Друзья, сегодня расскажем о доме, который вошел в историю как первый жилой небоскреб Москвы. До 1931 года самой высокой постройкой столицы был дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке.
Тучерез вырос в местности, ранее известной как Гнездники или Гнездниковская слобода. О том, кто такие гнездники до сих пор идут споры. Вероятнее всего так назывались мастера литейного дела, изготавливающие стрелы, так как их подсчет 17 веке велся «гнездами».
На протяжении 19 века на месте будущего дома стояла дворянская усадьба с каменными и деревянными постройками, которая несколько раз меняла хозяев. К началу 20 века очередные предприимчивые владельцы организовали из прежних строений пять каменных 1-3-этажных корпусов, приспособленных под меблированные комнаты для сдачи внаём.
Наконец, в мае 1912 архитектор Эрнст-Рихард Нирнзее выкупил участок для строительства самого высокого на тот момент жилого здания Москвы, а летом 1913 оно уже было возведено под крышу. Нирнзее имел австрийско-польские корни, он переехал в Москву из Варшавы и открыл свою архитектурно-строительную контору. Известен как автор около 40 доходных домов в историческом центре Москвы.
"Уберите из московского пейзажа дома Нирнзее — и Москва потеряет что‑то неуловимое, что в словах выразить нельзя, а в камне можно." Историк архитектуры М. В. Нащокина
Нирнзее задумал этот дом как рай для холостяков: на каждом из 9 этажей располагалось более 30 однокомнатных квартир без кухонь, но с высокими потолками, в торцах предусматривались 2-3х комнатные квартиры для небольших семей. На этажах были запланированы “самоварные” комнаты, в которых дежурные горничные для жильцов всегда имели растопленный самовар, а на крыше здания “отдельная столовая над частью 9 этажа”.
Помимо этого, на крыше предполагалось оборудовать оригинальную зону отдыха со сквериком, смотровой площадкой и кортом для катания на роликовых коньках. Нирнзее предусмотрел и “жилой полуподвал” как дополнительное пространство, где бы жильцы дома могли принимать гостей и устраивать большие “приемы”, отмечать праздники.
В доме было центральное водяное отопление, своя телефонная подстанция и 4 электрических лифта, его функциональность предвосхитила идеи конструктивизма. Здание имело форму буквы «П» и находилось в узком искривлённом переулке, поэтому для большей пожарной безопасности архитектор расширил лестничные пролёты на всех этажах. Подъездов было два, но войти можно было в один, а выйти в другой.
В лаконичном фасаде дома сочетаются черты модерна и неоклассицизма. Ряды оконных проёмов поделены вертикальными красными линиями, изначально между окнами на 9-ом этаже были ростовые античные барельефные изображения. Верхние этажи также украшены декоративным орнаментом: вазонами и цветочными гирляндами.
Большинство окон сохранили ажурные цветочные ящики из металла, спроектированные Нирнзее. По замыслу архитектора, в тёплое время года фасад должен был оживляться цветущими растениями. На фасаде расположены пять выступов — эркеров - по словам автора сделанных для того, чтобы “во‑первых, разнообразить большую плоскость фасада и, во‑вторых, средним уступом сгладить излом границы земли посередине владения”.
Но главная изюминка дома - фронтон с мозаичным панно «Лебеди и русалки». Обрамленное лепным орнаментом панно является авторской копией одноименного панно на гостинице Метрополь (на правой части фасада, выходящем не Театральный проезд) художника Александра Яковлевича Головина.
В 1915 году Нирнзее продал дом банкиру Дмитрию Рубинштейну, а сам уехал из страны. Известно, что до революции в доме проживало около 700 человек. После его национализировали и дом получил статус коммунного, в нем поселились партийные работники и служащие Коминтерна. При доме открыли ясли и детский сад, на крыше организовали сквер и игровую площадку.
В 1920-е на крыше дома находились кинотеатр и ресторан, а в зимнее время там даже заливали каток. В подвале в это время обосновалась театральная студия-кабаре «Летучая мышь», переехавшая из Дома Перцова. В советское время в доме оборудовали общую кухню, просуществовавшую до середины 1980-х годов. Позднее небольшие кухни появились во всех квартирах. Сейчас дом по-прежнему жилой, хотя в нем располагаются и многие организации. У желающих пожить в этом историческом доме есть возможность арендовать квартиру посуточно.
В доме Нирнзее жили и бывали многие известные люди разных времен - здесь Булгаков познакомился с будущей женой, которая стала прообразом Маргариты. На крыше дома снимали фильмы «Служебный роман» и «Место встречи изменить нельзя». Жильцы легендарного дома до сих пор с теплом вспоминают атмосферу, царящую в нем:
"У нас крыша заменяла жильцам двор. Там были клуб, клумбы, волейбольная площадка. Мы разъезжали по крыше на роликах и велосипедах, вечерами в телескоп разглядывали звезды и планеты. На 10-м этаже было издательство «Советский писатель». Отправляясь гулять на крышу, мы сталкивались нос к носу с легендарными личностями, но кто да кто движется тебе навстречу и отвечает на твое «здрасьте!», для нас пока оставалось тайной". Писатель Марина Москвина.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте 👍 если было интересно и подписывайтесь на наш канал на Дзене и в Телеграм.
#armos #архитектура #история #москва #домнирнзее