О существовании этой модификации автомобиля "Победа" любители истории, конечно же, знают. Но кабриолет - вещь весьма редкая. Не только из-за скромных объемов производства, но и с учетом того, что открытый кузов явно не способствует выживаемости в суровых российских условиях.
Словом, вот так просто встретить ГАЗ-М-20Б образца 1949 года на парковке у торгового центра оказалось для меня полной неожиданностью. Да еще и в таком прекрасном состоянии!
Чем не повод рассмотреть машину поподробнее и вспомнить главные факты из ее биографии? Начнем с того, что на самом деле седан-кабриолет должен был получить заводской индекс ГАЗ-М20-31, но в историю вошло более просто обозначение М20Б. Какова же причина появления этой самой открытой модификации, на первый взгляд, объяснять не нужно. Официально она звучит так: послевоенный СССР экономил листы стального проката (благодаря этому появились также открытые Москвичи). Идея не нова: в довоенной Германии такой вариант кузова называли "кабриолимузин" и они также имели складной тент вместо штампованных панелей из ценного металла.
Хотя в случае с Советским Союзом есть еще одно объяснение. Немалая часть автомобилей должна была эксплуатироваться в регионах с теплым, даже жарким климатом. И там Победа-кабриолет как раз пришлась бы ко двору. Особенно в качестве прогулочного автомобиля - ведь нельзя забывать, что такие машины получали далеко не последние люди страны. В частности, занимавшие серьезные должности в армии и гражданских министерствах...
И хотя ведущим конструктором по модели М-20Б (она же М20-31) на Горьковском автозаводе был назначен опытный Григорий Вассерман, сама идея экономии металла оказалась не столько уж удачной. Ведь оконные рамки пришлось усиливать все той же сталью. Да и складной тент вместе с механизмом подъема тоже весил немало - в итоге открытая "Победа" достигла снаряженной массы 1490 кг. Это на 30 килограммов больше, чем стандартный седан...
Надо ли говорить, что динамические качества кабриолета оказались еще хуже, чем у обычной закрытой модели? Ведь двигатель здесь стоял все тот же - ГАЗ-20 объемом 2112 см3 и мощностью всего 50 л.с. Причем более мощных агрегатов кабриолет так и не дождался, так как его выпуск свернули досрочно! Причем по дате окончания производства данные разнятся. В зависимости от источника указывается, что кабриолеты выпускали с 1949 до 1953, 1954 или даже 1956 года...
Но если верить рассекреченным несколько лет назад заводских архивам, то сборка ГАЗ-М20-31 велась с мая 1949 по май 1952 года, а всего было изготовлено 14222 экземпляра.
В 1949 году выпущено 2342 машины, в 1950 году - 9826, в 1951 году - 2038, в 1952 году - 12. Вероятно, оставшиеся 4 машины и собрали по специальным заказам в 1953-1954 годах...
Эта версия выглядит жизнеспособной - если вспомнить, что открытые Победы довольно активно использовались в качестве парадных машин в конце пятидесятых, шестидесятых и даже семидесятых годах
Ну а с позиции сегодняшнего дня Победу-кабриолет можно назвать почти идеальным олдтаймером для выездов выходного дня - особенно в хорошую погоду. Тем более, что после нее серийных открытых машин (если не считать сверхредкие Чайки) Горьковский автозавод уже не выпускал...