в конечном счете перекладываются на работодателей, которые оплачивают ДМС сотрудников. Классический метод выявления плохих практик клиник или отдельных врачей — медико-экономическая экспертиза страховой компании, в которой сегодня применяется технологии искусственного интеллекта».

Действительно, один из способов контроля overtreatment — применение ИИ и диджитал- технологий в здравоохранении, в частности — так называемых цифровых клиник. Это сервисы и приложения, которые делают процесс лечения максимально прозрачным и позволяют пациенту контролировать его удаленно. Исследование, проведенное в 2020 году учеными из бостонской клиники Beth Israel, доказало, что цифровые клиники повышают качество медицинской помощи и делают ее более адресной.

На российском рынке такие сервисы предлагают и сами медицинские центры, и страховые компании, но пока все это как рынок в очень зачаточном виде. И если провайдер сервиса — медицинская компания, то это не очень решает проблему overtreament. Это просто более удобно. Но вот когда человек застрахован по ДМС, то только страховая заинтересована, чтобы не было избыточного лечения, так как она за него платит и у страховой есть эксперты (врачи), которые могут разобраться, что нужно пациенту, а что — нет. Пока самое внятное решение у Ренессанс Страхования — сервис Budu.ru, он базируется как на собственных офлайн-клиниках, так и на большой сети партнеров, в число которых входят все ведущие медицинские учреждения страны. На всем пути лечения пациента сопровождают медицинские помощники — отдельная команда от страховой компании, которая работает в связке с врачами из клиник. С помощью приложения в телефоне они ищут нужных специалистов и контролирует назначения.

Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропускать эксклюзивные новости и колонки Фарма FM.