«Мы не оставляем работу на работе», — с улыбкой описывает график Департамента охраны здоровья (ДОЗ) его директор Оксана Карцева. Высококлассные медицинские специалисты готовы помогать коллегам 24/7. Накануне Дня медицинского работника мы поговорили с Оксаной Владимировной об особенностях промышленной медицины и о том, как ДОЗ заботится о здоровье сотрудников ИНК в офисе и на месторождениях.
«Другой мир медицины»
— Оксана Владимировна, вы работаете в ИНК с 2018 года. Легко решились поменять государственную медицину на корпоративную?
— Здесь, скорее, надо говорить не о корпоративной медицине, а о промышленной. Об этом направлении я впервые услышала именно в ИНК, в медуниверситетах такой специализации нет. Пришла и сразу поняла, что это какой-то другой мир медицины. Совсем иная отрасль, как будто ты из кардиологов пришел в урологи работать — вроде многое знаешь, но этих знаний недостаточно. Я стала погружаться в тему, изучать особенности работы вахтовым методом, влияние на организм тяжелого физического труда, сложных климатических условий и других профессиональных факторов. Параллельно проводила консультации для сотрудников в офисе.
— Сейчас уровень медицинской службы отличается от того, что было пять лет назад?
— Когда я пришла, в службе было только два человека, и очень многое было отдано на аутсорс. В тот же период у меня родилась младшая дочка, и я часто сравниваю развитие службы со взрослением человека, становлением личности. Сейчас это, наверное, такой период юности, прекрасный и динамичный, когда много энергии и планов на будущее. За эти годы мы выросли в целый департамент с более чем 30 сотрудниками, стали одной из лучших медслужб в промышленности России и продолжаем развиваться.
— Пандемия сделала медслужбу сильнее, дала новый опыт?
— Это был еще один период, когда медслужбе пришлось полностью перестроиться. Начиная от структуры департамента до обслуживания обсерваторов — все поменялось под реальности ковида. Мы действовали совсем в другом режиме. Была организована огромная работа по вакцинации сотрудников и их близких, по информированию о необходимости прививок, их безопасности. Потом, когда ковидная напряженность спала, стало понятно, что та структура уже нефункциональна и не выполняет новых поставленных задач, и мы снова все перестроили.
Один департамент — четыре отдела
— Как устроен Департамент охраны здоровья в ИНК сейчас?
— В ДОЗ четыре больших отдела: промышленной медицины, профилактики заболеваний, развития медико-социальных программ и офисный здравпункт. Также в составе департамента работает врач-эксперт, который отвечает за качество медуслуг.
— А как распределяется внимание отделов между сотрудниками офиса и промысла?
— Отдел промышленной медицины отвечает за качество медицинской помощи, оказываемой в здравпунктах на промысловых площадках. Его сотрудники контролируют работу медицинских провайдеров, которые оказывают услуги на месторождениях. Таких компаний-подрядчиков у нас несколько, и это хорошо, среди них здоровая конкуренция, и есть стимул развиваться. Подчеркну: все оказываемые услуги жестко контролируем мы сами, все этапы оказания помощи — от обращения до возвращения к труду — неотложную в здравпункте, при необходимости эвакуацию, нахождение в стационаре, либо амбулаторное лечение, реабилитацию.
Отдел профилактики заболеваемости отвечает за здоровье всех сотрудников, но в первую очередь тех, кто работает на вахте, потому что это тяжелые условия труда. Вахтовики обязательно проходят регулярный медосмотр. В свою очередь отдел профилактики, во-первых, отслеживает, чтобы все проходили эти медосмотры вовремя, а во-вторых, составляет индивидуальные программы оздоровления на основе рекомендаций по итогам медосмотров.
Этот же отдел обрабатывает точечные запросы. Например, руководитель может обратиться к ним и попросить разработать адресную профилактическую программу для своих сотрудников с учетом конкретных условий труда.
— А отдел развития медико-социальных программ отвечает за ДМС?
