Найти тему

Власть принадлежит тому, кто решает, кому дать деньги.

В 1809 году Майер Амшель Ротшильд произнёс: «Дайте мне право выпускать и контролировать деньги страны, и мне будет совершенно всё равно, кто издает законы».

Май 2023 стал лучшим в современной истории России в сравнении с аналогичным месяцем в любой год до 2023, по крайней мере, с момента распада СССР и перехода на новую методологию расчета.

Относительно предыдущего максимума в мае 2021 промпроизводство в этом году выросло на 4.2%, а в сравнении с маем 2019 – рост на 8.5%. За январь-май 2023 рост на 1.7%, в сравнении с январем-маем 2021 прирост на 3.7% и существенное приращение на 7% к первым пяти месяцам 2019.

По данным Росстата – за январь-май 2023 года было показано лучшее начало года за весь период ведения статистики. Столь положительный результат в полной мере обеспечен обрабатывающей промышленностью.

Обрабатывающее производство выросло на 12.6% г/г, плюс 8.3% к маю 2021 и значительный рост на 17.6% к маю 2019.

За январь-май 2023 рост на 4.6% г/г, плюс 6% к 2021 и ощутимый рост на 15.3% к 2019.

Все прочие компоненты производящей экономики показывают слабые результаты. Добыча растет на 2% г/г, однако при падении добычи газа на 20% подобный рост выглядит сомнительным (Росстат не раскрывает данные по нефти).

Обеспечение электроэнергией, газом и паром стагнирует с января 2022 с небольшом нисходящей траекторией – в мае минус 1%.

То есть, казалось бы, вот оно, наступило настоящее счастье для нашей экономики – началась её реальная структурная перестройка с добычи природных ресурсов и продажи их за рубеж с минимальной обработкой или вообще без неё на обрабатывающую промышленность!

Причём, это только самое начало процессов так долго ожидаемой нами трансформации, первая ласточка, так сказать.

Но уже эту первую ласточку прямо на взлёте берёт на прицел Центробанк и Минфин.

Минфин РФ, видимо, выбрал стратегию бюджетной консолидации, пытаясь удержать распухающий дефицит бюджета, урезая расходы, где больше всего может достаться национальной экономике. Если сжатие расходов реализуется, запал экономики в первом полугодии 2023 быстро сойдет на нет. Не все, конечно, но многое зависит от бюджетной политики федерального правительства.

А почему Минфин так поступает?

Похоже в Минфине и ЦБ не нашли ничего лучше, чем провести очередную девальвацию для покрытия дефицита бюджета. По итогам января-мая дефицит составил 3,4 трлн рублей. При том, что согласно закону о бюджете в этом году дефицит установлен на уровне в 2,9 трлн. То есть, уже по итогам пяти месяцев мы имеем превышение годового плана на 500 млрд.

Естественно, самый привычный вариант для Минфина и ЦБ - девальвация. Однако это замкнутый круг. Оптимальный курс, который был бы комфортен для всех (от бюджета до населения) составляет диапазон 70-80 рублей за доллар. Если ниже - неизбежен рост цен.

Да, в моменте доходы бюджета могут увеличиться, однако при незапланированном росте цен правительство вынуждено на каком-то этапе увеличивать расходы. Как проводить индексацию социальных выплат, так и направлять дополнительные ресурсы, скажем, на инфраструктурные проекты.

В результате схема такая: девальвация - инфляция - рост расходов бюджета - новая девальвация и всё по новой.

Но! Решить проблему дефицита бюджета можно другим способом, разобравшись с выпадающими нефтегазовыми доходами. Но по какой-то необъяснимой причине Минфин при сборе налогов продолжает использовать искусственно заниженные котировки Argus вместо того, чтобы оперировать данными СПБ Биржи или же ФТС.

В эту спираль раскручивания инфляции включается и ЦБ. 21 июля состоится очередное заседание Совета директоров, на котором планируется повышение ключевой ставки. И уже даже обоснование есть: резкий рост экономики, а это проинфляционный фактор, происходит девальвация рубля, значит, рост инфляции, значит, необходимо повышение учётной ставки для охлаждения экономики.

Так и крутится наша экономика в этом вечном колесе: девальвация - инфляция - рост расходов бюджета - новая девальвация. И вырваться из него можно, только если обеспечить собственными рублёвыми инвестиционными ресурсами за счёт рублёвой эмиссии, направляемой на развитие реального сектора экономики.

Но нам почему-то нельзя финансировать расходы бюджета из эмиссии ЦБ, даже если эти расходы пойдут не на финансирование расходных социальных статей, а на государственные инвестиции и субсидии в реальный сектор, который уже показывает впечатляющие результаты, полностью соответствующие тем задачам, которые перед ним ставит правительство Мишустина. Мы ведь такую цель и ставили! Как и кто решил, что она должна быть отменена? ЦБ и Минфин?

Впрочем, в прежней парадигме никаких государственных инвестиций или субсидий из бюджета в принципе быть не могло, России такой привилегии не полагалось. Но времена уже изменились, а парадигма запрета финансирования дефицита бюджета напрямую из ЦБ осталась. Вопрос – почему? Может, этим ребятам в ЦБ и Минфине пора подучиться политэкономии, а не повторять заученные мантры псевдонауки «экономикс», диктуемые из МВФ?

Возвращаюсь к Ротшильду, а он умный человек был.

Пока мы не поймём, что в наших руках универсальный инструмент нашего собственного развития в виде рублёвой эмиссии в точно рассчитанных размерах на необходимые нам цели, мы так и останемся в роли тех законодателей, про которых говорил Ротшильд, у которых «мимо носа носят чачу, мимо рота алычу», как в песне Высоцкого про в пух и прах проигравшегося вахтовика в поезде.

Мимо нас так и будут носить принадлежащие нам же деньги, которые ЦБ печатает когда и сколько захочет, но носит он эту денежную «чачу и алычу» исключительно в банки, которые сами связаны по рукам и ногам правилами МВФ по выдаче кредитов, где любой кредит реальному сектору, а особенно государственному или окологосударственному, выдать практически нереально, там и залоги дикие и ставки запредельные.

Вот и приходится правительству субсидировать ставки коммерческим банкам, транжиря на это сотни миллиардов бюджетных денег, которые могли бы пойти на наш реальный сектор.

Нам точно известно, как построить эффективную систему финансирования реального сектора экономики, которая эту «первую ласточку» нового экономического роста на базе обрабатывающей промышленности не убьёт, а наоборот, поставит на крыло.

Только надо заставить наш финансово-экономический блок признать новую реальность и пойти поучится современным способам управления денежно-кредитной политикой в интересах нашей страны, а не МВФ.