— Не только. Отдел работает и с программами ОМС и ФСС. По сути, он призван защитить социальную сторону, чтобы у каждого сотрудника компании были средства на поддержание здоровья. При необходимости мы помогаем сделать то, что можно, по ОМС, либо грамотно распорядиться средствами ДМС — не каждый человек способен самостоятельно определить, какое направление для него важнее. В таких случаях сотрудник может прийти к специалисту отдела ДМС или к нашему терапевту и посоветоваться, там всегда подскажут, что нужно, как лучше распределить лимиты. Терапевт как раз принимает в нашем четвертом отделе — в здравпункте.
— Здравпункт обслуживает только офисных сотрудников?
— Да, плюс они еще проводят вакцинацию всех работников от ковида и от кори, чтобы отслеживать коллективный иммунитет нашей компании. Что касается офисных сотрудников, то их проблемы со здоровьем отличаются от тех, что бывают на промысле. Если на месторождениях факторы риска – холодный климат, активная физическая деятельность, то здесь — сидячая работа. Поэтому у офисного здравпункта своя специфика, свой подход к тому, как обеспечить наиболее комфортные условия труда.
Медслужба с человеческим лицом
— Сотрудники говорят, что сегодня ИНК делает для их здоровья намного больше, чем предусмотрено ТК РФ.
— Когда я пришла работать в офис, будучи еще просто врачом, первое, на что обратила внимание, — это сложность получения помощи в государственных учреждениях. Рабочий день сотрудников совпадает со временем работы поликлиники, и выбраться туда крайне сложно. Поэтому сейчас мы всеми силами стараемся предоставить офисным сотрудникам возможность получить максимальное количество медицинских услуг именно здесь, в офисе. Здесь у нас работает выездная лаборатория, есть возможность открыть больничный лист, получить консультацию врача. На этой неделе начинается лечебный массаж.
Первую половину этого года проходил медосмотр офисных сотрудников, который, в общем-то, является подарком от компании, потому что для офисных сотрудников он законодательно не предусмотрен. Сейчас мы анализируем результаты этого медосмотра, смотрим самые распространенные патологии: остеохондроз, зрительные проблемы или проблемы с органами малого таза из-за длительного сидения, варикозы — и во второй половине года будем помогать людям эти проблемы решать. Организуем в офисе дни здоровья по этим конкретным патологиям с возможностью получить консультацию узкопрофильного специалиста, пройти какие-то дополнительные исследования. Будем прорабатывать программы оздоровления по этим основным заболеваниям.
Вообще к нам обращаются практически круглосуточно, могут позвонить и ночью, в выходной день, в праздничный день. Мы никогда не отказываем. У здоровья такая особенность — оно не по графику работает. Никто из врачей не оставляет работу на работе, мы с ней 24/7. Каждого своего пациента ты постоянно обдумываешь, даже ложась спать, думаешь, что ты кому назначил, какие эффекты получил, как поступить, на что поменять препарат, у какого специалиста проконсультировать, какое исследование провести.
— Что вдохновляет вас в работе?
— Самое ценное в медицине — это благодарность. Когда получается действительно решить сложную проблему со здоровьем, и человек излечивается от какого-то серьезного заболевания, для врача это тоже праздник. Еще вопрос, кто больше радуется: пациент или врач, потому что у врача это и радость за человека, и гордость за свое профессиональное достижение. Поэтому, конечно, эмоциональная составляющая работы медиков несравнима ни с какой другой специальностью.
Ну и конечно, наша медицинская служба в ИНК очень отличается от других. Мне кажется, что в других крупных компаниях она шаблонная, исключительно в рамках того, что положено законодательно. Есть требования по обязательным медосмотрам, по обязательному медицинскому страхованию — вот это и выполняется. А у нас, как справедливо говорит руководство, «компания с человеческим лицом», и медицинская служба — тоже. Наша цель — постоянно совершенствоваться, улучшать здоровье сотрудников на деле, быть полезными для каждого в компании.